Особенности развития Я - концепции в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста
Задачи:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. раскрыть особенности развития личности дошкольника;
3. изучить методы исследования направленные на изучение личности дошкольника.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3
I. Теоретические аспекты проблемы Я-концепции в психологии
1.1 Основные научные теории развития личности ……………………………….6
1.2 Особенности личностного развития дошкольника……………………..........14
1.3 Влияние семьи на формирование личности дошкольника…………………..19
II. Экспериментальное исследование взаимосвязи между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста
2.1. Основные методы и методики исследования………………………………..22
2.2. Анализ и результаты исследования…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….........35
Список литературы………………………………………………………………....37

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.docx

— 169.88 Кб (Скачать документ)
="justify">Большая часть дошкольников  живет в  семьях, в которых также диагностируется  относительное эмоциональное благополучие. Однако между членами семьи существует некоторое расстояние: руки зачастую соединены не между всеми членами  семьи, иногда появляются предметы, например сумки или предметы кухонного  обихода (стаканы, чашки, кастрюли);

Почти половина обследуемых детей  выражает на своих рисунках некоторое неблагополучие эмоциональных взаимоотношений  в семье. Кроме увеличивающего расстояния между различными членами семьи, появляются негативные признаки –  темные тона, дождь – символ депрессивного  настроения.

Результаты  исследования рисунков по методике «Рисунок семьи»

Диаграмма 2.3.

  

Ряд признаков, позволяет судить о некотором  присутствии агрессивности во взаимоотношениях ребенка со своей семьей (см. диаграмму 2.4.). Диагностика этого состояния  по рисунку семьи говорит о  наличии данного признака во внутрисемейных отношениях, который проявляется  у небольшой группы дошкольников. Только у малой части  детей  в рисунках присутствуют явные признаки агрессии во внутрисемейных отношениях в виде использования при рисовании  черного цвета. У значительной части  детей признаки агрессивности в  отношениях не диагностируются.  
 
 

Результаты  исследования рисунков по методике «Рисунок семьи»

Диаграмма 2.4.

В ходе рисования за ребенком велось наблюдение, в котором фиксировался порядок  изображения фигур членов семьи (см. диаграмма 2.5.). Были получены доказательства решающего значения для дошкольника  матери: большая часть  детей первой рисуют мать, только малая часть  сначала рисуют отца. Причем у 38,5% детей  фигура отца более блеклая по сравнению  с остальными образами.

Результаты  исследования рисунков по методике «Рисунок семьи»

Диаграмма 2.5.

 

Таким образом, результаты комплексного изучения семейных отношений и эмоционального климата в семье обследованных  дошкольников отражают довольно пеструю  и неоднозначную  картину взаимоотношений  в семье, их решающее влияние на самооценку дошкольника (см. гистограмма 2.1.). Первое, что необходимо отметить, что все  дети, воспитывающиеся в семьях с  максимально положительным уровнем  развития взаимоотношений между  членами семьи, имеют завышенную самооценку, они ставят всех членов семьи на самые высокие ступеньки  в методике «Лесенка». Второе – дети, которые растут в семьях с относительным эмоциональным благополучием также имеют завышенную самооценку, но часть из них уже могут адекватно оценивать свои поступки. И третье, что необходимо отметить, это то, что наличие заниженной самооценки характерно только для детей, воспитывающихся в семьях, имеющих некоторое эмоциональное неблагополучие. Говоря о детях, имеющих завышенную самооценку, но воспитывающихся в той же группе семьях, можно отметить, что этим детям не хватает «эмоционального тепла»  и заботы, они отображают, то, что хотели бы видеть. Объяснение этого расхождения может быть связано с недостаточным развитием рефлексии у ребенка, что не позволяет ему в полной мере и адекватно отобразить на рисунке эмоциональные отношения между родственниками и им самим. Дополнительной причиной различий в количественном материале может быть комплексность социальной природы формирующейся самооценки ребенка, поскольку имеется еще несколько важных систем отношений, среди которых существенное место занимают отношения со сверстниками в ДОУ. 
 
 
 
 

Результаты  комплексного исследования данных, полученных при обработке методик «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки», «Лесенка» и «Рисунок семьи»

Гистограмма 2.1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Проблематику  самосознания исследовали многие отечественные и зарубежные психологи. Как зарубежные, так и отечественные ученые рассматривали структуру и развитие личности с разных сторон, что и дает такую широкую картину ее описания. Но общим для всех этих теорий является то, что личность формируется в обществе.

Самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообуславливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.

Семья является важнейшим условием формирования личности ребенка, т.к. это первая микросреда куда попадает ребенок и где он получает первый социальный опыт. Высокая положительная самооценка обеспечивается любовью и бескорыстной заботой со стороны взрослых, уважением, принятием и полноценным общением с родителями.

Для исследования уровня развития самосознания и самооценки в практике используют много разнообразных  методов и методик. В своих  исследованиях я использовала метод  наблюдения и беседы, методики «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки», «Лесенка» и «Рисунок семьи». При взаимосвязанном анализе всех вышеназванных методик можно судить о зависимости между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.

В ходе исследования была достигнута цель работы: выявить связь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного  возраста. Было доказано то, что чем  эмоционально ближе все члены  семьи, тем лучше формируется  самосознание детей, тем более адекватна  самооценка ребенка (по сравнению с  другими детьми этой же группы).

По результатам  методики «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки» было выявлено, что высоким уровнем сформированности образа «Я» обладают только 23% из всех исследуемых детей, которые характеризуются сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе.

Проанализировав соотношение оценочных и самооценочных  характеристик, полученных с помощью  методики «Лесенка», можно сказать, что, во – первых, большинству детей свойственна завышенная положительная самооценка, во – вторых, среди оценочных отношений центральное место занимают отношения ребенка с отцом и матерью. Подчеркивая роль отца в становлении самооценки, можно ответить на рациональность его оценок, их адекватность ситуации и возможностям ребенка.

Оценка  эмоционального благополучия в семье, диагностируемого на основе различных  особенностей изображения в методике «Рисунок семьи», позволила увидеть  различную степень эмоционального благополучия в семье

Таким образом, все дети, воспитывающиеся  в семьях с максимально положительным  уровнем развития взаимоотношений  между членами семьи, имеют завышенную самооценку, они ставят всех членов семьи на самые высокие ступеньки  в методике «Лесенка». Второе – дети, которые растут в семьях с относительным эмоциональным благополучием также имеют завышенную самооценку, но часть из них уже могут адекватно оценивать свои поступки. И третье, что необходимо отметить, это то, что наличие заниженной самооценки характерно только для детей, воспитывающихся в семьях, имеющих некоторое эмоциональное неблагополучие.

Данные  результаты можно использовать при  работе психолога в ДУ с детьми, имеющими заниженную самооценку, расстройства в поведении и трудности в  эмоционально – волевой сфере. 
 
 
 
 
 

    Список  литературы: 

  1. Бернс, Р. Что такое Я – концепция// Психология самосознания: Хрестоматия/ Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ – М,2003. – 334с.
  2. Маслоу, А. Мотивация и личность// под ред. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999
  3. Роджерс, К. О становлении личностью// Психотерапия глазами психотерапевта/ Ред. Е.И. Исенина. – М.: «Прогресс», 1994
  4. Фонарева, А.М. Развитие личности ребенка. – М., 1987
  5. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. – М., 1997
  6. Коломинский, Я.Л. Условия развития личности ребенка/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько// Детская психология: учебное пособие/ Ред. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др. – Минск.: Университетское, 1998. – С. 290 - 294
  7. Каменская,В.Г. Психическое и социальное развитие ребенка дошкольного возраста/ В.Г. Каменская// Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие/ В.Г. Каменская. – М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2005. – С. 190 – 191
  8. Алексеева, Е.Л. Эффективные методы и приемы формирования адекватной самооценки/ Е.Л. Алексеева// Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа, 2009, №9. – 2009. – С. 18 – 26
  9. Тиринова, О.И. Основные этапы формирования самоконтроля и самооценки/ О.И. Тиринова// Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа, 2009, №9. – 2009. – С. 14 – 17
  10. Козубовский, В.М. Самооценка личности/ В.М. Козубовский// Козубовский, В. М. Общая психология: личность: Учеб пособие/В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2006. – С. 311 – 317
  11. Якобсон, С.Г. Становление ранних форм самосознания детей/ С.Г. Якобсон, Л.Р. Адимова// Вопросы психологии, 2009, №1. – 2009. – С. 12 – 22
  12. Музычина, Е.К. Влияние родительского отношения на развитие самоотношения у детей старшего дошкольного возраста/ Е.К. Музычина// Псіхалогія, 2007, №4. – 2007. – С. 36 – 41
  13. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект/ А.К. Болотова// Вопросы психологии, 2006, №2. – 2006. – С. 16 – 125
  14. Самосознание: самооценка и рефлексия// Современная практическая психология: Учеб. пособие/ Под ред. Тутушкина М.К. – М.: Изд. центр АКАДЕМИЯ, 2005. – С. 180 – 187
  15. Реан А.А. и др. Я – концепция личности// Реан А.А. и др. Психология и педагогика. – СПб., 2002. – С. 125 – 129
  16. Козубовский, В. М. Основные теоретические подходы к исследованию личности/ В.М. Козубовский// Козубовский, В.М. Общая психология: личность: Учеб. пособие/ В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2006. – С. 16 - 34

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности развития Я - концепции в дошкольном возрасте