Особенности воспитания младшего школьника в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день проблемы, связанные с семьей, приобретают все большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьезные изменения: уменьшился ее размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, влияние старшего поколения не является уже безоговорочно. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов — распадается почти каждый второй брак. А ведь развод — это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь в данной ситуации именно дети получают психологическую травму.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей воспитания младших школьников в неполной семье 5
1.1 Представление о неполной семье 5
1.2 Представление о младшем школьнике. Его особенности 11
1.3 Воспитание как процесс формирования личности младшего школьника из неполных семей 16
Глава II. Эмпирическое наблюдение 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ и интерпретация исследования 25
Заключение 34
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Воспитание мл.школьн.в неполной семье 700 АП 50%.docx

— 243.27 Кб (Скачать документ)

Расчет dдля рангового коэффициента корреляции Спирмена rпри сопоставлении показателей взаимосвязи между родительским отношением и уровнем самооценки ребенка у младших школьников в неполных семьях (N =13)

Переменная а

Переменная b

d

d2

Баллы

Ранги

Баллы

Ранги

19

2

2

3,5

1,5

2,25

15

1

2

3,5

2,5

6,25

43

5,5

3

9

3,5

12,25

52

12,5

3

9

-3,5

12,25

43

5,5

2

3,5

-2

4

50

9

2

3,5

-5,5

30,25

51

10,5

4

12,5

2

4

46

7,5

2

3,5

-4

16

46

7,5

3

9

1,5

2,25

42

4

3

9

5

25

52

12,5

4

12,5

0

0

30

3

2

3,5

0,5

0,25

51

10,5

3

9

-1,5

2,25

Сумма

91

 

91

0

117


 

Поскольку в обеих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом  коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Та и Тb:

где a – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду a;

      b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;

В данном случае, в ряду А 4 группы одинаковых рангов, следовательно: а= 2, а= 2, а= 2, а= 2.

В ряду В присутствуют 3 группы одинаковых рангов, при этом b1= 6, b2=5, b3=2.

Для расчета эмпирического  значения rs: используем формулу:

В данном случае:

Определим критические значения rпри N = 13

rs эмп < rs кр (р ≤ 0,05)

Корреляция между родительским отношением и уровнем самооценки младшего школьника в неполной семье, статистически значима (р≤0,05) и является положительной.

Значит гипотеза, о том, что существует взаимосвязь между  особенностями воспитания в неполной семье и отношением к себе у  младшего школьника, подтвердилась.

Для сопоставления результатов  в группе исследуемых полных семей, с целью проверки взаимосвязи  между родительским отношением и  уровнем самооценки ребенка использовался  коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Расчет dдля рангового коэффициента корреляции Спирмена rпри сопоставлении показателей взаимосвязи между родительским отношением и уровнем самооценки ребенка у младших школьников в полных семьях (N =19)

Переменная а

Переменная b

d

d2

Баллы

Ранги

Баллы

Ранги

45

18,5

9

15

-3,5

12,25

27

7

7

7,5

0,5

0,25

35

11

6

5

-6

36

26

6

8

10,5

4,5

20,25

28

8

7

7,5

-0,5

0,25

32

10

6

5

-5

25

41

14,5

9

15

0,5

0,25

21

3

3

1

-2

4

39

13

8

10,5

-2,5

6,25

24

5

9

15

10

100

45

18,5

10

18,5

0

0

31

9

5

3

-6

36

41

14,5

9

15

0,5

0,25

20

2

4

2

0

0

36

12

8

10,5

-1,5

2,25

18

1

6

5

4

16

44

17

10

18,5

1,5

2,25

23

4

8

10,5

6,5

42,25

43

16

9

15

-1

1

Сумма

190

 

190

0

304,5


 

Поскольку в обеих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом  коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Та и Тb:

где a – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду a;

      b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;

В данном случае, в ряду А присутствует две группы одинаковых рангов, следовательно а= 2, а= 2.

В ряду В присутствуют 5 групп одинаковых рангов, при этом b1= 3, b2=2, b3=4, b4=5, b5=2.

Для расчета эмпирического  значения rs: используем формулу:

В данном случае:

Определим критические значения rпри N = 19

rs эмп > rs кр (р ≤ 0,01)

Корреляция между родительским отношением и уровнем самооценки ребенка в полных семьях, статистически  значима (р≤0,01) и является положительной.

Вывод: воспитание в полной семье влияет на уровень самооценки ребенка.

Проведенное исследование выявило  следующие результаты:

Семьи 9, 10, 19, 27 – неполные. Тип родительского отношения - "кумир семьи". В семье 9 девочка, единственный ребенок в семье, воспитывается мамой и бабушкой, материальное положение ниже среднего, самооценка низкая; в семье 10 мальчик, воспитывается отцом; отец занимается бизнесом, материальное положение хорошее, но ребенок считает, что отец уделяет ему недостаточно внимания, поэтому у ребенка самооценка низкая; в семье 19 мальчик воспитывается мамой, есть старшая сестра, мальчик считает, что ему не хватает отца, самооценка низкая; в семье 27 девочка воспитывается отцом, ребенку не хватает матери, самооценка низкая.

Семьи 25, 32 – неполные. Тип родительского отношения - "гиперопека".  Мамы в возрасте. В семье 25 – девочка, в семье 32 – мальчик, в обоих семьях дети единственные, самооценка у детей низкая, без отцов чувствуют себя неполноценными.

В семьях 6, 11, 30 преобладает  такой тип родительского отношения  как "кронпринц". Данные семьи  неполные: в 6 и 30 семье мальчики, в 11 семье девочка. Детей в семьях боготворят, но, особенно мальчикам, не хватает мужской заботы, из-за этого  у детей развиваются комплексы, самооценка у них низкая.

В семье 14 преобладает такой  тип воспитания как "культ болезни". Мальчик в этой семье болезненный, поэтому мама, бабушка и дедушка  исполняют любое желание ребенка, а ребенок пользуется этим и манипулирует взрослыми по своему желанию, самооценка средняя.

Семьи 1, 3 – неполные. Тип воспитания - "безнадзорность". Семьи неблагополучные, мамы в обоих семьях устраивают свою личную жизнь, детьми заниматься им некогда, стоит вопрос о лишении их родительских прав. В обоих семьях у детей низкая самооценка.

Семья 29 – неполная. Тип воспитания – “повышенная моральная ответственность”. Воспитывается мальчик. Самооценка средняя.

Таким образом, в семьях, где у детей низкая самооценка, родители пытаются сформировать у младшего школьника способность к приспособительному поведению. Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Дети с низкой самооценкой растут в  семьях, где часты конфликты. В  таких ситуациях ребенок оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности. Для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Дети, имеющие среднюю  самооценку, воспитываются в семьях, где к ним склонны занимать покровительственную, снисходительную  позицию. Уровень родительских притязаний низок, и скромные цели позволяют  им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у этих детей ограничивается. Дети со средней самооценкой больше ориентируются на мнения о себе других людей.

В семьях, где у детей  высокая самооценка, ярко выражена установка родителей на принятие своего ребенка. Важная особенность  таких семей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях  по принятию решений, недвусмысленности  проявления авторитета и ответственности. Ребенок с высокой самооценкой  приучен постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны, ставит перед собой высокие цели и чаще добивается успеха, он независим, самостоятелен, коммуникабелен, убежден в успехе любого порученного им дела. Важной особенностью таких детей является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо.

Родители принимают ребенка  таким, какой он есть, вне зависимости  от его умственных или физических данных. Основными предпосылками  формирования у ребенка высокой  самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка  родителя на принятие ребенка и уровень  его собственной самооценки.

Результаты диагностики  показали, что для неполных семей  характерны такие стили воспитания как: кумир семьи, гиперопека, кронпринц, а также безнадзорность. Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей в неполных семьях негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги, чувство неполноценности, а также преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей в неполных семьях. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них. Среди неполных семей преобладает недостаток внимания ребенку, что было доказано с помощью ранговой корреляции Спирмена. Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между особенностями воспитания в неполной семье и отношением к себе у младшего школьника, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Семья, являясь первым и  наиболее значимым фактором социализации ребенка, представляет собой систему  социальных отношений, основанных, в  первую очередь, на кровном родстве  её членов и обусловленных общностью  их быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, что и характеризует  её как определенную социальную ситуацию развития. Значимость семьи в качестве ведущего фактора социализации обуславливается  её влиянием на формирование личности ребенка, в том числе его потребностей, мотивационной сферы, системы отношений  к себе и окружающим людям.

Одной из кризисных социальных ситуаций развития является неполная семья, в первую очередь, в силу преобладания отрицательных результирующих воздействий  на личностное и социальное развитие ребенка.

Для полноценного развития личности младшего школьника в семье  должны складываться благоприятные  условия, которые напрямую зависят  от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной  характеристикой родительского  отношения является любовь, которая  определяет доверие к ребенку, радость  и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение  характеризуется требовательностью  и контролем. В этом конфликте  заключается одно из самых сильных  противоречий детско-родительских отношений  в семье.

Исследуя вопрос воспитания в неполных семьях как теоретически, так и практически, можно сделать  вывод, что любая семья может  быть как благополучной, так и  неблагополучной, в зависимости  от взаимоотношений в семье. При  этом важную роль играет не только состав семьи. Семья может быть неполной, но у матери с отцом отношения  взаимопомощи и взаимоподдержки, поэтому ребенок растет в почти благоприятных условиях. Это вариант "приходящего" отца. Существует и другой вариант - новый папа. Если мамой будут созданы положительные отношения в семье, если она сможет внушить уважение "нового" папы и дать понять, что он – новый и полноправный член семьи, то условия воспитания будут хорошими.

Информация о работе Особенности воспитания младшего школьника в неполной семье