Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:06, курсовая работа
Проблема: дети подросткового возраста испытывают затруднения в конструктивном решении конфликтов.
Объектом исследования является процесс социально- педагогической деятельности.
Предмет исследования – особенности по снижению конфликтности подростков в результате социально педагогической деятельности.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей социально-педагогической работы по снижению конфликтности детей подросткового возраста и формулирование рекомендаций педагогам и воспитателям.
Введение…………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование исследования
1.1. Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста.…………………………………………………..5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста………………………………………………………………………18
Глава II Практическая часть
2.1.Характеристика экспериментальной базы………………………………23
2.2. Описание методик ……………………………………………………….24
2.3.Результаты исследования…………………………………………………26
2.4. Рекомендации педагогам для формирования
благоприятного эмоционального климата в классе………………………..27
Заключение……………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………..31
Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определённого успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.[5,363]
Слабость
и неудачливость в какой- либо
одной области подросток
В
ряде случаев позиции взрослых по
отношению к подростку
Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток лишается возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой.
Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешне формы отстаивания своей независимости, такие, как дерзость в общении.[5, 365]
Ребёнок
находится в большой
Учитель
на уроке имеет возможность
Описанные выше стили родительского общения и воспитания дают возможность представить варианты условий, создаваемых подросткам родительскими семьями и школьными учителями. Именно разнообразие стилей, которые получает подросток в каждодневном общении с взрослыми, обучает его стратегиям общения в реальном взаимодействии людей.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра
психологии и социальной педагогики
«Исследование ситуативной тревожности и стилей поведения
детей подросткового возраста»
(исследование 7 классов)
Практическая
часть
Исполнитель:
Заколюжная Д.Д.
Специальность 05071152
«Социальная педагогика»
Научный руководитель:
Храмцова
Л.А.
Екатеринбург
2011 г.
Глава II. Практическая часть
2.1.
Характеристика
Данное исследование проводилось в МОУ СОШ №7 п. Левихи.
В исследований участвовали учащиеся 7 класса в составе из 10 человек (5мальчиков и 5 девочек).
Выбор подросткового периода обусловлен
актуализацией проблемы эмоциональных
конфликтов с учителями в этом возрасте,
а также тем, что для подростков общение
со сверстниками является ведущим видом
деятельности. Из документаций нами было
выявлено, что в классе есть один отличник
и трое хорошистов, остальные дети успевающие.
Из беседы с учителями и наблюдения за
классом мы выяснили, что класс активен,
организован, но имеются проблемы с дисциплиной.
В классе ярко выражен один лидер (ф) остальные
дети предпочитаемые.
2.2.Описание методик
Данные методики используются для выявления личностной тревожности учащихся 7 класса, а также преобладающих типов поведения в конфликтных ситуациях.
Для этого были использованы следующие методы исследования: тестирование с учащимися, наблюдение и беседа.
1.Тест метод исследования типов поведения личности в конфликтных ситуациях, автор-К. Томас. [3,40]
Цель методики: выявить предпочитаемы тип поведения в конфликтной ситуаций.
Перед началом исследования ребенку выдаётся текст опросника(см приложение№1). Затем ему даётся инструкция: имеются два варианта (А и В), из которых Вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий Вашим взглядам, Вашему мнению себе. В строке для ответов (А и В) поставьте отчетливый крестик соответственно номеру вопроса и одному из вариантов. Отвечать надо как можно быстрее.
После того как испытуемый ответил на все вопросы, у него забирается бланк ответов и проводится обработка данных по прилагаемому к тесту ключу.
Данный тест позволяет выяснить типы поведения ребенка в конфликтной ситуаций и помочь педагогу выбрать верный стиль работы с каждым ребенком.
2.Тест «Исследование ситуативной тревожности» Спилберга [3,35] Цель: необходим для исследования уровня тревожности учащихся, т.к. она часто влияет на поведение и деятельность человека.
Определённый уровень тревожности - естественная и обязательная особенность личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. Ситуативная, или реактивная, тревожность (СТ) как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным по времени.
Перед началом исследования
Обработка
результатов проводится по ключу (см.
приложение №2). Для определения балльной
оценки напротив номера утверждения нужно
найти количество баллов в зависимости
от выбранного испытуемым варианта ответа.
В зависимости от полученных сумм баллов
уровень ситуативной тревожности может
быть следующим: до 30 баллов - низкий; 31-44
балла- средний или умеренный; 45 и более
баллов- высокий.
2.3. Результаты исследования
В результате тестирования детей 7 класса (по методике «метод исследования типов поведения личности в конфликтных ситуациях, автор-К. Томас.») выяснилось, что: три человека из класса (30%) в конфликтных ситуация прибегают к соперническому типу поведения; четыре (40%) человека к сотрудничеству; три (30%) человека к приспособлению.
Тест
Ситуативной тревожности
В
состояний спокойного удовлетворения
и радости дети конфликтуют меньше,
а в состояний тревоги
2.4. Рекомендации педагогам по профилактике конфликтности среди детей подросткового возраста.
Анализируя результаты поведенных методик, а также наблюдения и бесед мы могли бы дать преподавателям несколько рекомендаций, которые могли бы быть полезны при разрешений конфликтных ситуаций:
Первый этап называется "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я хочу сделать?"
Второй этап – "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.
Третий этап – "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.
Четвертый этап – "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?
Пятый этап – "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.
Шестой этап – "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.
Мы
надеемся, что использование подобного
алгоритма даст огромные возможности
для снижения конфликтности среди детей
подросткового возраста и делает работу
педагога с ребенком радостной и плодотворной.
Заключение
Совершено, очевидно, что приведенные выше факты позволяют увидеть значение социально педагогической деятельности по снижению конфликтности подростков.
Цели и задачи курсовой работы решены. Курсовая работа была направлена на выявление оптимальных условий социального развития детей подросткового возраста средствами социально-педагогической деятельности. В связи с поставленной целью было рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проведена диагностика «Исследование типов поведения личности в конфликтных ситуациях» по методике К.Томаса и «Тест Ситуативной тревожности» по методике Спилберга.
Особенности развитии детей подросткового возраста характеризуются интенсивным половым созреванием, эмоциональной нестабильностью и перестройкой гормональной системы.
Нами было установлено, что конфликтные ситуаций в подростковом возрасте возникают в связи физиологической и психологической перестройкой детского организма. Социально педагогическая деятельность позволяет правильно диагностировать ситуацию и выбрать оптимальные средства педагогического воздействия.
Таким
образом, знание уровня ситуативной тревожности
и стилей поведения в конфликтных ситуациях
позволяет руководителю выбрать оптимальные
способы социально-педагогической деятельности,
которая снижает уровень конфликтности
в коллективе и способствует оптимизации
взаимоотношений детей подросткового
возраста.