Особенности развития Я - концепции в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. раскрыть особенности развития личности дошкольника;
3. изучить методы исследования направленные на изучение личности дошкольника.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3
I. Теоретические аспекты проблемы Я-концепции в психологии
1.1 Основные научные теории развития личности ……………………………….6
1.2 Особенности личностного развития дошкольника……………………..........14
1.3 Влияние семьи на формирование личности дошкольника…………………..19
II. Экспериментальное исследование взаимосвязи между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста
2.1. Основные методы и методики исследования………………………………..22
2.2. Анализ и результаты исследования…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….........35
Список литературы………………………………………………………………....37

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.docx

— 169.88 Кб (Скачать документ)

                                                     Содержание 
Введение………………………………………………………………………...........3 
I.  Теоретические аспекты проблемы Я-концепции  в психологии  
1.1 Основные научные теории развития личности ……………………………….6 
1.2 Особенности личностного развития дошкольника……………………..........14

1.3 Влияние семьи на формирование личности дошкольника…………………..19 
II. Экспериментальное исследование взаимосвязи между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста 
2.1. Основные методы и методики исследования………………………………..22

2.2. Анализ и  результаты исследования…………………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………….........35 
Список литературы………………………………………………………………....37

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  исследования. Я-концепция выявляется и организует активность и переживания человека, реализует мотивационные функции, обеспечивает побуждения, стандарты, планы, правила и сценарии поведения, кроме того, определяет адекватность реакций на социальные изменения. Я-концепция, таким образом, выступает как динамическая объяснительная категория, которая опосредует важнейшие внутриличностные процессы (включая переработку информации, мотивацию и эмоцию) и большинство межличностных (включая социальную перцепцию, ситуации выбора партнера и стратегии взаимодействия, а также реакцию обратной связи). Я-концепция может как облегчать, так и затруднять регуляторные процессы (влиять на их эффективность), при этом элементы образа "Я" представляют собой личностные константы, направляющие поведение.

Дошкольное  детство – большой отрезок  жизни ребенка. Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

На протяжении дошкольного возраста наблюдается  закономерный поступательный процесс: от элементарных самоощущений и актов  самоузнавания, дифференцирующих «Я»  и «не-Я», ребенок переходит к  осознанию себя как устойчивого  объекта внимания и отношений  со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дают ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д.

Именно  дошкольный возраст является важнейшим  этапом в развитии личности. Это  период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства  и культуры, время установления начальных  отношений с ведущими сферами  бытия, миром людей, предметов, природы  и собственным миром; период, когда  закладываются основы самовосприятия личности. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного самовосприятия – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом.

Я –  концепция – это обобщенное представление  человека о самом себе, система  его установок относительно собственной  личности, она играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Я – концепция включает в себя образ Я и самооценку.

Образ Я – это совокупность чувственных  ощущений, восприятий, представлений  и характерных образов своих  действий по отношению к самому себе и другим. Посредством восприятия и понимания другого ребенок  приходит к пониманию себя. Самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Существует  множество факторов, влияющих на формирование Я - концепции. Первым институтом социализации для ребенка является его семья. Семья является разновозрастной  группой, в которой дошкольник приобретает  опыт общения и взаимодействия с  людьми разных поколений, разного пола.

Развивающееся «Я» является центральной темой  теорий развития личности детей и  взрослых в различных психологических  школах.

Бернс Р., Маслоу А., Роджерс К., Скиннер Б.Ф., Фрейд З. в зарубежной психологии, Божович Л.И., Выготский, Леонтьев А.Н., Петровский А.В и др. в отечественной посвятили свои исследования теме развития личности и формированию Я – концепции. Так опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, выведенные Выготским Л.С., Божович Л.И. показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.

Изучив  фундаментальные труды отечественных  и зарубежных психологов, хочется  заметить, что очень мало исследователей занимается проблемой развития самосознания у детей дошкольного возраста, изучением Я-образа и его компонентов, представленных в данном возрасте.

Цель  исследования – выявить взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста

Объект  исследования – самосознание детей дошкольного возраста

Предмет – взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.

Гипотеза – существует связь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме;

2. раскрыть  особенности развития личности  дошкольника;

3. изучить  методы исследования направленные  на изучение личности дошкольника.

Методы  исследования: анализ, наблюдение, беседа.

База: ГУО «Ясли – сад №24 г. Солигорска» группа №12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Проблема формирования Я-концепции  в психологии

    1. Основные  научные теории развития личности

Проблематику  самосознания исследовали многие отечественные  и зарубежные психологи. В отечественной  психологической школе исследования в основном концентрировались вокруг двух групп вопросов, первая из которых  – изучение общетеоретических и  методологических аспектов становления  самосознания в контексте более  общей проблемы становления и  развития личности; вторая – более  специальные вопросы, прежде всего  связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Этим вопросам уделили свое внимание такие исследователи, как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и  др. Зарубежная литература по этой проблематике также чрезвычайно богата и разнообразна – эти вопросы так или иначе затрагивают в своих работах Р. Бернс, К. Роджерс, З. Фрейд,  А. Маслоу, Б.Ф. Скиннер и т.д.

Зарубежные  теории

Концепция Бернса. Очевидно, что во многих психологических теориях Я - концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Ясность в эту ситуацию удалось внести одному из наиболее известных современных авторов в области Я - концепции Р. Бернсу. Схема Я - концепции, разработанная этим исследователем, приводится ниже в работе (см. схему 1.1.). Эта схема на сегодняшний день является практически общепринятой.

Р. Бернс  определяет Я - концепцию как "совокупность всех представлений человека о самом  себе, сопряженную с их оценкой". [1]

Ряд исследователей, в том числе и Р. Бернс, рассматривают  Я - концепцию как динамическую систему  установок личности, направленных, в данном случае, на себя. 

Глобальная Я-концепция

Аспекты,

выделенные

 Джемсом 

                      Я – сознающее                                             Я как объект

                   (процесс)                                                 (Содержание)

                                                 Непрерывное

Компоненты                          взаимодействие

установки

                       самооценка                                              Образ Я

                или принятие себя 

 

                                                    тенденция

                                                    поведения

 

                                              Я-концепция как

                                       совокупность установок

                                                     «на себя»

Модальности

                       Реальное Я                      Идеальное Я                Зеркальное Я

                 или представление          или представление        или представление

                   о том, какое Я                   о том, каким Я               о том, как меня

                     на самом деле                  хотел бы быть                воспринимают

                                                                                                              другие

Аспекты 

              Физическое                            Физическое                        Физическое                      

              Социальное                            Социальное                        Социальное

              Умственное                            Умственное                        Умственное

              Эмоциональное                  Эмоциональное                 Эмоциональное

                                                                                                          
 
 

Рисунок 1.1 Структура Я – концепции [1] 

Таким образом в общим чертах выглядит структура описательной составляющей глобальной Я - концепции. Отмечу, что нельзя забывать о том, что такая структуризация возможна лишь в теории: в реальности все описанные компоненты личности взаимодействуют и взаимосвязаны.

Гуманистическая психология. Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Центральным звеном личности, по К.Роджерсу, является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция», которая порождается во взаимодействии с другими людьми. Благодаря К.Роджерсу явления самосознания и самооценки, их функции в поведении и развития субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований.

С точки  зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать  в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого  направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор  среди предоставляемых возможностей.

Информация о работе Особенности развития Я - концепции в дошкольном возрасте