Особенности тревожности в юношеском возрасте с различным уровнем алкогольной зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить и выявить тревожность в юношеском возрасте с различным уровнем алкогольной зависимости.
Объект исследования - тревожность как переживания эмоционального дискомфорта.
Предмет исследования - уровень и вид тревожности, и уровень алкогольной зависимости в юношеском возрасте.
Гипотеза - мы предполагаем, что существуют особенности уровней тревожности в юношеском возрасте в зависимости от уровня алкогольной зависимости:
При отсутствие алкогольной зависимости преобладают «нормальный» и «умеренный» уровни тревожности.
При втором уровне алкогольной зависимости «бытовое пьянство» преобладают «несколько высокий» и «умеренный» уровни тревожности.
И по третьему уровню алкогольной зависимости «хронический алкоголизм» преобладают «несколько высокий» и «высокий» уровни тревожности.

Работа состоит из  1 файл

Изучение уровня тревожности у лиц юношеского возраста с различным типом алкогольной зависимости (Автосохраненный).docx

— 150.95 Кб (Скачать документ)

Введение 

   В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В последнее время интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем [1].                               
   Некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Наличие тревожности как устойчивого образования – свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению [2]. 
   Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали.

  Переживание тревоги влечет за собой чувство изоляции и одиночества, некоторые люди включают в паттерн тревоги и эмоцию печали. Важно помнить, что в состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, мысли и поведение.

   Изучением тревожности занимались многие известные психологи. Такие как Зигмунд Фрейд, Карэн Хорни, Анна Фрейд, Дж. Тейлор, А.М. Прихожан, Ролло Мэй.

  Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», её роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как деликвентность и аддиктивное поведение.

     Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

   Тема «Особенности тревожности  в юношеском возрасте с различным уровнем алкогольной зависимости» является актуальной, так как  тревожность является частым симптомом неврозов и функционального психоза, или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.

    Цель исследования - изучить и выявить тревожность в юношеском возрасте с различным уровнем алкогольной зависимости.

    Объект исследования - тревожность как переживания эмоционального дискомфорта.

   Предмет исследования - уровень и вид тревожности, и уровень алкогольной зависимости в юношеском возрасте.

   Гипотеза - мы предполагаем, что существуют особенности уровней тревожности в юношеском возрасте в зависимости от уровня алкогольной зависимости:

  1. При  отсутствие алкогольной зависимости  преобладают «нормальный» и «умеренный» уровни тревожности.
  2. При втором уровне алкогольной зависимости «бытовое пьянство» преобладают «несколько высокий» и «умеренный» уровни тревожности.
  3. И по третьему уровню алкогольной зависимости «хронический алкоголизм» преобладают «несколько высокий» и «высокий» уровни тревожности.

   Задачи:

  1. Провести теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме тревожности в психологии.
  2. Дать характеристику алкогольной зависимости в психолого-педагогической литературе.
  3. Выявить уровни алкогольной зависимости у лиц юношеского возраста.
  4. Выявить уровни проявления тревожности у лиц юношеского возраста.
  5. Выявить особенности проявления тревожности в юношеском возрасте с различными уровнями алкогольной зависимости.
  6. Составить комплекс игр и упражнений по профилактике алкогольной зависимости и тревожности в юношеском возрасте

  Методологическая основа:

  Наше исследование базируется на идеях и положениях  таких отечественных психологов ,как А.М.Прихожан понимающий  тревожность как «переживания эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности…..», и  В.В. Давыдова трактующего тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.

  Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические: «Опросник  для выявления ранних признаков алкоголизма» К.К. Яхина и В.Д. Менделевича; «Шкала личностной тревожности форма - Б» А. М. Прихожан; Опросник «Исследования тревожности старших подростков и юношей (ЛТ)» Ч. Д. Спилберга адаптированный Ю.Л. Хониным.
  3. Интерпритационные: количественный, качественный и сравнительный анализ полученных результатов.

  Теоретическая значимость состоит в том, что подобранный комплекс игр и упражнений направленный на профилактику алкогольной зависимости и тревожности в юношеском возрасте могут быть использованы педагогами и психологами в работе с лицами юношеского возраста с различными типами алкогольной зависимости.

  Структура и объем работы:

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические  основы изучения проблемы тревожности в  юношеском возрасте 

1.1.Психологическая природа тревожности 

  В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.

   Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику.

   В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.

   По мнению Р.С. Немова [3], тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

   В.В. Давыдов [4] трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.

   Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как:

- психологическое  явление;

- индивидуальную  психологическую особенность личности;

- склонность  человека к переживанию тревоги;

- состояние  повышенного беспокойства.

   В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство» [5]. Рассмотрим сущность каждого.

   Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в  отличие от страха - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как  она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим  началом для страха и тревоги  является чувство беспокойства

   Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

   Страх и тревога - два понятия, объединяемые одними и разделяемыми другими авторами. На наш взгляд, в страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Если продолжить общую линию, то тревогу можно сравнить с глубоко запрятанным страхом диффузного характера.

   Тревога как предчувствие опасности, неопределенное чувство беспокойства наиболее часто проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями.

   Тревога имеет своим мотивом антиципацию (предвосхищение) неприятности и в своей рациональной основе содержит опасения по поводу возможности ее появления. Как показывают наблюдения, тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга, к тому же повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих.

      Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом: 1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на нее; 2) тревога - скорее предчувствие, а страх - чувство опасности; 3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх - тормозящим воздействием на психику. Тревога более характерна для лиц с холерическим, страх - флегматическим темпераментом; 4) стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх - более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство; 5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт; 6) несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх - эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх - правополушарный феномен; 7) тревога - социально, а страх - инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы [6].

   Представленные различия отражают два гипотетических полюса тревоги и страха и не учитывают переходных состояний. При изложении дальнейшего материала мы будем придерживаться точки зрения об относительно ведущей роли тревоги или страха, помня о том, что они имеют одну и ту же основу в виде чувства беспокойства. Последнее в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта и обстоятельств может приобретать значение как тревоги, так и страха.

   Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.

   Ч. Спилбергер [7] выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

   Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

   Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

   А.И. Захаров [8] обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.

А.М. Прихожан [9] выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

- с процессом  обучения - учебная тревожность;

- с представлениями  о себе - самооценочная тревожность;

- с общением - межличностная тревожность.

   Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.

   Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова [10] выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.

   Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан [9], под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.

   Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

   Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Информация о работе Особенности тревожности в юношеском возрасте с различным уровнем алкогольной зависимости