Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 09:22, курсовая работа
Цель исследования - изучить и выявить тревожность в юношеском возрасте с различным уровнем алкогольной зависимости.
Объект исследования - тревожность как переживания эмоционального дискомфорта.
Предмет исследования - уровень и вид тревожности, и уровень алкогольной зависимости в юношеском возрасте.
Гипотеза - мы предполагаем, что существуют особенности уровней тревожности в юношеском возрасте в зависимости от уровня алкогольной зависимости:
При отсутствие алкогольной зависимости преобладают «нормальный» и «умеренный» уровни тревожности.
При втором уровне алкогольной зависимости «бытовое пьянство» преобладают «несколько высокий» и «умеренный» уровни тревожности.
И по третьему уровню алкогольной зависимости «хронический алкоголизм» преобладают «несколько высокий» и «высокий» уровни тревожности.
Таким
образом, по рисунку 6 видно, что при
первом уровне алкогольной зависимости
«отсутствие злоупотребления
Таким образом, в ходе
Комплекс
игр и упражнений
по профилактике алкогольной
зависимости и
тревожности в
юношеском возрасте
Проведя исследование по нашей теме «Особенности тревожности у лиц юношеского возраста с различным уровнем алкогольной зависимости», мы пришли к выводу, что юноши с проявлением алкогольной зависимости имеют в частности повышенную тревожность, которая проявляется в основном при личностной самооценке и при межличностном общении ,исходя из этого мы составили комплекс упражнений и игр направленных на преодоление этих трудностей. Они направлены на повышение самооценки и на развитие навыков общения, что в дальнейшем поможет нам при профилактике алкогольной зависимости и тревожности в юношеском возрасте. Также мы учитывали возрастные особенности юношеского возраста. Следующей нашей задачей будет составить тренинг по профилактике алкогольной зависимости и тревожности в юношеском возрасте.
«Снежный ком» (20 мин.)
Цель: узнать и запомнить имена участников.
Содержание: каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необходимо следить за тем, чтобы определения не повторялись и чтобы участники не подсказывали друг другу эпитеты.
Упражнение должно проходить следующим образом: участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, затем свое. Задача следующего повторить уже 2 имени и 2 прилагательных, затем назвать свое... и т. д. Последнему участнику приходиться повторять имена и прилагательные всех участиков в кругу.
«Я — это...» (30 мин.)
Эту
игру рекомендуется проводить тогда,
когда между участниками
Цель: помочь участникам лучше познакомиться, рассказать о себе.
Материалы: небольшие листочки бумаги, ручки для каждого участника и булавочки.
Содержание: всем участникам раздаются листочки и ручки. Каждый участник в течение 5 мин. придумывает 10 слов или фраз, которые характеризуют его. Свои характеристики каждый записывает на листочке и прикрепляет на грудь. По истечении времени участники начинают перемещаться по аудитории и читать друг у друга характеристики. Когда все прочитают надписи у каждого человека, садятся в круг и начинают обсуждать, что больше всего запомнилось в каждом, что вызвало удивление, смех.
«Мяч» (5 мин.)
Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе.
Материалы: мячик.
Содержание: все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока участники не перестанут переспрашивать друг у друга имена и не начнут быстро передавать мяч.
«Меня зовут... Я люблю себя за то, что...» (15 мин.)
Цель: для восстановления в памяти имен участников группы и создание рабочей атмосферы (лучше на 2-ой день тренинга).
Содержание: упражнение проводиться в кругу.
Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут...» и «Я люблю себя за то, что...». Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.
«Мечты» (20мин.)
Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.
Материалы: бумага и маркеры.
Содержание: предложите участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый из них видит свое будущее. Затем обменяйтесь мыслями о своих мечтах или даже изобразите их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди ... могут помочь, а какие три — помешают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась.
«Круг знакомств» (10мин.)
Цель: сплотить и раскрепостить участников тренинга.
Содержание: участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует свое движение или жест.
«Постройтесь по росту!» (15 мин.)
Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.
Содержание: участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание ( как себя чувствовали участники) или нет.
Комплимент»
(10 мин.)
Цель: повышение самооценки и выработка умения общаться.
Содержание: выстраиваются 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты.
Затем
по команде ведущего участники внутреннего
круга передвигаются, меняя партнера.
Процедура повторяется до тех пор, пока
каждый участник внутреннего круга не
повстречается с каждым участником внешнего
круга.
«Мы с тобой похожи тем, что...» (20 мин.)
Цель: развитие навыков взаимодействия.
Содержание: участники выстраиваются в 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например:мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д.).
Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.).
Затем
по команде ведущего участники внутреннего
круга передвигаются, меняя партнера.
Процедура повторяется до тех пор, пока
каждый участник внутреннего круга не
повстречается с каждым участником внешнего
круга.
Спустить пар
Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между юношами.
Содержание: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.'
Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".
Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.
А теперь
подумайте о том, что вам сказали.
Иногда вы можете изменить в себе то,
что мешает другим, иногда вы не можете
или не хотите ничего менять. Услышали
ли вы о чем-то таком, что можете и
хотите изменить в себе? Если да, то
вы можете сказать, например: "Я не
хочу больше называть всех мальчишек
придурками... Я больше не хочу сбрасывать
твои вещи с парты".
Упражнение «Формула любви к себе»
Цель: развитие самооценки.
Содержание: вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.
Поэтому,
прошу вас, не забывайте каждый день
подходить к зеркалу, смотреть себе
в глаза, улыбаться и говорить:
«Я люблю тебя (и называть свое имя)
и принимаю тебя таким, какой ты есть,
со всеми достоинствами и
Упражнение «Веселый страх»
Цель: коррекция тревожности, страхов.
Содержание:
психолог рассказывает сказку: «Жил –
был Страх. Все его боялись, и никто не
хотел с ним играть. Грустно и скучно стало
страху одному, и решил он пойти поискать
себе друзей, но никого не нашел, потому
что все его боялись и прятались от него.
Надоело Страху всех пугать, и решил он
стать веселым и смешным. Что сделать Страху,
чтобы детям стало весело?…». участники
предлагают свои варианты.
Упражнение «Избавление от тревог»
Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.
Содержание:
Расслабьтесь и представьте, что вы сидите
на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный
день... Небо озарено радугой, и частица
этого сияния принадлежит вам... Оно ярче
тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково
пригревают вашу голову, проникают в тело,
разливаются по нему, все оно наполняется
очищающим целительным светом, в котором
растворяются ваши огорчения и тревоги,
все отрицательные мысли и чувства, страхи
и предположения. Все нездоровые частицы
покидают ваше тело, превратившись в темный
дым, который быстро рассеивает нежный
ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены,
вам светло и радостно!
Упражнение: «Ассоциация».
Цель: снятие напряжения и тревожности.
Содержание: все сидят в круге, и ведущий говорит на ухо своему соседу любое слово, тот должен моментально сказать на ухо следующему свою первую ассоциацию с эти словом, второй - третьему и т.д. пока слово не вернется к первому.