Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа
Цель исследования – выявить взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. раскрыть особенности развития личности дошкольника;
3. изучить методы исследования направленные на изучение личности дошкольника.
Введение………………………………………………………………………...........3
I. Теоретические аспекты проблемы Я-концепции в психологии
1.1 Основные научные теории развития личности ……………………………….6
1.2 Особенности личностного развития дошкольника……………………..........14
1.3 Влияние семьи на формирование личности дошкольника…………………..19
II. Экспериментальное исследование взаимосвязи между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста
2.1. Основные методы и методики исследования………………………………..22
2.2. Анализ и результаты исследования…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….........35
Список литературы………………………………………………………………....37
I. Теоретические аспекты проблемы
Я-концепции в психологии
1.1 Основные научные теории развития личности
……………………………….6
1.2 Особенности личностного развития дошкольника……………………..........
1.3 Влияние семьи
на формирование личности дошкольника…………………..19
II. Экспериментальное исследование взаимосвязи
между стилем семейных взаимоотношений
и уровнем развития самосознания детей
дошкольного возраста
2.1. Основные методы и методики исследования………………………………..22
2.2. Анализ и
результаты исследования…………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Актуальность исследования. Я-концепция выявляется и организует активность и переживания человека, реализует мотивационные функции, обеспечивает побуждения, стандарты, планы, правила и сценарии поведения, кроме того, определяет адекватность реакций на социальные изменения. Я-концепция, таким образом, выступает как динамическая объяснительная категория, которая опосредует важнейшие внутриличностные процессы (включая переработку информации, мотивацию и эмоцию) и большинство межличностных (включая социальную перцепцию, ситуации выбора партнера и стратегии взаимодействия, а также реакцию обратной связи). Я-концепция может как облегчать, так и затруднять регуляторные процессы (влиять на их эффективность), при этом элементы образа "Я" представляют собой личностные константы, направляющие поведение.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
На протяжении дошкольного возраста наблюдается закономерный поступательный процесс: от элементарных самоощущений и актов самоузнавания, дифференцирующих «Я» и «не-Я», ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дают ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д.
Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром; период, когда закладываются основы самовосприятия личности. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного самовосприятия – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом.
Я – концепция – это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности, она играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Я – концепция включает в себя образ Я и самооценку.
Образ Я – это совокупность чувственных ощущений, восприятий, представлений и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Посредством восприятия и понимания другого ребенок приходит к пониманию себя. Самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.
Существует множество факторов, влияющих на формирование Я - концепции. Первым институтом социализации для ребенка является его семья. Семья является разновозрастной группой, в которой дошкольник приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.
Развивающееся «Я» является центральной темой теорий развития личности детей и взрослых в различных психологических школах.
Бернс Р., Маслоу А., Роджерс К., Скиннер Б.Ф., Фрейд З. в зарубежной психологии, Божович Л.И., Выготский, Леонтьев А.Н., Петровский А.В и др. в отечественной посвятили свои исследования теме развития личности и формированию Я – концепции. Так опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, выведенные Выготским Л.С., Божович Л.И. показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.
Изучив
фундаментальные труды
Цель исследования – выявить взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста
Объект исследования – самосознание детей дошкольного возраста
Предмет – взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.
Гипотеза – существует связь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. анализ
психолого-педагогической
2. раскрыть особенности развития личности дошкольника;
3. изучить
методы исследования
Методы исследования: анализ, наблюдение, беседа.
База:
ГУО «Ясли – сад №24 г. Солигорска» группа
№12
I. Проблема формирования Я-концепции в психологии
Проблематику
самосознания исследовали многие отечественные
и зарубежные психологи. В отечественной
психологической школе
Зарубежные теории
Концепция Бернса. Очевидно, что во многих психологических теориях Я - концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Ясность в эту ситуацию удалось внести одному из наиболее известных современных авторов в области Я - концепции Р. Бернсу. Схема Я - концепции, разработанная этим исследователем, приводится ниже в работе (см. схему 1.1.). Эта схема на сегодняшний день является практически общепринятой.
Р. Бернс определяет Я - концепцию как "совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженную с их оценкой". [1]
Ряд исследователей,
в том числе и Р. Бернс, рассматривают
Я - концепцию как динамическую систему
установок личности, направленных,
в данном случае, на себя.
Глобальная Я-концепция
Аспекты,
выделенные
Джемсом
Я – сознающее
(процесс)
Непрерывное
Компоненты
установки
самооценка
или принятие себя
Модальности
Реальное Я Идеальное Я Зеркальное Я
или представление или представление или представление
о том, какое Я
на самом деле хотел бы быть воспринимают
Аспекты
Физическое
Социальное
Умственное
Эмоциональное Эмоциональное Эмоциональное
Рисунок
1.1 Структура Я – концепции [1]
Таким образом в общим чертах выглядит структура описательной составляющей глобальной Я - концепции. Отмечу, что нельзя забывать о том, что такая структуризация возможна лишь в теории: в реальности все описанные компоненты личности взаимодействуют и взаимосвязаны.
Гуманистическая психология. Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.
Центральным звеном личности, по К.Роджерсу, является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция», которая порождается во взаимодействии с другими людьми. Благодаря К.Роджерсу явления самосознания и самооценки, их функции в поведении и развития субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований.
С точки
зрения гуманистической психологии
только сами люди ответственны за выбор,
который они делают. Это не означает,
что, если людям дана свобода выбора,
они непременно будут действовать
в своих собственных интересах.
Свобода выбора не гарантирует правильность
выбора. Основным принципом этого
направления является модель ответственного
человека, свободно делающего выбор
среди предоставляемых
Информация о работе Особенности развития Я - концепции в дошкольном возрасте