Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание

Проблема: дети подросткового возраста испытывают затруднения в конструктивном решении конфликтов.
Объектом исследования является процесс социально- педагогической деятельности.
Предмет исследования – особенности по снижению конфликтности подростков в результате социально педагогической деятельности.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей социально-педагогической работы по снижению конфликтности детей подросткового возраста и формулирование рекомендаций педагогам и воспитателям.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование исследования
1.1. Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста.…………………………………………………..5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста………………………………………………………………………18
Глава II Практическая часть
2.1.Характеристика экспериментальной базы………………………………23
2.2. Описание методик ……………………………………………………….24
2.3.Результаты исследования…………………………………………………26
2.4. Рекомендации педагогам для формирования
благоприятного эмоционального климата в классе………………………..27
Заключение……………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 336.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление   
Введение…………………………………………………………
3

Глава I. Теоретическое обоснование исследования

1.1. Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста.…………………………………………………..5

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста………………………………………………………………………18

Глава II Практическая часть

2.1.Характеристика  экспериментальной базы………………………………23                                  

2.2. Описание методик ……………………………………………………….24                                                                          

2.3.Результаты  исследования…………………………………………………26                                                                

2.4. Рекомендации  педагогам для формирования                          

благоприятного  эмоционального климата в классе………………………..27                                                    

Заключение……………………………………………………………………30

Список  литературы…………………………………………………………..31 
 
 
 

 

Введение

«Война сладка для тех, кто ее не знает»

     Эразм Роттердамский (1469-1536)

     В рамках доклада рабочей группы совета при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?» Говориться о том, что образовательный процесс, поддерживаемый школой, не ограничивается школьным предметом и не заканчивается уроком. Во внеучебной деятельности сосредоточен значительный воспитательный потенциал. Для его реализаций школа должна формировать инфраструктуру и выделять необходимые ресурсы- кадры, помещения, оборудования. [7,с.-14].  Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда немецких, австрийских и американских социологов, выполненные в конце XIX-начале XX веков: Г.Зиммеля, Л.Гумпловича, К.Маркса, Д.Смолла, У.Самнера и др. Наиболее известным из них является Г.Зиммель, автор функциональной теории конфликта. В середине 60-х годов XX века немецкий ученые Р.Дарендорф выступил с теорией социального конфликта, получившей впоследствии название “конфликтная модель общества”. Рассмотрение конфликта как нормы социальных отношений было проведено в работах Л.Козера, К.Болдинга, Дж.Бернарда и других. Л.Козер предложил теорию позитивно-функционального конфликта. Попытка создания единой теории конфликтов с применением математического аппарата была предпринята и в нашей стране – Август Соломонович Белкин.

     Подростковый  возраст это важный этап в развитии и формировании личности ребенка, период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. Именно этот период развития относиться к числу кризисных и характеризуется становлением психических познавательных процессов и характера.

     В ходе работы с различными теоретическими источниками  нами выявлены противоречия между необходимостью учета психологических особенностей подростков и неумением выстраивать адекватные коммуникаций при проведении социально- педагогической работы.

     Проблема: дети подросткового возраста испытывают затруднения в конструктивном решении конфликтов.

     Объектом исследования является процесс социально- педагогической деятельности.

     Предмет исследования – особенности по снижению конфликтности подростков в результате социально педагогической деятельности.

     Целью данной курсовой работы является выявление особенностей социально-педагогической работы по снижению конфликтности детей  подросткового возраста и формулирование рекомендаций педагогам и воспитателям.

       Гипотеза: Если вовремя выявить уровень ситуативной тревожности и тип поведения подростка то, можно спланировать социально- педагогическую деятельность по предупреждению конфликтов.

     Задачи:

         1.  рассмотреть виды социально педагогической работы и ее особенности;

         2. определить возрастные особенности подросткового возраста;

         3. экспериментально определить уровень тревожности и конфликтности среди подростков 7 классов;

           4. сделать вывод о влияний мер по снижению конфликтности детей подросткового возраста в процессе социально-педагогической работы;

         5. сформулировать рекомендаций педагогам  для эффективного сотрудничества с подростками.

         Обработка материала проводилась с использованием следующих методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, индивидуальная беседа, эксперимент, наблюдение, тестирование, анализ документации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Глава I. Теоретическое обоснование исследования

     1.1. Особенности социально- педагогической деятельности по снижению конфликтов среди детей подросткового возраста

     Термин  “социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях” может употребляться  в нескольких основных аспектах: им может быть обозначена практическая специальная деятельность специалиста, работающего в школе; учебная дисциплина, ориентированная на подготовку школьных социальных педагогов – специалистов в области социального воспитания учащихся.[18,1.]

     Профессиональная  деятельность социального педагога определяется тем, насколько он способен использовать возможности образовательно-воспитательного пространства в формировании социально-педагогической помощи различным категориям учащихся и педагогов, что предполагает наличие у специалиста умений и навыков социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, установления взаимодействия всех его структур, составляющими содержание жизнедеятельности самых разнообразных образовательных учреждений городского и сельского социума.                    

     Название  специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется прежде всего с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительно и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка— «человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становление. 
Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений. 
Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях. С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста. 
В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.), специфика учреждения, в котором он работает (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.), особенности социума, в котором проживает ребенок (городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенные районы др.). Поэтому представляется необходимым дать описание профессиональной деятельности социального педагога, раскрыть ее задачи и функции с учетом специфических видов этой деятельности, типов учреждений, в которых может работать социальный педагог, и видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку. 
Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функций (какие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).Схематично это можно представить следующим образом: 
Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности. Разберем последовательно. Каждый элемент схемы, начиная с ее определяющего элемента - объекта. Объектом, деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом — ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества. 
Профессиональная задача деятельности социального педагога в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети. 
Содержательно задачу деятельности социального педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами — помощь в социализации ребенка. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо. Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему. Следует помнить, что объектом деятельности социального педагога является ребенок, однако в процессе деятельности социальный педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов. 
Поскольку деятельность социального педагога, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, юристам, медицинским работникам и др.). 
В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и развития ребенка социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения) социальный педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов (психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста и др.), а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.) для комплексного разрешения проблем ребенка. Одним из важных направлений деятельности социального педагога является защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации др.[18,1.] Следующим направлением деятельности социального педагога (как работающего непосредственно с клиентом — ребенком, так и в органах управления различных ведомств) является участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка. Таким образом, в деятельности социального педагога можно выделить следующие функций:

-диагностическую; 
-прогностическую; 
-посредническую 
-коррекционно-реабилитационную; 
-охранно-защитную; 
-предупредительно-профилактическую; 
-эвристическую. 
Так же социально-педагогическая деятельность помогает находить выход из конфликтной ситуации. В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся в следующих направлениях:

  • теоретико-игровое (М.Дойч);
  • теория организационных систем (Р.Блейк, Дж. Мутон);
  • теория и практика переговорного процесса (Р.Фишер, Д.Прюитт, Д.Рубин, У.Юри). 

     Сегодня за рубежом теория и практика конфликта растут большими темпами. В 1986 году Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы Мира. Задача организации - разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликта для их эффективного применения в личной жизни, на работе и в международных отношениях. Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, т.е. это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

     Конфликтология  - область научных знаний, посвященная теорий и практике предупреждения, преодоления конфликтов. Иными словами конфликтология – наука о психогигиене социальных и межличностных отношений. С педагогической точки зрения, конфликтология – область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвиденья, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Роль конфликтологии как самостоятельной науки постоянно возрастает, так как она помогает обществу предвидеть, предупреждать серьезные социальные потрясения, снижая их остроту, разрешая возникающие противоречия. 

     Конфликты можно разделить на насколько групп по различным причинам возникающих противоречий:

  • Экономические -столкновение экономических противоречий, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются за счет другой.
  • Идеологические- противоречия во взглядах, установка людей на самые разные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях. Они могут возникать как на уровне макросреды (общества) так и в самых малых объединениях, между отдельными людьми.
  • Социально-бытовые- связаны с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, разделение обязанностей.
  • Семейно бытовые- дисгармония семейных отношений, неблагополучие семейной атмосферы. Причины имеют различные уровни значимости от мелких бытовых неурядиц, морально-бытовой распущенности членов семьи до серьезных идеологических расхождении.
  • Социально- психологические- нарушения в области взаимоотношений.

     Причиной  может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание.

  • Эмоционально- неврогенные- эмоциональные состояния, которые вызывают напряженную обстановку. Причина состояние здоровья и особенно нервной системы.
  • Психолого-педагогические- противоречия, возникающее в учебно-воспитательном процессе при столкновений требований, интересов педагогов и учащихся.

     Конфликты можно классифицировать по степени  длительности и напряженности.

      
 
Виды
 
Характеристика
 
Прогнозы
Бурные  быстротекущие конфликты Отличаются  большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения. Решения таких  конфликтов в основном благоприятны.
Острые  длительные конфликты. Возникают преимущественно  в тех случаях, кода противоречия достаточно глубокие, устойчивые, труднопримиримые. Решения подобных конфликтов преимущественно неопределений.

Решать  их непросто.

Слабовыраженные вялотекущие конфликты. Характерны  для противоречий, носящих не очень  острый характер, либо для столкновений где активна лишь одна из сторон.  Решения таких  конфликтов сложный многое зависит  от позиций инициатора конфликта.

Информация о работе Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста