Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание

Проблема: дети подросткового возраста испытывают затруднения в конструктивном решении конфликтов.
Объектом исследования является процесс социально- педагогической деятельности.
Предмет исследования – особенности по снижению конфликтности подростков в результате социально педагогической деятельности.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей социально-педагогической работы по снижению конфликтности детей подросткового возраста и формулирование рекомендаций педагогам и воспитателям.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование исследования
1.1. Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста.…………………………………………………..5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста………………………………………………………………………18
Глава II Практическая часть
2.1.Характеристика экспериментальной базы………………………………23
2.2. Описание методик ……………………………………………………….24
2.3.Результаты исследования…………………………………………………26
2.4. Рекомендации педагогам для формирования
благоприятного эмоционального климата в классе………………………..27
Заключение……………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 336.00 Кб (Скачать документ)

      [1,с-6-9.]

      Таким образом, в каждом из конфликтов могут переплетаться признаки других, так как один конфликт нередко перерастает в другой.

  Конфликты возникают и исчезают не вдруг. Внимательный анализ конфликтов дает основание выделить несколько стадий  их развития.

Условно можно выделить шесть стадий: предрасполагающая, зарождения, осознания, столкновения, «ошибки», разрешения.

      Предрасполагающая стадия: данная стадия связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. Такое состояние возникает и в коллективах, и малых группах, и между отдельными  людьми, и семейных отношениях.

      Стадия  зарождения конфликта: для данной стадий характерно такое развитие предрасполагающих условий, при котором намечается столкновение интересов различных групп или отдельных людей. При этом столкновение интересов может произойти, но возможно и другое развитие процесса.  Многое зависит от общей атмосферы коллектива, от культуры, воспитанности ее членов.

      Стадия  созревания конфликта: именно на этой стадии конфликтующие стороны начинают  осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Они пытаются установить его причины, характер, начинают вырабатывать план дельнейших действий. Но здесь возможны несколько вариантов действий участников.

      Вариант №1: оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтных  отношений и готовы отказаться от взаимных претензий.

      Вариант №2: один из участников понимает неизбежность конфликта и, взвесив все обстоятельства, готов уступит не желая дальнейшего обострения отношений. Другой участник идет на дальнейшее обострение, рассматривая уступчивость другой стороны как слабость.

      Вариант №3: оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и  начинают мобилизацию сил для  решения конфликта в свою пользу.

      Стадия  «ошибки»: если на  предшествующих стадиях все шло к конфликту и ничего сделать не удалось – конфликт совершился. Великий русский физиолог И.П.Павлов ввел такое понятие ,как «ошибка», когда происходит конфликт в сфере высшей нервной деятельности. Это слово уместно и в человеческих отношениях. Именно «ошибаются» интересы, вкусы, взгляды.   «Ошибка» может проявиться в словесной (вербальной) форме. Люди высказывают друг  другу вещи, далекие от комплиментов, в резкой, мягкой, в иносказательной, в спокойной, во взволнованной манере, но все же, в условиях конфликта.

      Стадия  угасания и разрешения: высокая культура общения позволяет избежать тяжелых последствий конфликта на двух последних стадиях: угасания и разрешения.

      «Ошибка»  не всегда помогает разрешить конфликт. Случается и наоборот. Он только усиливается и  углубляется. Тогда и не приходиться говорить о последней стадии, когда конфликт разрешается противоречия исчезают.[1,с-11]

      Таким образом, можно сказать, что знание структуры социально-педагогичесекой деятельности помогает принять меры еще до того, как конфликт примет острую форму и правильно разрешить или исключить его в будущем.

      Свое  название педагогика получила от греческих  слов «пайдос»- дитя и «аго»- вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель».

      Постепенно  слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни»,то есть воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. [13,с.-10].

      Во  все времена педагоги искали лучшие пути помощи людям в возникающих конфликтах. У социально-педагогических конфликтов есть особенности, выделяющие его из общей массы конфликтов.

      Особенность первая: не всякий конфликт, возникающий в школе, можно считать педагогическим, т.е. имеющим прямое отношение к учебно-воспитательному процессу. Социально-педагогическими являются конфликты в системах «учитель-ученик», «учитель-ученики», «учитель-учитель», «учитель-родитель»,  «учитель-руководитель», «коллектив-руководитель» так как эти системы косвенно или на прямую связаны с обучением и воспитанием детей и влияют на психологический климат учебного заведения.

      Особенность вторая: конфликты педагогические нельзя рассматривать рядоположенно.  Значимость каждого  конфликта может ситуативно меняться.

      Особенность третья: педагогические конфликты не должны выходить за собственные рамки и приобретать характер, личностных или любых других(социальных, экономических, идеологических и пр.)

      Особенность четвертая: В педагогическом конфликте следует придерживаться известного принципа: «Благородная цель достигается благородными средствами». Здесь абсолютно неприемлемо современное: «Была бы цель хороша, а средства могут быть любыми».

      Особенность пятая: в любом педагогическом конфликте не может быть безнадежного прогноза. Он обязательно должен и может быть разрешен. Это определяется тем, что в педагогическом процессе не может быть и не должно быть несовместимых интересов.

      Коллектив непрерывно меняется, потому что меняются люди, его образующие. В школьных коллективах процессы развиваются  так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом  событий.  

      Повышение или понижение конфликтности, психологическая обстановка в коллективе напрямую зависит от стиля руководства.

      Административно-авторитарный стиль. Характерен для лидера-руководителя, который возводит методы администрирования в стиль поведения: лидер не говорит с сотрудниками до тех пор , пока не займет позиции, с которых он  может приказывать. Доминирует требование –приказ, требование- условие, требование- угроза. Конфликтов избегает,но только потому, что не хочет «выносить сор из избы». Главное достоинство: хороший хозяин, прекрасный организатор, уверено и твердо ведет дела.

      Авторитарно-деспотический  стиль. Характерен для руководителя, который открыто стремиться подчинить коллектив своему влиянию. Признает только методы грубого, прямого давления. Косвенные методы давления считает проявлением мягкотелости. Охотно едет на конфликты и упорно доводит их до конца. Главное достоинство: хорошие организаторские качества.

      Демагогически-авторитарный стиль. Данный стиль присущ лидеру-руководителю, который свои требования оформляет ссылками на формальные требования, а не от себя лично. Конфликтов избегает, порой отказывается от принципиальных позиций. Но в конечном итоге может свести счеты с оппонентом. Главное достоинство: отчетливо выраженные организаторские способности, умение предупреждать и решать конфликты.

      Либерально-авторитарный стиль. Требования лидера облекаются в демократические формы; демонстрируется простота и дружелюбие отношений с коллегами. Не создает конфликтную обстановку в коллективе.

Главное достоинство: достаточно гибкие мягкие, формы предъявления требований, не создающие конфликтную обстановку в коллективу.

      Либеральный стиль. Этот стиль характерен для руководителя с низким уровнем требовательности, перерастающим в попустительство, отсутствие необходимого контроля за деятельностью сотрудников. Боязнь конфликтов стремление уйти от них любой ценой. Главное достоинство: умение понять психологическое состоянием сотрудников, мягкость в общении, готовность помочь в трудную минуту.

      Управлять ученическим коллективом – это  значит управлять процессом его  функционирования, использовать коллектив  в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находиться. Управление будет тем эффективнее чем полнее учитываются особенности коллектива, в полной мере исследованной закономерности его развития, правильно диагностируется ситуация и выбираются средства педагогического воздействия.

      Таким образом, знание данных социально-педагогических функций, стилей руководства стадий развития конфликта поможет преподавателю привести конфликт к конструктивному решению или вообще не позволить ему развиваться.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

      Отрочество, подростковый возраст – период жизни  человека от детства до юности в  традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период времени подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой  и с другими, через  внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся  его сознанию общество инициирует его.

      В современном информационном обществе стремление подростка к статусу  взрослого- мечта малодоступная. Поэтому  в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство  возрастной неполноценности. Подросток  психологически попадает в зависимость  отпредметного мира как ценности человеческого бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, осваивая его по функциональному назначению и эстетической значимости, подросток начинает фетишировать этот мир. Благодаря тому, что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых попадают и определённые вещи, подросток превращается в потребителя: потребление вещей становится содержанием его жизни. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать своё чувство личности.

      Отрочество  – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Это отчуждение проявляется внешне в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение.[5,345]

      Отрочество  – это период, когда подросток  начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто  обладает таким же, как у него, жизненным опытом, даёт возможность подростку смотреть на себя по-новому. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п.[5,346]

      До  инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности (самостоятельность, смелость, воля) также становятся для них объектом самовоспитания.

      Интенсивно  умственно работая и столь  же интенсивно бездельничая, подросток  постепенно осознаёт себя как личность.

      Отроки  стремятся переосмыслить то, что  они сделали предметом своего интеллектуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления. [5,347]

      В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми  начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки  начинают оказывать сопротивление  по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

      Несмотря  на внешние противодействия, проявляемые  по отношению к взрослому, подросток  испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга.

      Для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается. [5,362]

      Общение подростка во многом обусловливается  изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное.

      Неустойчивость  подростка, неумение оказывать сопротивление  давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации.

Информация о работе Особенности социально- педагогических конфликтов среди детей подросткового возраста