Особенности самооценки студентов с разным уровнем осмысленности жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание

Основной гипотезой исследования является предположение о том, что самооценка студентов с высоким уровнем осмысленности жизни будет более адекватной.
Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу необходимо выделить следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы самооценки и осмысленности жизни.
Теоретически изучить влияние осмысленности жизни на самооценку.
Эмпирически изучить взаимосвязь самооценки с осмысленностью жизни.
Провести анализ полученных результатов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект самооценки и СЖО 4
1.1. Понятие самооценки 4
1.2. Изучение самооценки в различных подходах 7
1.3. Понятие осмысленности жизни 16
1.4. Подходы изучения осмысленности жизни 17
1.5. Самооценка и ее взаимосвязь с осмысленностью жизни 20
1.6. Особенности студенческого возраста21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и СЖО 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты и их обработка 26
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Приложение 1 36
Приложение 2 38
Приложение 3 39
Приложение 4 40

Работа состоит из  1 файл

Особенности самооценки студентов с разным уровнем осмысленности жизни .docx

— 86.07 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет информационной безопасности

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности


 

 

 

 

Курсовая работа по курсу

психодиагностика

на тему:

«Особенности самооценки студентов с разным  уровнем осмысленности жизни»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

Таганрог  2013 г.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект самооценки и СЖО 4

     1.1. Понятие самооценки 4

     1.2. Изучение самооценки в различных подходах 7

     1.3. Понятие осмысленности жизни 16

     1.4. Подходы изучения осмысленности жизни 17

     1.5. Самооценка и ее взаимосвязь с осмысленностью жизни 20

     1.6. Особенности студенческого возраста21

Выводы по первой главе 24

Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и СЖО 25

      2.1. Организация и методы исследования 25

      2.2. Результаты  и их обработка 26

Выводы по второй главе  32

Заключение 33

Список использованной литературы 34

Приложение 1 36

          Приложение 2 38

Приложение 3 39

          Приложение 4 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Курсовая работа посвящена  изучению самооценки и смысложизненных  ориентаций в студенческой среде.

В современном обществе самооценке и осмысленности жизни уделяется  повышенное внимание. Изучением данных вопросов занимались и занимаются такие  ученые, как А.А. Реан, У. Джеймс, З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Л.С. Выготский, К. Левин, С. Франк, К. Юнг, В.В. Налимов, М.Е. Литвак. По этой проблематике написано множество  книг, разработано огромное количество методик и тренингов касательно вопросов выявления и корректировки  данных категорий. Однако, несмотря на такую вроде бы богатую историю, изучение самооценки и смысла жизни  до сих пор сохраняет свою актуальность. Это связано с происходящими  изменениями в социуме, переходом  к информационным технологиям, что, естественно, ведет к изменению  взглядов на изучаемые понятия. 

Поэтому целью данной курсовой работы является выявление особенностей самооценки и СЖО студентов.

Объект исследования – студенты ЮФУ г. Таганрог.

Предмет исследования – самооценка и СЖО студентов.

Основной гипотезой исследования является предположение о том, что самооценка студентов с высоким уровнем осмысленности жизни будет более адекватной. 

Для того чтобы проверить  выдвинутую гипотезу необходимо выделить следующие задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы самооценки и осмысленности жизни.
  2. Теоретически изучить влияние осмысленности жизни на самооценку.
  3. Эмпирически изучить взаимосвязь самооценки с осмысленностью жизни.
  4. Провести анализ полученных результатов.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ САМООЦЕНКИ И СЖО

1.1. Понятие самооценки 

Самооценка как объект исследования в зарубежных и отечественных  психологических работах давно  занимает привилегированное положение, о чем свидетельствует факт непрерывного роста общего объема публикаций, напрямую связанных с проблемами самооценки. Однако споры о природе, значении и механизмах самооценки не прекращаются до сих пор. Более того, как заметил  К. Мрук, все теперь знают, что такое  самооценка, но никто не может дать точное и исчерпывающее определение  – сколько исследователей, столько  и различных дефиниций. В психологической  литературе наряду с понятием самооценки широко используются такие термины, как «самоуважение», «самоотношение», «чувство собственного достоинства», «самопринятие», «самоэффективность», «Я-концепция», «образ-Я», «удовлетворенность собой», «чувство собственной компетентности»  и т. п., которые одними авторами рассматриваются  как синонимы, а другими употребляются  в разных значениях. По мнению С.Р. Пантилеева, чаще всего за данным разнообразием  в словоупотреблении не стоят  какие-либо определенные и общепризнанные концептуальные различия [2].

Самооценка – это способность человека составить определенное суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности. Приписывание значения своей личности и ее отдельным аспектам на некоторой шкале между полюсами «хорошо – плохо» или «важно – неважно» и есть самооценка [2]. А.А. Реан выделяет два вида самооценки: адекватная самооценка, которая позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности истребованиями окружающих и негативная самооценка – низкий уровень самоуважения, ощущения собственной ценности, формирует негативное отношение к своей личности [4].

Каждый из нас не только видит себя определенным образом, но также оценивает себя и свое поведение. Такой оценочный аспект Я называется самооценкой [1].

Несмотря на разноголосицу, а порой и путаницу, связанную  с дефиницией самооценки, за данным понятием стоит определенная психологическая  реальность, конкретная феноменология. Фактически каждый из нас понимает, что такое самооценка, и может  сказать, какая она у него –  высокая или низкая, а также  определить ее высоту у других людей. Явно или неявно как исследователями, так и обычными людьми признается, что уровень самооценки человека влияет на все, о чем он говорит, что  думает, что делает [2].

Главная функция самооценки состоит в регуляции поведения  субъекта. Через включение самооценки в структуру мотивации субъект  осуществляет непрерывное соотношение  своих возможностей, внутренних психологических  резервов с целями и средствами деятельности. Одной из основных выделяется также  сигнализирующая функция самооценки, представляющая индивиду субъективную обратную связь – положительную  или отрицательную, сигнализирующую  об адекватности действий человека и  степени благополучия его жизни  регулятивные функции самооценки подразделяет на собственно оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные. Таким образом, самооценка обеспечивает различные стратегии в осуществлении  тех или иных деятельностей и  в решении разного рода задач, влияет на построение взаимоотношений  с другими людьми, способствует осуществлению  самоопределения, самовыражения и  самореализации, определяет построение жизненных стратегий, при необходимости  выполняя функцию психологической  защиты и функцию сохранения внутренней стабильности и согласованности  «Я» [2].

По данным исследований Тейлор, люди с высокой самооценкой думают о себе хорошо, ставят перед собой  соответствующие цели, принимают  во внимание мнения других людей для  увеличения своих успехов, хорошо справляются с трудными ситуациями. Люди с низкой самооценкой, с другой стороны, не очень хорошо думают о себе, часто выбирают нереалистические цели или вообще уклоняются от каких-либо целей, с пессимизмом смотрят в будущее и враждебно реагируют на критику или другие виды негативной обратной связи [1].

Вдобавок к общей самооценке каждый человек имеет специфические, парциальные, оценки своих способностей в отдельных сферах. Например, какой-либо студент может иметь высокую  самооценку в целом, но при этом знать, что ему трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми и он не очень музыкален. Другой студент  может иметь низкую самооценку в  целом, но знать, что он является хорошим  вратарем факультетской футбольной команды [1].

Исследования показывают, что уровень самооценки личности связан с когнитивными аспектами  Я-концепции. Так, люди с низкой самооценкой  имеют менее ясно определенную и  устойчивую Я-концепцию, чем люди с  высокой самооценкой [1].

Я-концепция людей с  низкой самооценкой, по-видимому, является менее сложной и менее гибкой. Имеются данные, говорящие о том, что именно уверенность в себе является причиной высокой самооценки, а не наоборот (т.е. неверно утверждение, что высокая самооценка порождает  более высокий уровень уверенности  в себе). Итак, можно предположить, что первым компонентом высокой  самооценки является знание себя или, по меньшей мере, размышление о  знании себя [1].

Другим детерминантом  уровня самооценки, по-видимому, может  быть, как отмечает Франзой, способ, посредством которого индивид «организует» позитивную и негативную информацию о себе в памяти. Речь идет не только о том, что все количество позитивной информации сравнивается с количеством  негативной информации, что в целом  определяет уровень самооценки. Главное  здесь – как это знание о  себе «организовано». Некоторые индивиды проявляют тенденцию подразделять информацию о себе на отдельные позитивные и негативные категории («Я хороший» и, наоборот, «Я нехороший»). Другие же имеют обыкновение формировать ментальные категории, которые содержат в себе смесь позитивной и негативной информации о себе [1].

Исследования показывают, что если люди проявляют тенденцию  подразделять в пределах своей Я-концепции  информацию о себе на позитивную и  негативную и первая чаще вспоминается, то такой когнитивный стиль повышает их самооценку и понижает уровень  депрессии. У тех людей, для которых  позитивные аспекты Я являются более  важными, подразделение информации о себе на позитивную и негативную может быть частью процесса, способствующего  исключению в конце концов негативной информации из памяти. А это, в свою очередь, удаляет такую информацию из Я-концепции. С другой стороны, людям, которым негативные аспекты Я  кажутся более важными, психологически более приемлемо смешивать в  своем сознании вместе позитивные и  негативные аспекты Я [1].

На основании эмпирических исследований, проведенных в отечественной  и зарубежной психологии по проблемам  самооценки, многие исследователи пришли к выводу, что уровень самооценки является настолько важным аспектом, что все жизненные трудности, за исключением биологических и  физиологических проблем, в той  или иной степени связаны с «плохой» самооценкой [2].

Важную роль самооценки в  жизни человека подчеркивает М.Е. Литвак. Он говорит, что необходимо быть хорошего о себе мнения и опираться только на себя, тогда и другие будут  тебе помогать. Примечательно, что если истинная, неосознаваемая самооценка повышается, то у человека исчезают различные трудности и проблемы как психологического, так и физиологического характера [3].

1.2. Изучение самооценки  в различных подходах

Очевидно, что самооценка так или иначе связана с  идеей «Я», которая всегда эксплицитно  или имплицитно присутствует в философских  учениях и многих психологических концепциях. Предметом непосредственно психологических исследований проблема «Я» становится лишь в конце XIX в., и сразу начинает разрабатываться в столь разнородных направлениях, что их трудно каким-либо образом упорядочить. Нет смысла подробно освещать весь круг исследований, посвященных многочисленной и разнообразной проблематике «Я». Рассмотрим основные направления в разработке этой проблемы, положившие начало исследованию самооценки. Анализ работ, связанных с изучением самооценки, показывает, что они, так или иначе, опираются на четыре ключевых источника: на теоретические положения У. Джеймса, психоанализ, теории символического интеракционизма и гуманистическую психологию [2].

Подход У. Джеймса. Уильям Джеймс известен как первый психолог, начавший разработку проблематики «Я», тем не менее многие его взгляды вполне актуальны и в настоящее время. Это прежде всего представления о двойственной природе единого и целостного «Я» (self), в котором содержатся две неразрывные составляющие, существующие одновременно: чистый опыт («Я» – сознающее) и содержание этого опыта («Я» – как объект, эмпирическое «Я») [2].

Под эмпирическим «Я» (или  «Мое») У. Джеймс понимает совокупность, итог всего того, что человек может  назвать своим. Эмпирическое «Я»  подразделяется на три части. Первая содержит составные элементы личности. Вторая часть – это чувства  и эмоции (или самооценка), вызываемые перечисленными выше составными элементами; третья – поступки человека (забота о самом себе и самосохранение) [2].

Согласно У. Джеймсу самооценка бывает двух родов: самодовольство и  недовольство собой. Самодовольство включает такие чувства, как гордость, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие, а недовольство собой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние [2].

У. Джеймс говорит о понимании  самооценки как о переживании  определенных эмоций в свой адрес, которые  не зависят ни от мнения окружающих, ни от каких-либо других внешних обстоятельств, а являются соотношением его способностей, обеспечивающих успешность или неуспешность в том или ином деле, и притязаний личности [2].

Психоаналитическое  направление. З. Фрейд не рассматривал самооценочные действия, он имел дело с сильными эмоциями, направленными на себя, – самоосуждение, ненависть себя и др., которые возникают как результат соотнесения собственного поведения, мыслей, чувств, влечений с требованиями Сверх-Я. «Если что-нибудь в «Я» совпадает с «Идеалом Я», всегда будет присутствовать ощущение триумфа. Чувство виновности (и чувство неполноценности) может также быть понято как выражение напряженности между «Я» и Идеалом». В то же время З. Фрейд указывал, что «когда человек не может быть доволен своим «Я», он все же находит удовлетворение в «Идеале Я», которое дифференцировалось из «Я». Таким образом, инстанция Сверх-Я так или иначе включает способность к критической самооценке – соотнесению собственных помыслов и поведения с родительскими предписаниями или усвоенной системой ценностей, обусловливая чувство вины или, наоборот, чувство самоуважения и гордости. Отсюда можно сделать вывод, определенным образом упрощая, что для З. Фрейда процесс самооценивания есть не результат истории успехов и неуспехов, как у У. Джеймса, а результат идентификации с эго-идеалом [2].

Информация о работе Особенности самооценки студентов с разным уровнем осмысленности жизни