Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 09:22, курсовая работа
Цель исследования - изучить и выявить тревожность в юношеском возрасте с различным уровнем алкогольной зависимости.
Объект исследования - тревожность как переживания эмоционального дискомфорта.
Предмет исследования - уровень и вид тревожности, и уровень алкогольной зависимости в юношеском возрасте.
Гипотеза - мы предполагаем, что существуют особенности уровней тревожности в юношеском возрасте в зависимости от уровня алкогольной зависимости:
При отсутствие алкогольной зависимости преобладают «нормальный» и «умеренный» уровни тревожности.
При втором уровне алкогольной зависимости «бытовое пьянство» преобладают «несколько высокий» и «умеренный» уровни тревожности.
И по третьему уровню алкогольной зависимости «хронический алкоголизм» преобладают «несколько высокий» и «высокий» уровни тревожности.
Введение
В отечественной психологии исследования
по данной проблеме достаточно редки и
носят разрозненный и фрагментарный характер.
В последнее время интерес российских
психологов к изучению тревожности существенно
усилился в связи с резкими изменениями
в жизни общества, порождающими неопределенность
и непредсказуемость будущего и, как следствие,
переживания эмоциональной напряженности,
тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо
отметить, что и в настоящее время в нашей
стране тревожность исследуется преимущественно
в узких рамках конкретных, прикладных
проблем [1].
Некоторый уровень тревожности
в норме свойственен всем людям и является
необходимым для оптимального приспособления
человека к действительности. Наличие
тревожности как устойчивого образования
– свидетельство нарушений в личностном
развитии. Она мешает нормальной деятельности,
полноценному общению [2].
Большинство людей, используя термин
«тревога», даже не задумываются о том,
что он в действительности обозначает.
Очень многие люди, если их попросить вспомнить,
что именно они чувствовали в состоянии
тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми
предчувствиями, испытывали волнение,
беспокойство, а возможно, даже дрожали.
Переживание тревоги влечет за собой чувство изоляции и одиночества, некоторые люди включают в паттерн тревоги и эмоцию печали. Важно помнить, что в состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, мысли и поведение.
Изучением тревожности занимались многие известные психологи. Такие как Зигмунд Фрейд, Карэн Хорни, Анна Фрейд, Дж. Тейлор, А.М. Прихожан, Ролло Мэй.
Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», её роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как деликвентность и аддиктивное поведение.
Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.
Тема «Особенности тревожности в юношеском возрасте с различным уровнем алкогольной зависимости» является актуальной, так как тревожность является частым симптомом неврозов и функционального психоза, или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.
Цель исследования - изучить и выявить тревожность в юношеском возрасте с различным уровнем алкогольной зависимости.
Объект исследования - тревожность как переживания эмоционального дискомфорта.
Предмет исследования - уровень и вид тревожности, и уровень алкогольной зависимости в юношеском возрасте.
Гипотеза - мы предполагаем, что существуют особенности уровней тревожности в юношеском возрасте в зависимости от уровня алкогольной зависимости:
Задачи:
Методологическая основа:
Наше исследование базируется на идеях и положениях таких отечественных психологов ,как А.М.Прихожан понимающий тревожность как «переживания эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности…..», и В.В. Давыдова трактующего тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.
Методы исследования:
Теоретическая значимость состоит в том, что подобранный комплекс игр и упражнений направленный на профилактику алкогольной зависимости и тревожности в юношеском возрасте могут быть использованы педагогами и психологами в работе с лицами юношеского возраста с различными типами алкогольной зависимости.
Структура и объем работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава
1. Теоретические
основы изучения проблемы
тревожности в
юношеском возрасте
1.1.Психологическая
природа тревожности
В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.
Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику.
В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.
По мнению Р.С. Немова [3], тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
В.В. Давыдов [4] трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как:
- психологическое явление;
- индивидуальную
психологическую особенность
- склонность
человека к переживанию
- состояние повышенного беспокойства.
В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство» [5]. Рассмотрим сущность каждого.
Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства
Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.
Страх и тревога - два понятия, объединяемые одними и разделяемыми другими авторами. На наш взгляд, в страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Если продолжить общую линию, то тревогу можно сравнить с глубоко запрятанным страхом диффузного характера.
Тревога как предчувствие опасности, неопределенное чувство беспокойства наиболее часто проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями.
Тревога имеет своим мотивом антиципацию (предвосхищение) неприятности и в своей рациональной основе содержит опасения по поводу возможности ее появления. Как показывают наблюдения, тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга, к тому же повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих.
Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом: 1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на нее; 2) тревога - скорее предчувствие, а страх - чувство опасности; 3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх - тормозящим воздействием на психику. Тревога более характерна для лиц с холерическим, страх - флегматическим темпераментом; 4) стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх - более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство; 5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт; 6) несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх - эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх - правополушарный феномен; 7) тревога - социально, а страх - инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы [6].
Представленные различия отражают два гипотетических полюса тревоги и страха и не учитывают переходных состояний. При изложении дальнейшего материала мы будем придерживаться точки зрения об относительно ведущей роли тревоги или страха, помня о том, что они имеют одну и ту же основу в виде чувства беспокойства. Последнее в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта и обстоятельств может приобретать значение как тревоги, так и страха.
Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.
Ч. Спилбергер [7] выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).
Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.И. Захаров [8] обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.
А.М. Прихожан [9] выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
- с процессом обучения - учебная тревожность;
- с представлениями о себе - самооценочная тревожность;
- с общением - межличностная тревожность.
Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова [10] выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.
Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан [9], под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.
Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.
Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.