Особенности типологии внутренней нормы доходности человека и животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать особенности типологии ВНД человека и животных и сопоставить их.
Предмет: сопоставительный анализ типологии ВНД человека и животных.
Объект: тип ВНД человека и животных.
Задачи:
1) выявить особенности типологии ВНД животных;
2) выявить особенности типологии ВНД человека;
3) сопоставить и проанализировать типы ВНД человека и животных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Физиологические особенности проявления типов ВНД человека и животных…………………………4
1.1. Особенности типологии ВНД животных…………………………….4
1.2. Особенности типологии ВНД человека…………………………….12
1.3. Сопоставительный анализ типологии ВНД человека и животных.19
1.4. Эмпирические методы исследования типологии ВНД человека и животных…………………22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

мой курсовичара ФВНД 2 курс 3 семестр.docx

— 59.84 Кб (Скачать документ)

Помимо этого, А. Г. Иванов-Смоленский вместе со своими сотрудниками проводил исследования высшей нервной деятельности детей дошкольного и школьного возраста, применяя так называемую двигательную методику (контролируемой реакцией ребенка было нажатие на резиновую грушу) в разных ее вариантах. Во многих опытах эта методика сочеталась с регистрацией дыхания и пульса, что позволяло одновременно изучать образование не только внешнедвигательных, но и вегетативных условных связей. Для младших детей применялись специальные варианты двигательной методики с пищевым и ориентировочно-исследовательским подкреплением. На всех уровнях развития, в особенности у детей среднего и старшего школьного возраста, использовалась речедвигательная методика, известная как методика Иванова-Смоленского.

Эта методика состоит в том, что вместо безусловного раздражителя, подкрепляющего определенную реакцию (в данном случае двигательную), используется словесный стимул в форме приказа «Нажми». Когда ребенок после нескольких таких приказов нажимает на грушу до получения приказа «Нажми», реакция подкрепляется словесным поощрением «Хорошо». Если ребенок находится в нерешительности, не зная, как ему реагировать, подается сигнал, стимулирующий реакцию, например «Ну!»; когда же он совершает ошибочную реакцию, ему говорят «Плохо» и т. д. Условный рефлекс считается выработанным, когда ребенок нажимает на грушу в ответ на соответствующий сигнал (зрительный, звуковой) без предварительного приказа «Нажми».

Данная методика вызвала довольно острую критику со стороны некоторых советских психологов, которые утверждали, что применяемые А. Г. Ивановым-Смоленским словесные стимулы нельзя трактовать как подкрепления, аналогичные безусловным раздражителям, и что скорость образования реакций, соответствующих ожиданиям экспериментатора, свидетельствует не столько о рефлекторных способностях, сколько об умении ребенка следовать соответствующим указаниям (инструкции).

Принимая во внимание легкость и быстроту образования условных рефлексов, А. Г. Иванов-Смоленский выделил четыре типа нервной деятельности, подробнее о которых мы указывали во втором параграфе.

Выделенные им типы А. Г. Иванов-Смоленский назвал типами замыкательной деятельности коры. Как отмечает автор, в основе его типологии лежат только два свойства нервной системы — подвижность и уравновешенность нервных процессов. Он не использует такую фундаментальную характеристику нервной системы, как сила нервных процессов, которую И. П. Павлов считал наиболее важным свойством нервной системы. В контексте современных исследований следует отметить, что типология Иванова-Смоленского, наиболее важным элементом которой является быстрота образования положительных и тормозных условных связей, основывается на динамичности нервных процессов, а также на уравновешенности возбуждения и торможения как свойстве нервной системы.

Подытожить данный параграф мы можем, указав краткую классификацию рассмотренных нами эмпирических методов исследования типологии ВНД человека и животных.

1). Методы определения силы нервных процессов:

а) у животных – методы «Большой стандарт» и «Малый стандарт»;

б) у человека – исследования изменения реакций при разной интенсивности раздражителя и изменения реакций при длительном раздражении.

2). Методы определения уравновешенности нервных процессов:

а) у животных – методика Павлова для животных, определяющая соотношение силы процессов возбуждения и торможения;

         б) у человека – методика РДО.

3). Методы определения подвижности нервных процессов:

а) у животных – способ двусторонней переделки;

б) у человека – методика А. Г. Иванова-Смоленского, основанная на переделке сигнального значения раздражителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мы проанализировали особенности типологии высшей нервной деятельности человека и животных, сопоставили их и пришли к общему выводу о том, что в типологии животных и человека есть определенное количество схожих моментов, но различия тоже имеются.

Различные комбинации трех основных свойств нервной системы — силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности — позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам. Данные типы присущи как животным, так и человеку, в этом заключается сходство типов высшей нервной деятельности животных и человека. Наличие первой сигнальной системы также «привязывает» их друг к другу, но у животных (за исключением, может быть, только некоторых китообразных) нет второй сигнальной системы, которая является одной из главных составляющих человека в принципе как вида, а не только как носителя определенного, наиболее характерного для него типа нервной деятельности. Этой сигнальной системой является слово, позволяющее отражать объективные закономерности, существующие в мире.

В настоящее время многие физиологи разделяют мнение Павлова, полагая, что типы ВНД формируются на основе генотипа и фенотипа. Под влиянием реально действующих на протяжении жизни условий внешней среды генотип формирует фенотип организма. Таким образом, под воздействием воспитания возникает перестройка типа, что свидетельствует о пластичности типов ВНД. Однако, по мнению ряда физиологов, тип ВНД преимущественно зависит от генотипа и в процессе онтогенеза не претерпевает существенных изменений.

У животных под влиянием условий существования, требующих того или иного поведения, ответные реакции организма закрепляются на всю жизнь, и может быть, что тип нервной деятельности животного не будет совпадать с его реальными действиями.

Человеческий темперамент же – в целом устойчивая характеристика, означающая, что человек с темпераментом, например, меланхолика, вряд ли сможет стать холериком.

Животные сыграли немаловажную роль в формировании качественных особенностей высшей нервной деятельности человека, потому что предпосылки, имеющиеся в ВНД животных, усовершенствовались вместе с человеком, позволяя ему совершить огромный скачок в развитии эволюции.

Нервная деятельность человека – это высшая ступень эволюции, которая на данный момент существует. Переход к этой ступени совершился под влиянием разнообразных социальных и биологических факторов.

Высшая нервная деятельность человека основана на значительно более усложненных и четких условных рефлексах, чем у животных; это тоже отличает нас друг от друга.

Хотя и существует всего четыре основных типа ВНД, большинство людей и животных относятся к смешанным типам, т.к. мы должны помнить о том, что каждый человек, каждое животное неповторимы; это касается и особенностей протекания нервных процессов, и индивидуально-психологических различий, и обучения. Теплов и Небылицын придерживаются именно такого мнения, но все-таки, характеризуя тип высшей нервной деятельности, темперамент, мы склонны рассматривать его в рамках только четырех, выявленных Иваном Петровичем Павловым, типах, что в некоторой степени ограничивает наше представление об истинном типе нервной деятельности конкретного человека либо животного.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1). Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. / И. П. Павлов. – М.: Медгиз, 1951. – 390 с.

2). Красногорский, Н. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. / Н. И. Красногорский. – М.: Медгиз, 1954. – 320 с.

3). Небылицын, В. Д. Психофизиологические  исследования индивидуальных различий. / В. Д. Небылицын. – М.: Наука, 1976. – 336 с.

4). Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных  различий. / Б. М. Теплов. – М.: Наука, 1961. – 535 с.

5). Циркин, В. И. Физиологические  основы психической деятельности  и поведения человека. / В. И. Циркин, С. И. Трухина. – М.: Медицинская книга, 2001. – 524 с.

6). Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. / В. М. Смирнов, С. М. Будылина. – М.: Академия, 2003.–304 с.

7). Стреляу, Я. О темпераменте  с точки зрения высшей нервной  деятельности. / Я. Стреляу. – Электрон. дан. – режим доступа: http://www.psychology-online.net.

8). Симонов, П. В. Темперамент,  характер, личность. / П. В. Симонов. – М.: Наука, 1984. – 161 с.

 

 

 

 


Информация о работе Особенности типологии внутренней нормы доходности человека и животных