Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 00:08, курсовая работа
На сегодняшний день проблемы, связанные с семьей, приобретают все большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьезные изменения: уменьшился ее размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, влияние старшего поколения не является уже безоговорочно. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов — распадается почти каждый второй брак. А ведь развод — это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь в данной ситуации именно дети получают психологическую травму.
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей воспитания младших школьников в неполной семье 5
1.1 Представление о неполной семье 5
1.2 Представление о младшем школьнике. Его особенности 11
1.3 Воспитание как процесс формирования личности младшего школьника из неполных семей 16
Глава II. Эмпирическое наблюдение 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ и интерпретация исследования 25
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей взаимосвязи между родительским отношением и уровнем самооценки ребенка у младших школьников в неполных семьях (N =13)
Переменная а |
Переменная b |
d |
d2 | ||
Баллы |
Ранги |
Баллы |
Ранги | ||
19 |
2 |
2 |
3,5 |
1,5 |
2,25 |
15 |
1 |
2 |
3,5 |
2,5 |
6,25 |
43 |
5,5 |
3 |
9 |
3,5 |
12,25 |
52 |
12,5 |
3 |
9 |
-3,5 |
12,25 |
43 |
5,5 |
2 |
3,5 |
-2 |
4 |
50 |
9 |
2 |
3,5 |
-5,5 |
30,25 |
51 |
10,5 |
4 |
12,5 |
2 |
4 |
46 |
7,5 |
2 |
3,5 |
-4 |
16 |
46 |
7,5 |
3 |
9 |
1,5 |
2,25 |
42 |
4 |
3 |
9 |
5 |
25 |
52 |
12,5 |
4 |
12,5 |
0 |
0 |
30 |
3 |
2 |
3,5 |
0,5 |
0,25 |
51 |
10,5 |
3 |
9 |
-1,5 |
2,25 |
Сумма |
91 |
91 |
0 |
117 |
Поскольку в обеих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Та и Тb:
где a – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду a;
b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;
В данном случае, в ряду А 4 группы одинаковых рангов, следовательно: а1 = 2, а2 = 2, а3 = 2, а4 = 2.
В ряду В присутствуют 3 группы одинаковых рангов, при этом b1= 6, b2=5, b3=2.
Для расчета эмпирического значения rs: используем формулу:
В данном случае:
Определим критические значения rs при N = 13
rs эмп < rs кр (р ≤ 0,05)
Корреляция между родительским отношением и уровнем самооценки младшего школьника в неполной семье, статистически значима (р≤0,05) и является положительной.
Значит гипотеза, о том, что существует взаимосвязь между особенностями воспитания в неполной семье и отношением к себе у младшего школьника, подтвердилась.
Для сопоставления результатов в группе исследуемых полных семей, с целью проверки взаимосвязи между родительским отношением и уровнем самооценки ребенка использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей взаимосвязи между родительским отношением и уровнем самооценки ребенка у младших школьников в полных семьях (N =19)
Переменная а |
Переменная b |
d |
d2 | ||
Баллы |
Ранги |
Баллы |
Ранги | ||
45 |
18,5 |
9 |
15 |
-3,5 |
12,25 |
27 |
7 |
7 |
7,5 |
0,5 |
0,25 |
35 |
11 |
6 |
5 |
-6 |
36 |
26 |
6 |
8 |
10,5 |
4,5 |
20,25 |
28 |
8 |
7 |
7,5 |
-0,5 |
0,25 |
32 |
10 |
6 |
5 |
-5 |
25 |
41 |
14,5 |
9 |
15 |
0,5 |
0,25 |
21 |
3 |
3 |
1 |
-2 |
4 |
39 |
13 |
8 |
10,5 |
-2,5 |
6,25 |
24 |
5 |
9 |
15 |
10 |
100 |
45 |
18,5 |
10 |
18,5 |
0 |
0 |
31 |
9 |
5 |
3 |
-6 |
36 |
41 |
14,5 |
9 |
15 |
0,5 |
0,25 |
20 |
2 |
4 |
2 |
0 |
0 |
36 |
12 |
8 |
10,5 |
-1,5 |
2,25 |
18 |
1 |
6 |
5 |
4 |
16 |
44 |
17 |
10 |
18,5 |
1,5 |
2,25 |
23 |
4 |
8 |
10,5 |
6,5 |
42,25 |
43 |
16 |
9 |
15 |
-1 |
1 |
Сумма |
190 |
190 |
0 |
304,5 |
Поскольку в обеих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Та и Тb:
где a – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду a;
b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;
В данном случае, в ряду А присутствует две группы одинаковых рангов, следовательно а1 = 2, а2 = 2.
В ряду В присутствуют 5 групп одинаковых рангов, при этом b1= 3, b2=2, b3=4, b4=5, b5=2.
Для расчета эмпирического значения rs: используем формулу:
В данном случае:
Определим критические значения rs при N = 19
rs эмп > rs кр (р ≤ 0,01)
Корреляция между родительским отношением и уровнем самооценки ребенка в полных семьях, статистически значима (р≤0,01) и является положительной.
Вывод: воспитание в полной семье влияет на уровень самооценки ребенка.
Проведенное исследование выявило следующие результаты:
Семьи 9, 10, 19, 27 – неполные. Тип родительского отношения - "кумир семьи". В семье 9 девочка, единственный ребенок в семье, воспитывается мамой и бабушкой, материальное положение ниже среднего, самооценка низкая; в семье 10 мальчик, воспитывается отцом; отец занимается бизнесом, материальное положение хорошее, но ребенок считает, что отец уделяет ему недостаточно внимания, поэтому у ребенка самооценка низкая; в семье 19 мальчик воспитывается мамой, есть старшая сестра, мальчик считает, что ему не хватает отца, самооценка низкая; в семье 27 девочка воспитывается отцом, ребенку не хватает матери, самооценка низкая.
Семьи 25, 32 – неполные. Тип родительского отношения - "гиперопека". Мамы в возрасте. В семье 25 – девочка, в семье 32 – мальчик, в обоих семьях дети единственные, самооценка у детей низкая, без отцов чувствуют себя неполноценными.
В семьях 6, 11, 30 преобладает
такой тип родительского
В семье 14 преобладает такой
тип воспитания как "культ болезни".
Мальчик в этой семье болезненный,
поэтому мама, бабушка и дедушка
исполняют любое желание
Семьи 1, 3 – неполные. Тип воспитания - "безнадзорность". Семьи неблагополучные, мамы в обоих семьях устраивают свою личную жизнь, детьми заниматься им некогда, стоит вопрос о лишении их родительских прав. В обоих семьях у детей низкая самооценка.
Семья 29 – неполная. Тип воспитания – “повышенная моральная ответственность”. Воспитывается мальчик. Самооценка средняя.
Таким образом, в семьях,
где у детей низкая самооценка,
родители пытаются сформировать у младшего
школьника способность к
Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где к ним склонны занимать покровительственную, снисходительную позицию. Уровень родительских притязаний низок, и скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у этих детей ограничивается. Дети со средней самооценкой больше ориентируются на мнения о себе других людей.
В семьях, где у детей
высокая самооценка, ярко выражена
установка родителей на принятие
своего ребенка. Важная особенность
таких семей состоит в ясных,
заранее установленных
Родители принимают ребенка таким, какой он есть, вне зависимости от его умственных или физических данных. Основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка родителя на принятие ребенка и уровень его собственной самооценки.
Результаты диагностики показали, что для неполных семей характерны такие стили воспитания как: кумир семьи, гиперопека, кронпринц, а также безнадзорность. Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей в неполных семьях негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги, чувство неполноценности, а также преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей в неполных семьях. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них. Среди неполных семей преобладает недостаток внимания ребенку, что было доказано с помощью ранговой корреляции Спирмена. Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между особенностями воспитания в неполной семье и отношением к себе у младшего школьника, подтвердилась.
Заключение
Семья, являясь первым и наиболее значимым фактором социализации ребенка, представляет собой систему социальных отношений, основанных, в первую очередь, на кровном родстве её членов и обусловленных общностью их быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, что и характеризует её как определенную социальную ситуацию развития. Значимость семьи в качестве ведущего фактора социализации обуславливается её влиянием на формирование личности ребенка, в том числе его потребностей, мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим людям.
Одной из кризисных социальных ситуаций развития является неполная семья, в первую очередь, в силу преобладания отрицательных результирующих воздействий на личностное и социальное развитие ребенка.
Для полноценного развития
личности младшего школьника в семье
должны складываться благоприятные
условия, которые напрямую зависят
от сложившихся в семье детско-
Исследуя вопрос воспитания в неполных семьях как теоретически, так и практически, можно сделать вывод, что любая семья может быть как благополучной, так и неблагополучной, в зависимости от взаимоотношений в семье. При этом важную роль играет не только состав семьи. Семья может быть неполной, но у матери с отцом отношения взаимопомощи и взаимоподдержки, поэтому ребенок растет в почти благоприятных условиях. Это вариант "приходящего" отца. Существует и другой вариант - новый папа. Если мамой будут созданы положительные отношения в семье, если она сможет внушить уважение "нового" папы и дать понять, что он – новый и полноправный член семьи, то условия воспитания будут хорошими.
Информация о работе Особенности воспитания младшего школьника в неполной семье