Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа
Основной гипотезой исследования является предположение о том, что самооценка студентов с высоким уровнем осмысленности жизни будет более адекватной.
Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу необходимо выделить следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы самооценки и осмысленности жизни.
Теоретически изучить влияние осмысленности жизни на самооценку.
Эмпирически изучить взаимосвязь самооценки с осмысленностью жизни.
Провести анализ полученных результатов.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект самооценки и СЖО 4
1.1. Понятие самооценки 4
1.2. Изучение самооценки в различных подходах 7
1.3. Понятие осмысленности жизни 16
1.4. Подходы изучения осмысленности жизни 17
1.5. Самооценка и ее взаимосвязь с осмысленностью жизни 20
1.6. Особенности студенческого возраста21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и СЖО 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты и их обработка 26
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Приложение 1 36
Приложение 2 38
Приложение 3 39
Приложение 4 40
1.4. Подходы изучения осмысленности жизни
Термин «осмысленность жизни» теоретически и эмпирически связан с такими категориями, как: «смысл жизни», «смысловая сфера личности», «смысловое образование», «личностный смысл» – поэтому представляется наиболее целесообразным раскрывать понятие «осмысленность жизни» в соответствии с исторической логикой развития представлений о смысле человеческой жизни и смысле как общепсихологической категории [5].
Исторически понятие «смысл»
развивалось в рамках философии
и других гуманитарных науках. Проблема
смысла жизни всегда была одной из
ключевых проблем религиозной и
философской мысли. Хотя развитие представлений
о смысле жизни в философии
не являются предметом анализа в
данном исследовании, однако обобщая исследования
смысла жизни, выполненные в русле гуманитарно-философской
парадигмы, можно проследить поступательное
развитие контекста, в котором ставился
вопрос о смысле жизни. Изначальная формулировка
вопроса: «В чём заключается смысл жизни
и есть ли он вообще?» – уступила место
другим более дифференцированным подходам,
но, при этом, не утратила своей актуальности
и по сей день. Важным направлением стало
исследование смысла жизни в структуре
общих теорий, раскрывающих строение смысловой
сферы личности, большой интерес представляют
философские и литературные работы, затрагивающие
проблемы смыслоутраты, жизни человека
в ситуации бессмысленности и путей выхода
из неё. Несомненный интерес представляют
теории смысла жизни, выполненные в рамках
религиозной философии и касающиеся нравственно-этического
содержания целей и смыслов жизни. Вместе
с тем, современные авторы (особенно это
касается экзистенциально-
Одна из наиболее ранних
попыток выделить смысл жизни
как отдельную психологическую
структуру принадлежит авторам
психоаналитического
По мнению Фрейда, предпосылкой постановки этого вопроса является «человеческое зазнайство». Поэтому следует рассуждать не о смысле и цели человеческой жизни, но о том, что люди требуют от жизни и что стремятся в ней достичь? На поставленный вопрос Фрейд отвечает, что люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми [5].
К. Хорни также затрагивает проблему смысла и целей жизни в её негативном аспекте, описывая поиск смысла жизни как одну из проблем характерных для невротиков [5].
Трактовка смысла жизни, принадлежащая А. Адлеру, исходит из представлений об изначальной телеологической ориентации человека, по его мнению, такого рода ориентация выражается в существовании в жизни каждого человека неосознаваемых жизненных целей. Описывая процесс формирования жизненных целей в онтогенезе, А. Адлер отмечал, что они закладываются в период раннего детства и, мотивируя человека на протяжении всей жизни, чаще всего, остаются бессознательными. Жизненные цели выступают своеобразной формой психологической защиты, буфером между беспомощным положением, в котором находится ребёнок и вожделенным для него будущим могущественного взрослого. Адлер отмечает, что жизненные цели всегда несколько нереалистичны, но у невротика эта нереалистичность приобретает гипертрофированный размеры. Подлинные цели человек может открыть, развивая «социальный интерес»; социальный интерес, в свою очередь, связан с тремя основными социальными сферами человеческой жизни: деятельностью, дружбой и любовью. Фиктивные цели не способствуют обретению психического здоровья, хотя и являются чрезвычайно распространенными, так, у невротика жизненные цели целиком и полностью замкнуты на его собственной персоне. На основе жизненной цели человек формирует определенный стиль жизни, помогающий ему реализовать эту цель [5].
Согласно К. Юнгу смысл жизни обретается человеком в процессе индивидуации (в процессе «восхождения» к самости), связан с коллективным бессознательным и божественным началом: «Самость – важнейший архетип. Он способен примирить и согласовать разнонаправленные психические силы и, наконец, стать точкой соприкосновения с трансцендентным началом, с Богом, перед лицом которого индивидуальная судьба только и обретает смысл» [5].
Оценивая вклад К.Г. Юнга и А. Адлера, Д.А. Леонтьев отмечает, что в их работах тематика смысла предстаёт двояким образом. С одной стороны, это базисное интегральное психическое образование, детерминирующее содержание и направленность всей жизнедеятельности индивида, а с другой – производный от мотивов и ряда других факторов частный структурный элемент деятельности и сознания индивида [5].
1.5. Самооценка
и ее взаимосвязь с
В психологической литературе наряду с понятием самооценки широко используются такие термины, как «самоуважение», «самоотношение», «чувство собственного достоинства», «самопринятие», «самоэффективность», «Я-концепция», «образ-Я», «удовлетворенность собой», «чувство собственной компетентности» и т. п., которые одними авторами рассматриваются как синонимы, а другими употребляются в разных значениях. По мнению С.Р. Пантилеева, чаще всего за данным разнообразием в словоупотреблении не стоят какие-либо определенные и общепризнанные концептуальные различия [7].
Несмотря на разноголосицу,
а порой и путаницу, связанную
с дефиницией самооценки, за данным
понятием стоит определенная психологическая
реальность, конкретная феноменология.
Фактически каждый из нас понимает,
что такое самооценка, и может
сказать, какая она у него –
высокая или низкая, а также
определить ее высоту у других людей.
Явно или неявно как исследователями,
так и обычными людьми признается,
что уровень самооценки человека
влияет на все, о чем он говорит, что
думает, что делает. Главная функция
самооценки состоит в регуляции
поведения субъекта. Через включение
самооценки в структуру мотивации
субъект осуществляет непрерывное
соотношение своих
В процессе изучения самооценки были подтверждены обыденные представления о том, что поведение человека обусловлено его самооценкой и зависит от ее общего уровня, который, в свою очередь, соотносится с качеством жизни субъекта, с его осмысленностью жизни и с его физическим и психологическим благополучием или неблагополучием [7].
В эмпирических исследованиях
понятие «самооценка» стало использоваться
в качестве объяснительного принципа
многих психологических феноменов
и социальных проблем. Множество
исследований было направлено на установление
корреляций между самооценкой и
разнообразными личностными и поведенческими
переменными. За этим стояло представление
о том, что самооценка своим влиянием
пронизывает все аспекты
1.6. Особенности студенческого возраста
Обычно границы юношеского возраста располагаются между 17-21 годом для юношей и 16-20 годами для девушек [9].
Принято считать, что часть эмоциональных реакций, происходящих в этот период, коренятся в гормональных и физиологических процессах. Психологи говорят о том, что пик эмоциональной напряженности, тревожности относится к 12-14 годам. Это свидетельствует об индивидуально-типологических социальных факторов эмоционального сдвига юношества. В частности, это – противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», противоречивость внутреннего мира и т.д. [9].
Эмоциональность и ее развитие тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой и т.д. [9].
В данном возрасте, как показывают исследования В.Ф. Сафина, самооценка приобретает большую значимость, что свидетельствует о высоком уровне самосознания [10].
Юноши зачастую переоценивают свои умственные способности, что выражается в завышенной самооценке по этому параметру, причем, даже отмечается и у слабоуспевающих учащихся [10].
В данном возрасте человек начинает устанавливать связь между особенностями личности и своими поступками. Потребность в самоопределении побуждает систематизировать и обобщать свои знания о себе [10].
У юношей и девушек появляется стремление познать свой характер, свои чувства, действия, поступки и стремление научится адекватно оценивать свои особенности [10].
Психологи отмечают, что центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», что определяется усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Становление личности связывается и со становлением относительно устойчивого целостного представления о себе. Однако с возрастом образ «Я» претерпевает изменения [9]:
Постепенно, доминирующими в образе «Я» становятся умственные способности, волевые и моральные качества. При приближении к старшему юношескому возрасту самооценка приобретает все большую адекватность и продолжает выполнять функцию психологической защиты [9].
После юношества идет следующий возрастной период человеческой жизни – молодость, границы которой располагаются на отрезке от 18-20 до 30 лет. Данный период характеризуется становлением самостоятельности, ответственности за совершаемые поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, происходит окончательное формирование мировоззрения и устойчивого «образа мира», определение перспектив, целей жизни и т.д. [9].
Здесь впервые начинают появляться жизненная стратегия, которая основывается на рефлексии и соотнесение с требованиями общества своих притязаний, индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей [9].
У молодых людей, как правило, происходит осознание своих качеств, способностей, знаний, интересов, идеалов, возможностей, мотивов поведения. Они способны к целостной оценке себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля, имеющего свои особенности [11].
В данном возрасте человек уже начинает приобретать более или менее адекватные представления о себе и о своем реальном образе «Я» [11].
На самооценку очень сильное
влияние оказывает уровень
Для молодого человека самопринятие выступает главным условием самореализации. Это становится возмоным благодаря адекватным представлениям о себе, способности знать и принимать достоинства и недостатки своего характера, внешнего вида, правильно использовать свои сильные и слабые стороны личности [9].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Самооценка – это способность человека составить определенное суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности. Приписывание значения своей личности и ее отдельным аспектам на некоторой шкале между полюсами «хорошо – плохо» или «важно – неважно» и есть самооценка.
Она бывает нескольких видов (по А.А. Реану):
Самооценка изучалась различными авторами в различных подходах, и все они подчеркивали ее важную роль в развитии и благосостоянии личности. Ведь самооценка напрямую влияет на нашу деятельность, определяет ее успешность или наоборот, неудачу, а также влияет и на общее самочувствие человека. Таким образом получается, что при адекватном уровне самооценки люди редко болеют, в отличие от завышенной и заниженной самооценки, где неудовлетворенность собой, неуверенность и тревожность влекут за собой психологические проблемы, которые пагубно сказываются на здоровье.
Информация о работе Особенности самооценки студентов с разным уровнем осмысленности жизни