Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа
Цель исследования – выявить взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. раскрыть особенности развития личности дошкольника;
3. изучить методы исследования направленные на изучение личности дошкольника.
Введение………………………………………………………………………...........3
I. Теоретические аспекты проблемы Я-концепции в психологии
1.1 Основные научные теории развития личности ……………………………….6
1.2 Особенности личностного развития дошкольника……………………..........14
1.3 Влияние семьи на формирование личности дошкольника…………………..19
II. Экспериментальное исследование взаимосвязи между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста
2.1. Основные методы и методики исследования………………………………..22
2.2. Анализ и результаты исследования…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….........35
Список литературы………………………………………………………………....37
Для изучения общей самооценки можно воспользоваться разными методами. Уже повседневные наблюдения могут дать немало ценной информации. Следует шире использовать жизненные показатели развития личности, в том числе и самооценки, самоуважения, притязаний ребенка.
Полезно обратить внимание, например на детские голоса: выделить детей, чьи голоса являются высокими и напряженными, мягкими и неотчетливыми, тихими и громкими, даже немного грубыми, попытаться обнаружить зависимость между голосом ребенка и его представлением и чувствами в отношении самого себя (с учетом того, что вы дополнительно знаете о ребенке).
Есть и специальные способы, позволяющие изучить общую самооценку ребенка. Среди них методика «Лесенка» (см. приложение 2). Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Беседа с одним ребенком занимает примерно 20-30 мин.
Дети считают, что близкие взрослые по-разному относятся к ним.
Формирование общей самооценки у дошкольника непосредственно зависит от оценок окружающих его людей, отмечу ее тесную зависимость от отношений родителей и других близких взрослых к ребенку. Каждому уровню самооценки, и в частности представлений дошкольника о себе, соответствует специфическая картина семейных взаимоотношений. Изучение внутрисемейных взаимоотношений было выполнено с помощью методики «Рисунок семьи» (см. приложение 3). Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.
При взаимосвязанном
анализе всех вышеназванных методик
можно судить о зависимости между
стилем семейных взаимоотношений и
уровнем развития самосознания детей
дошкольного возраста.
2.2. Анализ и результаты исследования
Исследования проходили на базе ГУО «Ясли – сад №24 г. Солигорска», группа № 12. Возраст испытуемых от 4 до 5 лет.
На первом этапе исследования стояла цель: выяснить уровень сформированности образа «Я» и самооценки (см. таблица 2.1.).
В ходе беседы, при проведении методики «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки», в первой серии , были получены следующие показатели:
характер представлений детей о себе:
92,3% из
всех обследуемых детей
Следующий показатель это ценностные суждения детей:
на вопрос: «На кого бы ты хотел быть похожим? Кто тебе очень нравится?» - 53,8% из всех испытуемых выбрали близких родственников (маму, папу, сестру или брата), это говорит о том что усвоение моральных норм, ценностей и суждений в дошкольном возрасте также происходит под влиянием усвоения образцов поведения взрослых; а на вопрос «На кого бы ты не хотел быть похожим? Кто тебе не нравиться?» - 61,5% детей назвали детей той же группы, где воспитывались сами, «Какой это человек?» - большая часть детей (76,9%) указали на то или иное действие (бьется, игрушки не дает, обижает детей) - это свидетельствует о том, что дети в 4 – 5 лет уже могут выделять, приписывать и оценивать отрицательные качества у сверстников.
Последний показатель – это пристрастия детей:
на вопрос: «каким бы ты хотел быть?» 61,5% детей давали ответ в виде признака: «хорошим», «добрым», «красивым», «взрослым», «сильным»; «Каким бы ты не хотел быть?» – 84,6% детей ответили «плохим», «злым», что говорит о том, что они используют нравственные эталоны, которые часто используют взрослые в оценке их действий.
Во второй
серии проводилась работа со шкалой,
на основе которой, выявлялся реальный
и идеальный уровень
53,8% детей
обладают завышенной
Обобщая
ответы детей в первой и второй
сериях, выяснилось что высоким уровнем
сформированности образа «Я» обладают
только 23% из всех исследуемых детей, которые
характеризуются сочетанием дифференцированной
самооценки при различении реального
и идеального планов с содержательным
рассказом о себе.
Результаты исследования по методике «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки»
таблица 2.1.
I серия | Показатель | Описание | Количество (%) |
Характер представлений детей о себе |
Описание себя положительными качествами | 92,3 | |
Описание себя отрицательными качествами | 7,7 | ||
Давали краткие характеристики о себе | 77 | ||
Давали развернутый рассказ о себе | 23 | ||
Ценностные суждения | В положительных качествах ориентируются на взрослых | 53,8 | |
В
отрицательных качествах |
61,5 | ||
Пристрастия детей |
Эталоны положительных качеств | 61,5 | |
Эталоны отрицательных качеств | 84,6 | ||
II серия | Самооценка |
Завышенная | 53,8 |
Дифференцированная | 23 | ||
Заниженная | 15 |
На втором этапе исследования стояла цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
По результатам методики «Лесенка» были выделены четыре группы детей, в зависимости от уровня оценки их самих себя (см. диаграмма 2.1.). К первой группе относятся дети с неадекватно завышенной самооценкой, они не раздумывая, ставят себя на самую высокую ступеньку; считают, что мама оценивает их также; аргументируя свой выбор, ссылаются на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Ко второй группе относятся дети с завышенной самооценкой, они после некоторых раздумий и колебаний ставят себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называют какие-то свои недостатки и промахи, но объясняют их внешними, независящими от него, причинами, считают, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». В третью группу входят дети с адекватной самооценкой, они обдумав задание, ставят себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняют свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считают, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. И к четвертой группе относятся дети с заниженной самооценкой, они ставят себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняют либо ссылаются на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Из нижеприведенной диаграммы можно сделать вывод, что дети среднего дошкольного возраста в большинстве своем обладают неадекватно завышенной и завышенной самооценкой – это говорит о том, что они еще не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
Результаты исследования общей самооценки по методике «Лесенка»
Диаграмма 2.1.
По этой методике также удалось выявить связи самооценки ребенка с оценками родителей:
А) общая самооценка ребенка выше, чем предполагаемая им оценка его отцом, таких же различий с предполагаемой оценкой матерью, сестрой, братом и другими членами семьи обнаружено не было;
Б) самооценка ребенка в ситуации плохого поступка будет выше предполагаемой оценки ребенка отцом в этой же ситуации. Этот результат говорит о том, что отец, как правило, более строг в оценивании ребенка, чем он сам и другие члены семьи;
В) оценка ребенком своей матери несколько выше, чем оценка ребенком своего отца;
Г) оценка ребенком матери выше, чем предполагаемая оценка ребенка матерью. Это лишний раз подтверждает острую потребность ребенка в любви, особенно материнской и означает доминирующую роль матери в становлении эмоционально – оценочной функции сознания.
Таким
образом, проанализировав соотношение
оценочных и самооценочных
На третьем этапе исследования стояла цель: выявить особенности внутрисемейных отношений.
В результатах исследования с использованием проективного теста «Рисунок семьи» были обнаружены существенные особенности стилей воспитания, отраженные через восприятие самого ребенка (см. диаграмма 2.2.). Больше чем половина детей изобразили семью в полном составе, меньшая часть не рисует кого – либо из членов семьи. Нежелание изображать кого – либо из членов семьи может указывать на наличие ситуативных напряженных отношений между ребенком и этим членом семьи. Остальная часть детей добавили членов семьи.
Результаты исследования рисунков по методике «Рисунок семьи»
Диаграмма 2.2.
Оценка
эмоционального благополучия в семье,
диагностируемого на основе различных
особенностей изображения, позволила
увидеть различную степень
Информация о работе Особенности развития Я - концепции в дошкольном возрасте