Особенности развития Я - концепции в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. раскрыть особенности развития личности дошкольника;
3. изучить методы исследования направленные на изучение личности дошкольника.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3
I. Теоретические аспекты проблемы Я-концепции в психологии
1.1 Основные научные теории развития личности ……………………………….6
1.2 Особенности личностного развития дошкольника……………………..........14
1.3 Влияние семьи на формирование личности дошкольника…………………..19
II. Экспериментальное исследование взаимосвязи между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста
2.1. Основные методы и методики исследования………………………………..22
2.2. Анализ и результаты исследования…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….........35
Список литературы………………………………………………………………....37

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.docx

— 169.88 Кб (Скачать документ)

Для изучения общей самооценки можно воспользоваться  разными методами. Уже повседневные наблюдения могут дать немало ценной информации. Следует шире использовать жизненные показатели развития личности, в том числе и самооценки, самоуважения, притязаний ребенка.

Полезно обратить внимание, например на детские  голоса: выделить детей, чьи голоса являются высокими и напряженными, мягкими и неотчетливыми, тихими и громкими, даже немного грубыми, попытаться обнаружить зависимость  между голосом ребенка и его  представлением и чувствами в  отношении самого себя (с учетом того, что вы дополнительно знаете о ребенке).

Есть  и специальные способы, позволяющие  изучить общую самооценку ребенка. Среди них методика «Лесенка» (см. приложение 2). Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель  исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Методика  проводится индивидуально. Процедура  исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам  помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Беседа  с одним ребенком занимает примерно 20-30 мин.

Дети  считают, что близкие взрослые по-разному  относятся к ним.

Формирование  общей самооценки у дошкольника  непосредственно зависит от оценок окружающих его людей, отмечу ее тесную зависимость от отношений родителей  и других близких взрослых к ребенку. Каждому уровню самооценки, и в частности представлений дошкольника о себе, соответствует специфическая картина семейных взаимоотношений. Изучение внутрисемейных взаимоотношений было выполнено с помощью методики «Рисунок семьи» (см. приложение 3). Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов  на вопросы оценить особенности  восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

При взаимосвязанном  анализе всех вышеназванных методик  можно судить о зависимости между  стилем семейных взаимоотношений и  уровнем развития самосознания детей  дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ и результаты  исследования

Исследования  проходили на базе ГУО «Ясли –  сад №24 г. Солигорска», группа № 12. Возраст  испытуемых от 4 до 5 лет.

На  первом этапе исследования стояла цель:  выяснить уровень сформированности образа «Я» и самооценки (см. таблица 2.1.).

В ходе беседы, при проведении методики «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки», в первой серии , были получены следующие показатели:

характер  представлений детей  о себе:

92,3% из  всех обследуемых детей описывали  себя положительными качествами, такими как: хороший, красивый, добрый, ласковый, послушный, веселый,  радостный; и только 7,7% - отрицательными  качествами, такими как «грустный»  и «злой». Практически все дети давали только краткие характеристики (одно слово) о себе, это может нам говорить, что детей 4-5 лет попросту приписывают себе все положительные, одобряемые взрослыми качества. У части детей уже присутствуют некоторые элементы самостоятельного представления о себе и проявляются они, в оценке не личностных и моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть кукла с красивыми и длинными волосами», «А зато у меня есть вот что»);

Следующий показатель это ценностные суждения детей:

на вопрос: «На кого бы ты хотел быть похожим? Кто тебе очень нравится?» - 53,8% из всех испытуемых выбрали близких  родственников (маму, папу, сестру или  брата), это говорит о том  что усвоение моральных норм, ценностей и суждений в дошкольном возрасте также происходит под влиянием усвоения образцов поведения взрослых; а на вопрос «На кого бы ты не хотел быть похожим? Кто тебе не нравиться?» - 61,5% детей назвали детей той же группы, где воспитывались сами, «Какой это человек?» - большая часть детей (76,9%) указали на то или иное действие (бьется, игрушки не дает, обижает детей) - это свидетельствует о том, что дети в 4 – 5 лет уже могут выделять, приписывать и оценивать отрицательные качества у сверстников.

Последний показатель – это пристрастия детей:

на вопрос: «каким бы ты хотел быть?» 61,5% детей давали ответ в виде признака: «хорошим», «добрым», «красивым», «взрослым», «сильным»; «Каким бы ты не хотел быть?» – 84,6% детей ответили «плохим», «злым», что говорит о том, что они используют нравственные эталоны, которые часто используют взрослые в оценке их действий.

Во второй серии проводилась работа со шкалой, на основе которой, выявлялся реальный и идеальный уровень самооценки. Были получены следующие результаты:

53,8% детей  обладают завышенной самооценкой, 23% -дифференцированной (различие оценок  в идеальном и реальном плане)  и 15% - заниженной самооценкой.  Данные результаты указывают  на то, что у детей в  возрасте 4 – 5 лет сохраняется преимущественно  завышенная самооценка, однако прослеживаются  элементы дифференцированной самооценки, то есть часть детей уже  могут отличить норму поведения  от эталона, представленная взрослыми.  Заниженная самооценка говорит,  возможно, о несформированности  представлений о нормах поведения,  либо об отсутствии положительного  эмоционального контакта со взрослыми.

Обобщая ответы детей в первой и второй сериях, выяснилось что высоким уровнем сформированности образа «Я» обладают только 23% из всех исследуемых детей, которые характеризуются сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе. 
 
 
 
 
 

Результаты  исследования по методике «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки»

  таблица 2.1.

I серия Показатель Описание Количество (%)
 
 
 
 
Характер  представлений детей о себе
Описание себя положительными качествами  
92,3
Описание  себя отрицательными качествами  
7,7
Давали  краткие характеристики о себе 77
Давали  развернутый рассказ о себе 23
Ценностные  суждения В положительных  качествах ориентируются на взрослых  
53,8
В отрицательных качествах ориентируются  на сверстников  
61,5
 
Пристрастия детей
Эталоны положительных  качеств 61,5
Эталоны отрицательных качеств 84,6
II серия  
Самооценка
Завышенная 53,8
Дифференцированная 23
Заниженная 15
 

На  втором этапе исследования стояла цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

По результатам  методики «Лесенка» были выделены четыре группы детей, в зависимости от уровня оценки их самих себя (см. диаграмма 2.1.).  К первой группе относятся дети с неадекватно завышенной самооценкой, они не раздумывая, ставят себя на самую высокую ступеньку; считают, что мама оценивает их также; аргументируя свой выбор, ссылаются на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Ко второй группе относятся дети с завышенной самооценкой, они после некоторых раздумий и колебаний ставят себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называют какие-то свои недостатки и промахи, но объясняют их внешними, независящими от него, причинами, считают, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».  В третью группу входят дети с адекватной самооценкой, они обдумав задание, ставят себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняют свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считают, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. И к четвертой группе относятся дети с заниженной самооценкой, они ставят себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняют либо ссылаются на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Из нижеприведенной  диаграммы  можно сделать вывод, что дети среднего дошкольного возраста в большинстве своем обладают неадекватно завышенной и завышенной самооценкой – это говорит  о том, что они еще не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Результаты  исследования общей  самооценки по методике «Лесенка»

Диаграмма 2.1.

 

По этой методике также удалось выявить  связи самооценки ребенка с оценками родителей:

А) общая  самооценка ребенка выше, чем предполагаемая им оценка его отцом, таких же различий с предполагаемой оценкой матерью, сестрой, братом и другими членами  семьи обнаружено не было;

Б) самооценка ребенка в ситуации плохого поступка будет выше предполагаемой оценки ребенка  отцом в этой же ситуации. Этот результат  говорит о том, что отец, как  правило, более строг в оценивании ребенка, чем он сам и другие члены  семьи;

В) оценка ребенком своей матери несколько  выше, чем оценка ребенком своего отца;

Г) оценка ребенком матери выше, чем предполагаемая оценка ребенка матерью. Это лишний раз подтверждает острую потребность  ребенка в любви, особенно материнской  и означает доминирующую роль матери в становлении эмоционально –  оценочной функции сознания.

Таким образом, проанализировав соотношение  оценочных и самооценочных характеристик, полученных с помощью методики «Лесенка», можно сказать, что, во – первых, большинству детей свойственна завышенная положительная самооценка, во – вторых, среди оценочных отношений центральное место занимают отношения ребенка с отцом и матерью. Подчеркивая роль отца в становлении самооценки, можно ответить на рациональность его оценок, их адекватность ситуации и возможностям ребенка. Это влияние отца и его отношения к ребенку особенно заметно в семьях с высоким социально – экономическим статусом и в большей степени проявляется при воспитании мальчиков.

На  третьем этапе  исследования стояла цель: выявить особенности внутрисемейных отношений.

В результатах  исследования с использованием проективного теста «Рисунок семьи» были обнаружены существенные особенности стилей воспитания, отраженные через восприятие самого ребенка (см. диаграмма 2.2.). Больше чем половина детей изобразили семью в полном составе, меньшая часть не рисует кого – либо из членов семьи. Нежелание изображать кого – либо из членов семьи может указывать на наличие ситуативных напряженных отношений между ребенком и этим членом семьи. Остальная часть детей добавили членов семьи.

Результаты  исследования рисунков по методике «Рисунок семьи»

Диаграмма 2.2. 

Оценка  эмоционального благополучия в семье, диагностируемого на основе различных  особенностей изображения, позволила  увидеть различную степень эмоционального благополучия в семье (см. диаграмма 2.3.). Небольшая часть дошкольников отражает в рисунках эмоциональный  фон внутрисемейных отношений как  положительный и высокой степени  благополучный, что определяется наличием признаков : отсутствие расстояния между членами семьи, каких – либо предметов между ними, соединённые руки. Кроме того, эти дети рисуют различные символы спокойствия и безмятежности: бабочки, цветы, солнце.

Информация о работе Особенности развития Я - концепции в дошкольном возрасте