Особенности воспитания младшего школьника в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день проблемы, связанные с семьей, приобретают все большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьезные изменения: уменьшился ее размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, влияние старшего поколения не является уже безоговорочно. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов — распадается почти каждый второй брак. А ведь развод — это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь в данной ситуации именно дети получают психологическую травму.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей воспитания младших школьников в неполной семье 5
1.1 Представление о неполной семье 5
1.2 Представление о младшем школьнике. Его особенности 11
1.3 Воспитание как процесс формирования личности младшего школьника из неполных семей 16
Глава II. Эмпирическое наблюдение 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ и интерпретация исследования 25
Заключение 34
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Воспитание мл.школьн.в неполной семье 700 АП 50%.docx

— 243.27 Кб (Скачать документ)

 

Содержание 

 

Введение                                                                                                           3

Глава I. Теоретическое исследование особенностей воспитания младших школьников в неполной семье                                                                         5

1.1 Представление о неполной  семье                                                              5

1.2 Представление о младшем школьнике. Его особенности                       11

1.3 Воспитание как процесс  формирования личности младшего школьника из неполных семей                                                                                               16

Глава II. Эмпирическое наблюдение                                                              20

2.1 Организация и методы исследования                                                      20

2.2 Анализ и интерпретация исследования                                                    25

Заключение                                                                                                     34

Список использованной литературы                                                             37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок.

Тема "Особенности воспитания младшего школьника в неполной семье" является актуальной, так как от структуры семьи, зависит воспитание и эмоциональная устойчивость ребенка.

Традиционно неполной признается семья, в которой наличествует только один из родителей (либо мать, либо отец), то есть постоянные семейные функции и обязанности выполняет проживающий с детьми родитель, хотя зачастую не живущий в семье родитель осуществляет какое-либо участие в жизни семьи.

Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, им присущ ряд комплексов, родитель (обычно мама) обеспокоен своим социальным положением, не имеет психологической поддержки, ответственность за своего ребенка возлагает только на себя. В результате происходит депривация ребенка и родителя. 

На сегодняшний день проблемы, связанные с семьей, приобретают все большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьезные изменения: уменьшился ее размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, влияние старшего поколения не является уже безоговорочно. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов — распадается почти каждый второй брак. А ведь развод — это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь в данной ситуации именно дети получают психологическую травму.

Особенно серьезные проблемы отмечаются педагогами в отношении детей из неполных семей. При этом число таких семей в структуре общества неуклонно возрастает. Такие социально-демографические тенденции, как увеличение числа разводов, рост внебрачных рождений, повышение уровня смертности позволяют утверждать, что неполная семья становится все более распространенным социальным явлением.

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматриваются учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Н. Аккерман. А.И. Захаров, B.C. Мухина.

Над процессами функционирования полных и неполных семей в России трудились И.Г. Киселева, Н.И. Костомаров, В.Ю. Крупнянская, Н.С. Полищук, и другие ученые.

Цель исследования: изучить особенности воспитания младшего школьника в неполной семье. 

Объект исследования: неполные семьи в возрасте от 27 до 49 лет. 

Предмет исследования:  влияние воспитания младшего школьника в неполной семье на его формирование личности.

Гипотеза: существует взаимосвязь между особенностями воспитания в неполных семьях и отношением к себе у младшего школьника.

Задачи исследования:

1. Раскрыть представление о неполной семье и рассмотреть ее особенности воспитательного процесса.

2. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания детей в неполной семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

 

Глава I. Теоретическое исследование особенностей воспитания младших школьников в неполной семье.

1.1 Представление о неполной семье.

 

Семья – это главный институт воспитания ребенка, поскольку в ней он находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье закладываются характер и личность ребенка. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает ребёнку первые представления о жизни в обществе, о добре и зле, вводит в мир ценностей, которые признаются и реализуются данной семьей в её повседневной жизни. В конечном итоге, в семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Таким образом, каждая отдельная семья образует определенную систему социальных отношений, качество которых и обуславливает ту или иную социальную ситуацию развития ребёнка в семье.

Нарушение внутрисемейных отношений, являясь неблагоприятным фактором семейной социализации, способствует ослаблению воспитательного потенциала семьи и, как следствие, возникновению рисков социального развития.

Неполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста. В настоящее время распад семьи – это острая проблема современного общества. По статистическим данным численность детей младшего школьного возраста, воспитываемых в неполных семьях, где воспитателем является мать, резко увеличилась. Практика показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Зачастую, одинокого родителя сопровождают материальные трудности, он не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие условия жизни младшего школьника влияют на личностное его развитие.1

Неполные семьи образуются по следующим причинам:

  • рождения ребенка вне брака;
  • смерть одного из родителей;
  • расторжение брака;
  • раздельное проживание родителей.

Отсюда выделяют типы неполных семей: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Кроме того, разделяют отцовскую и материнскую семьи.

Материнские семьи занимают большинство среди неполных семей. Воспитание детей в такой семье имеет ряд особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей, другому приходится решать материальные и бытовые проблемы семьи. Кроме того, оставшемуся родителю необходимо восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной ситуации. Одновременно успевать решать все поставленные задачи – дело не простое. Поэтому в большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами материального, бытового, педагогического характера.2

Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, которые влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка. Бывает и наоборот, когда мать акцентирует внимание на ребенка, как на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской. И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка, как личности.

Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли, в результате чего формируется противоречивое психосексуальное развитие. Доказано, что большинство гомосексуалистов воспитывались в неполных семьях. Статистические данные показывают, что дети, воспитываемые в неполных семьях, значительно отстают по школьной программе, по сравнению со своими одноклассниками, у которых семья полная, такие дети более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Конечно, это не значит, что неполная семья в воспитательном плане является неблагополучной. Просто проблемы данного характера с большей вероятностью могут возникнуть в неполных семьях, но это еще не значит, что они возникнут с полной уверенностью. Не редко бывают случаи, когда психологическая атмосфера в неполной семье достаточно благоприятная и не вызывает затруднений в формировании здоровой личности. Также бывает и наоборот, когда в полной семье с неблагополучным психологическим климатом ребенок сталкивается с серьезными проблемами психологического свойства. Поэтому, некоторые родители, которые утратили эмоциональную и душевную привязанность друг к другу, но живущие вместе только «ради детей», делают это совершенно напрасно.3

В конечном счете, неполная семья хоть и сталкивается с огромным количеством трудностей, все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителю, который стал, в силу сложившихся обстоятельств, главой семьи, необходимо осознавать психологические особенности данной ситуации и делать все, чтобы не допустить негативных последствий.

Самым распространенным источником формирования неполной семьи является распад семьи. Самые распространенные причины разводов зафиксированы статистикой как: несхожесть характеров, измена, алкоголизм, создание другой семьи. Как правило, инициатором развода выступает женщина. Ранние браки оказываются менее стойкими, чем обычные, они распадаются по причине социальной и гражданской незрелости супругов, неподготовленности супругов к семейной жизни, безответственного и легкомысленного отношения к семье.

Кроме того, возникновению неполных семей способствует также смертность мужчин от неестественных причин в трудоспособном возрасте (производственные травмы, отравление, военные действия и т. д.).

Изменения норм морали во взаимоотношениях полов, добрачные связи и их распространение, неподготовленность молодых людей к браку, завышенные требования к партнеру способствуют увеличению числа детей, которые появились на свет вне брака. Ряды неполных семей пополняются также семьями, где супруги фактически живут раздельно, где матери-одиночки усыновляют ребенка, а также вследствие осиротения ребенка наступление опеки, попечительства или усыновления.4

Неполные семьи испытывают достаточно много проблем. Подразделяются они на экономические, педагогические, медицинские и психологические. Наиболее остро среди названных проблем стоят проблемы экономического характера: финансово-материальные трудности, которые испытывает практически каждая неполная семья. Бюджет такой семьи складывается из трудового заработка матери (отца), пенсий, пособий, государственных компенсаций и льгот, алиментов на детей в случае развода.

Поскольку чаще всего главой неполной семьи является женщина, то на сегодняшний день необходимо заострить внимание на политике занятости. В наше время наблюдается вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу бюджетных учреждений, в которых заработок ниже среднего. Так для содержания и воспитания детей требуются денежные средства, женщине приходиться «изворачиваться» в поисках высокооплачиваемой работы, а также дополнительного заработка.

В последние годы также сократился уровень социальной защиты и список социальных гарантий. Мать, воспитывающая ребенка без мужа-отца, вынуждена самостоятельно заботиться о благосостоянии своей семьи. Особенно нуждающимися считаются неполные семьи, где воспитываются дети с различными психическими и физиологическими отклонениями, инвалиды. Ребенок-инвалид требует постоянного ухода и присмотра, поэтому женщине-одиночке не под силу улучшить благосостояние своей семьи, ей физически сложно это сделать. Такие семьи вынуждены жить на пособие по инвалидности и детское пособие.

Информация о работе Особенности воспитания младшего школьника в неполной семье