Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа
Основной гипотезой исследования является предположение о том, что самооценка студентов с высоким уровнем осмысленности жизни будет более адекватной.
Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу необходимо выделить следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы самооценки и осмысленности жизни.
Теоретически изучить влияние осмысленности жизни на самооценку.
Эмпирически изучить взаимосвязь самооценки с осмысленностью жизни.
Провести анализ полученных результатов.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект самооценки и СЖО 4
1.1. Понятие самооценки 4
1.2. Изучение самооценки в различных подходах 7
1.3. Понятие осмысленности жизни 16
1.4. Подходы изучения осмысленности жизни 17
1.5. Самооценка и ее взаимосвязь с осмысленностью жизни 20
1.6. Особенности студенческого возраста21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и СЖО 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты и их обработка 26
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Приложение 1 36
Приложение 2 38
Приложение 3 39
Приложение 4 40
Поэтому важно развивать в себе адекватный взгляд на себя и свои возможности, что обеспечивает активное и всестороннее развитие личности.
По мнению С. Франка под «смыслом» подразумевается примерно тоже, что и «разумность», т.е. то, что ведет нас к цели или помогает ее осуществить. Наша жизнь становится осмысленной тогда, когда она служит какой-то разумной цели.
В процессе изучения проблем
самооценки и осмысленности жизни
было подтверждено, что они взаимосвязаны
и могут проявляются в
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И СЖО
2.1. Организация и методы исследования
Цель: обнаружение и изучение различий в уровне самооценки и смысложизненных ориентаций.
Задачи исследования:
Основная гипотеза: самооценка студентов с высоким уровнем осмысленности жизни будет более адекватной.
Независимая переменная – студенты.
Зависимая переменная – самооценка и смысложизненные ориентации.
Внешняя переменная – социальная среда.
База исследования: исследование проводилось в ЮФУ г. Таганрог. В качестве респондентов выступило 30 человек в возрасте от 21до 24 лет.
Выявление различий осуществляется с помощью критерия углового преобразования Фишера.
Назначение критерия φ* Фишера
Критерий Фишера предназначен
для сопоставления двух выборок
по частоте встречаемости
Описание критерия углового преобразования φ* Фишера
К числу многофункциональных критериев в полной мере относится критерий φ* Фишера [8].
Критерий оценивает
Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле – меньший угол, но соотношения здесь не линейные [8].
При увеличении расхождения между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны [8].
Ограничения критерия φ* [8]:
В принципе возможно и сопоставление выборок, не отвечающих этому условию, например, с соотношением n1=2, n2=15, но в этих случаях не удастся выявить достоверных различий.
Других ограничений у критерия φ* нет.
2.2. Результаты и их обработка
Полученные результаты по тесту «Выявление уровня самооценки» и «СЖО» Д.А. Леонтьева приведены в приложении 3 и 4.
Для удобства проведения необходимых расчетов представим полученные результаты в виде таблицы 1.
Таблица 1
Самооценка |
СЖО низкие |
СЖО средние |
СЖО высокие |
кол-во человек |
неадекватная |
7 |
1 |
1 |
9 |
адекватная |
5 |
11 |
5 |
21 |
Чтобы произвести расчеты согласно критерию φ* Фишера необходимо данные показатели перевести в процентное соотношение, что представлено в форме таблицы 2.
Таблица 2
Самооценка |
% СЖО низкие |
% СЖО средние |
% СЖО высокие |
% сумма |
неадекватная |
78 |
11 |
11 |
100 |
адекватная |
24 |
52 |
24 |
100 |
Проведем сравнение таких показателей, как процентное соотношение неадекватной и адекватной самооценок по высокому и среднему СЖО.
Выдвигаемые гипотезы:
Н0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.
Н1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.
Расчет критерия углового преобразования Фишера представлен в виде таблицы 3.
Таблица 3
«Есть эффект» задача решена |
«Нет эффекта» задача не решена |
Суммы | |||
Группы |
Кол-во ч-к, % |
% доля |
Кол-во ч-к, % |
% доля | |
СЖО выс. |
24 |
69 |
11 |
31 |
35 |
СЖО ср. |
52 |
83 |
11 |
17 |
63 |
Сумма |
76 |
22 |
φ*эмп = 1.546
полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости.
Подтверждается нулевая
гипотеза, согласно которой доля лиц,
у которых проявляется
Далее сравним такие процентные показатели неадекватной и адекватной самооценок по высокому и низкому СЖО.
Выдвигаемые гипотезы:
Н0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.
Н1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.
Расчет критерия углового преобразования Фишера представлен в виде таблицы 4.
Таблица 4
«Есть эффект» задача решена |
«Нет эффекта» задача не решена |
Суммы | |||
Группы |
Кол-во ч-к, % |
% доля |
Кол-во ч-к, % |
% доля | |
СЖО выс. |
24 |
69 |
11 |
31 |
35 |
СЖО низ. |
24 |
23 |
78 |
77 |
102 |
Сумма |
48 |
89 |
φ*эмп = 4.798
полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости.
Подтверждается альтернативная
гипотеза, согласно которой доля лиц,
у которых проявляется
Проведем сравнение таких показателей, как процентное соотношение неадекватной и адекватной самооценок по низкому и среднему СЖО.
Выдвигаемые гипотезы:
Н0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.
Н1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.
Расчет критерия углового преобразования Фишера представлен в виде таблицы 5.
Таблица 5
«Есть эффект» задача решена |
«Нет эффекта» задача не решена |
Суммы | |||
Группы |
Кол-во ч-к, % |
% доля |
Кол-во ч-к, % |
% доля | |
СЖО ср. |
52 |
83 |
11 |
17 |
63 |
СЖО низ. |
24 |
23 |
78 |
77 |
102 |
Сумма |
76 |
89 |
φ*эмп = 7.901
полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости.
Подтверждается альтернативная
гипотеза, согласно которой доля лиц,
у которых проявляется
Согласно проведенным расчетам можно сделать вывод о том, что выдвигаемая гипотеза подтверждается частично.
Выяснилось, что у студентов с высоким и средним уровнем осмысленности жизни намечается тенденция к более адекватной самооценке, а вот те студенты, которые по осмысленности жизни получили низкий результат, склонны к наличию неадекватной самооценки, которая либо завышена, либо, наоборот, занижена.
Полученные результаты для наглядности представлены в виде гистограммы на рисунке 1.
Рис. 1
Из представленной гистограммы хорошо видно, что при низкой осмысленности жизни самооценка в основном неадекватная.
Следует отметить, что при
высокой и средней
Рис. 2
Рис. 3
А вот при низкой осмысленности жизни у респондентов преобладали все виды самооценки, что представлено в виде диаграммы на рисунке 4.
Рис. 4
Полученные результаты связаны
с тем, что при более высоком
уровне осмысленности жизни человек
способен лучше и успешнее оценивать
ситуацию и свои возможности, что
сказывается на преобладании адекватной
самооценки. Таким образом получается,
что осмысленность жизни
Однако, нельзя утверждать, что это единственный фактор, влияющий на степень проявления и характер самооценки, так как ее уровень зависит не только от СЖО, что хорошо представлено на рисунке 4, ведь при низком уровне наблюдается тенденция к наличию адекватной самооценки.
Видимо, на уровень самооценки влияют такие переменные, как социальная ситуация развития человека. При правильно организованном воспитательном процессе у детей формируется адекватное представление о себе и своих возможностях, что способствует развитию адекватной самооценки.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
По результатам проведенного
эмпирического исследования можно
сделать вывод о том, что изучение
осмысленности жизни и
Информация о работе Особенности самооценки студентов с разным уровнем осмысленности жизни