Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание

Проблема: дети подросткового возраста испытывают затруднения в конструктивном решении конфликтов.
Объектом исследования является процесс социально- педагогической деятельности.
Предмет исследования – особенности по снижению конфликтности подростков в результате социально педагогической деятельности.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей социально-педагогической работы по снижению конфликтности детей подросткового возраста и формулирование рекомендаций педагогам и воспитателям.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование исследования
1.1. Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста.…………………………………………………..5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста………………………………………………………………………18
Глава II Практическая часть
2.1.Характеристика экспериментальной базы………………………………23
2.2. Описание методик ……………………………………………………….24
2.3.Результаты исследования…………………………………………………26
2.4. Рекомендации педагогам для формирования
благоприятного эмоционального климата в классе………………………..27
Заключение……………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 336.00 Кб (Скачать документ)

      Характерными  для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определённого успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.[5,363]

      Слабость  и неудачливость в какой- либо одной области подросток стремится  компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются  формы гиперкомпенсации, когда для  самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.

      В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Так, авторитарная позиция по отношению к подростку  может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие. Тяготы авторитарного стиля – это не только проблема отношений детей и родителей. За этим стоит формирующийся стиль отношений подростка к другим людям. Где, как ему кажется, он ненаказуем, подросток из авторитарной семьи обычно жёстко обращается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. В то же время в семье с благоприятными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.

      Чрезмерная  опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко  приносят негативные последствия: подросток  лишается возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой.

      Вместе  с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешне формы отстаивания своей независимости, такие, как дерзость в общении.[5, 365]

      Ребёнок находится в большой эмоциональной  зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод- потребность  в положительных эмоциях значимого  взрослого, а учитель именно такой  взрослый, - во многом определяет поведение  ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока и в других местах, отведенных для занятий.

      Учитель на уроке имеет возможность воздействия  на класс и каждого ребёнка  в отдельности через принятые формы, которые предписаны традициями и правилами школы. Обычно учитель стоит перед учениками класса,  а дети должны сидеть и внимать учителю, когда он объясняет. Учитель ходит между рядами и контролирует работу каждого, когда дети пишут, читают, рисуют и т.д. Учитель занят на уроке выполнением рабочего плана обучения детей.[5,263]

      Описанные выше стили родительского общения  и воспитания дают возможность представить  варианты условий, создаваемых подросткам родительскими семьями  и школьными  учителями. Именно разнообразие стилей, которые получает подросток в каждодневном общении с взрослыми, обучает его стратегиям общения в реальном взаимодействии людей.

 

 

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра психологии и социальной педагогики 
 
 

«Исследование ситуативной тревожности  и стилей поведения

  детей подросткового  возраста»

(исследование 7 классов)

Практическая  часть 
 
 
 

                  Исполнитель:

                  Заколюжная  Д.Д.

                  Специальность 05071152

                  «Социальная педагогика»

                  Научный руководитель:

                  Храмцова  Л.А. 
                   

Екатеринбург

2011 г.

     Глава II. Практическая часть

     2.1. Характеристика экспериментальной  базы

     Данное  исследование проводилось в МОУ  СОШ №7 п. Левихи.

     В исследований участвовали учащиеся 7 класса   в составе из 10 человек (5мальчиков и 5 девочек).

       Выбор подросткового периода обусловлен актуализацией проблемы эмоциональных конфликтов с учителями в этом возрасте, а также тем, что для подростков общение со сверстниками является ведущим видом деятельности. Из документаций нами было выявлено, что в классе есть   один отличник и трое хорошистов, остальные дети успевающие. Из беседы с учителями и наблюдения за классом мы выяснили, что класс активен, организован, но имеются проблемы с дисциплиной. В классе ярко выражен один лидер (ф) остальные дети предпочитаемые. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.Описание  методик

     Данные  методики используются для выявления  личностной тревожности учащихся 7 класса, а также преобладающих  типов поведения в конфликтных  ситуациях.

     Для этого были  использованы следующие  методы исследования: тестирование с  учащимися,  наблюдение и беседа.

     1.Тест  метод исследования типов поведения личности в конфликтных ситуациях, автор-К. Томас. [3,40]

     Цель  методики: выявить  предпочитаемы  тип поведения в конфликтной  ситуаций.

     Перед началом исследования ребенку выдаётся текст опросника(см приложение№1). Затем ему даётся инструкция: имеются два варианта (А и В), из которых Вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий Вашим взглядам, Вашему мнению себе. В строке для ответов  (А и В) поставьте отчетливый крестик соответственно номеру вопроса и одному из вариантов. Отвечать надо как можно быстрее.

     После того как испытуемый ответил на все  вопросы, у него забирается бланк  ответов и проводится обработка  данных по прилагаемому к тесту ключу.

     Данный тест позволяет выяснить типы поведения ребенка в конфликтной ситуаций и помочь педагогу выбрать верный стиль работы с каждым ребенком.

     2.Тест  «Исследование ситуативной тревожности» Спилберга [3,35] Цель: необходим для исследования уровня тревожности учащихся, т.к. она часто влияет на поведение и деятельность человека.

     Определённый  уровень тревожности - естественная и обязательная особенность личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень  тревожности. Это так называемая полезная тревожность. Ситуативная, или реактивная, тревожность (СТ) как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным по времени.

       Перед началом исследования испытуемым  выдаётся бланк для ответов (см. приложение №2), на котором вначале написана инструкция: прочти внимательно каждое из приведённых ниже предложений и обведи в кружок цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как ты себя чувствуешь в данный момент. Над предложениями долго не задумывайся, поскольку правильных и неправильных ответов нет. И он приступает к его заполнению.

     Обработка результатов проводится по ключу (см. приложение №2). Для определения балльной оценки напротив номера утверждения нужно найти количество баллов в зависимости от выбранного испытуемым варианта ответа. В зависимости от полученных сумм баллов уровень ситуативной тревожности может быть следующим: до 30 баллов - низкий; 31-44 балла- средний или умеренный; 45 и более баллов- высокий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Результаты исследования

     В результате тестирования детей 7 класса (по  методике «метод исследования типов поведения личности в конфликтных ситуациях, автор-К. Томас.») выяснилось, что: три человека из класса (30%) в конфликтных ситуация прибегают к соперническому типу поведения; четыре (40%) человека к сотрудничеству; три (30%) человека к приспособлению.

     Тест  Ситуативной тревожности Спилберга  показал, что у 80%(8 человек) процентов от всего класса уровень тревожности высокий и 20%(2 человека) умеренный.

     В состояний спокойного удовлетворения и радости дети конфликтуют меньше, а в состояний тревоги конфликты  возникают спонтанно и разрешаются  деструктивными методами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4. Рекомендации педагогам по профилактике конфликтности среди детей подросткового возраста.

     Анализируя  результаты поведенных методик, а также  наблюдения и бесед мы могли бы дать преподавателям несколько рекомендаций, которые могли бы быть полезны при разрешений конфликтных ситуаций:

     Первый этап называется "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я хочу сделать?"

     Второй этап"ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.

     Третий этап"ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.

     Четвертый этап"КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?

     Пятый этап"ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.

     Шестой этап"АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.

     Мы  надеемся, что использование подобного алгоритма даст огромные возможности для снижения конфликтности среди детей подросткового возраста и делает работу педагога с ребенком радостной и плодотворной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Совершено, очевидно, что приведенные выше факты позволяют увидеть значение социально педагогической деятельности по снижению конфликтности подростков.

     Цели  и задачи курсовой работы решены. Курсовая работа была направлена на выявление оптимальных условий социального развития детей подросткового возраста средствами социально-педагогической деятельности. В связи с поставленной целью было рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проведена диагностика   «Исследование типов поведения личности в конфликтных ситуациях» по методике К.Томаса и «Тест Ситуативной тревожности» по методике Спилберга.

     Особенности развитии детей подросткового возраста характеризуются интенсивным половым созреванием, эмоциональной нестабильностью и перестройкой гормональной системы.

     Нами  было установлено, что конфликтные ситуаций в подростковом возрасте возникают в связи физиологической и психологической перестройкой детского организма. Социально педагогическая деятельность позволяет правильно диагностировать ситуацию и выбрать оптимальные средства педагогического воздействия.

     Таким образом, знание уровня ситуативной тревожности и стилей поведения в конфликтных ситуациях позволяет руководителю выбрать оптимальные способы социально-педагогической деятельности, которая снижает уровень конфликтности в коллективе и способствует оптимизации взаимоотношений детей подросткового возраста.  
 

Информация о работе Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста