Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 00:08, курсовая работа
На сегодняшний день проблемы, связанные с семьей, приобретают все большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьезные изменения: уменьшился ее размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, влияние старшего поколения не является уже безоговорочно. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов — распадается почти каждый второй брак. А ведь развод — это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь в данной ситуации именно дети получают психологическую травму.
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей воспитания младших школьников в неполной семье 5
1.1 Представление о неполной семье 5
1.2 Представление о младшем школьнике. Его особенности 11
1.3 Воспитание как процесс формирования личности младшего школьника из неполных семей 16
Глава II. Эмпирическое наблюдение 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ и интерпретация исследования 25
Заключение 34
Список использованной литературы 37
4. Формирование избыточной, патологической привязанности к матери.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач. Понятно, что при встрече с действительностью ребенка ждет разочарование.
Отсутствие отца и интересующей информации о нем сказывается на воспитании младшего школьника самым неблагоприятным образом. Однако возможны и иные случаи. Учеными отмечено, что ребенок, воспитывающийся одинокой матерью, как правило, взрослеет быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. Но быстрое взросление возможно только у тех детей, чьи психические потребности (в заботе, в учении и в эмоциональном самоутверждении) на соответствующих этапах развития ребенка нашли полное удовлетворение. Потребность в социальной ориентации становится проблематичной. Но и здесь, как показывают наблюдения психологов, для одинокой матери не все потеряно. Если ребенок эмоционально развит, если у него установились правильные отношения с матерью, если в нем сведен до минимума комплекс утраченного отца, есть надежда, что он не растеряется при знакомстве с лицом противоположного пола.
Воспитание младшего школьника в неполной семье способствует нарушению половой идентичности, несформированности навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и если никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.11
Младшему школьнику, воспитывающемуся в неполной семье, в будущем, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограничения развития. Как правило, происходит отставание в умственном и физическом развитии, повышается агрессивность.
Психологи говорят о том, что дети в неполных семьях живут в состоянии постоянного чувства обделенности, неудовлетворенности или в состоянии фрустрации. Не стоит говорить, что подобное состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями. Нередко дети ощущают себя неравноправно среди других людей, стремясь компенсировать психологический дискомфорт тем, что пытаются сделать себя социально привлекательными для окружающих. Такие дети «вырабатывают» в себе различные «приспособительные» реакции, например, конформность, лояльность, терпимость, вежливость. Чрезмерная конформность может доходить у них до слабохарактерности, излишняя лояльность и терпимость – до потери собственной системы ценностей, а чрезмерная предупредительность и вежливость – до угодничества.
Нередко у ребенка из неполной семьи возникают проблемы, как в школе, так и дома. Если младший школьник не видел, как ведут себя отец или мать в тех или иных ситуациях, в своей жизни он не сможет воспроизвести женскую либо мужскую модель поведения.
Исходя из вышеперечисленных особенностей вывод, что, воспитываясь одним из родителей, младший школьник приобретает множество психологических проблем. Отсутствие одного из родителей приводит к нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности, а также разного рода отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную жизнь, как мальчика, так и девочки.
Для развития ребенка огромное значение имеет отцовская и материнская любовь. Отцовская любовь – это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты достойно исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня».
Материнская любовь по самой своей природе безусловна. Мать любит ребенка, потому что это ее дитя. Материнская любовь бескорыстна, она не пытается мешать ребенку взрослеть, не поощряет его беспомощность, напротив, помогает стать независимым, способным, в конце концов, отделиться от нее.
Глава II. Эмпирическое наблюдение.
2.1 Организация и методы исследования.
Цель: исследование особенностей воспитания детей младшего школьного возраста в неполной семье.
Объект: неполные семьи в возрасте от 27 до 49 лет.
Предмет исследования: влияние воспитания младшего школьника в неполной семье на его формирование личности.
Гипотеза: существует взаимосвязь между особенностями воспитания в неполной семье и отношением к себе у младшего школьника.
Задачи:
1. Подобрать методы диагностики по выявлению особенностей воспитания младших школьников в неполной семье.
2. Провести экспериментальное исследование по проблеме воспитания детей младшего школьного возраста в неполных семьях, проанализировать результаты и сделать выводы.
Экспериментальное исследование было проведено в Московском Государственном Учреждении Социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних "Солнцево", расположенного по адресу: г. Москва, Солнцевский проспект, дом 8-А.
В эксперименте учувствовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет. Из них: 17 девочек и 15 мальчиков. В эксперименте участвовали дети из полных и неполных семей. Исследование проводилось по методическому пособиям Немова Р.С. и Шнейдера Л. Б.12
Характеристика испытуемых
№п\п |
Пол ребенка |
Возраст родителей | |
мать |
отец | ||
1 |
ж |
27 |
- |
2 |
ж |
37 |
39 |
3 |
м |
24 |
- |
4 |
ж |
35 |
40 |
5 |
м |
29 |
30 |
6 |
м |
38 |
- |
7 |
ж |
26 |
26 |
8 |
ж |
32 |
42 |
9 |
ж |
31 |
- |
10 |
м |
- |
34 |
11 |
ж |
29 |
- |
12 |
ж |
33 |
35 |
13 |
м |
39 |
43 |
14 |
м |
30 |
- |
15 |
ж |
26 |
28 |
16 |
м |
41 |
44 |
17 |
ж |
28 |
36 |
18 |
м |
31 |
36 |
19 |
м |
45 |
- |
20 |
ж |
39 |
37 |
21 |
м |
27 |
30 |
22 |
ж |
48 |
49 |
23 |
ж |
25 |
27 |
24 |
м |
29 |
28 |
25 |
ж |
42 |
- |
26 |
м |
32 |
34 |
27 |
ж |
- |
38 |
28 |
ж |
43 |
42 |
29 |
м |
37 |
- |
30 |
м |
28 |
- |
31 |
м |
46 |
43 |
32 |
м |
48 |
- |
Полные семьи - 19 |
Полные семьи –11 девочек., 8 мальчиков. |
Средний возраст - 34 |
Средний возраст –36,2 |
Неполные семьи – 13: одна мама – 11, один папа - 2 |
Неполные семьи - 5 девочек., 8 мальчиков. |
Средний возраст– 34,5 |
Средний возраст - 36 |
Для выявления особенностей воспитания ребенка младшего школьного возраста в полной и неполной семье были использованы следующие методики:
Методика 1. "Тест-опросник
выявление родительского
Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.
Родительское отношение
- это система разнообразных
Инструкция: в предлагаемом опроснике находится ряд различных утверждений и мнений о некоторых типах воспитания детей. Все эти утверждения носят порядковые номера. Эти же порядковые номера находятся в "Бланке для ответов". Номера тех утверждений на опроснике, с которыми вы полностью согласны (совпадение вашего мнения и предлагаемого вам утверждения), обведите маленьким кружком. Остальные номера перечеркните.
График № 1 Отношение родителей к детям
Согласно графических данных, можно сделать вывод о том, что в группе преобладают повышенная моральная ответственность родителей в полных семьях (12,4%), противоречивое воспитание (12,4%), а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, "ежовые рукавицы" - 15,5%). Для неполных семей характерны такие стили воспитания как: кумир семьи (12,4%), гиперопека (6,2%), кронпринц (9,3%), а также безнадзорность (6,2%). Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей в неполных семьях негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги, чувство неполноценности.
Методика 2. Тест "Забота родителей о ребенке".
Тест направлен на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку.
Инструкция: необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся, однако нужно высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.
График № 2 Степень проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку
Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что в большинстве семей в группе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (49,6%), особенно в неполных семьях (31%). Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них. Но ещё среди неполных семей преобладает недостаток внимания ребенку (15,5%).
Методика 3. "Какой Я?".
Данная методика разработана Р.С. Немовым и предназначается для определения самооценки ребёнка. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.13
График № 3 Уровень самооценки ребенка
2.2 Анализ и интерпретация исследования
Согласно приведенным данным необходимо отметить, что у большинства детей из полных семей преобладает адекватная самооценка (34,1%), а это значит, что дети руководствуются своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.
У детей из неполных семей преобладает заниженная самооценка (34,1%). Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности. Для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в возможности их достижения. Таким образом, детям из неполных семей необходимо повышать уровень самооценки до адекватной, так как по мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.
Для сопоставления результатов в группе исследуемых неполных семей, с целью проверки взаимосвязи между воспитанием и уровнем самооценки младшего школьника использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Данный метод позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых:
Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.
Информация о работе Особенности воспитания младшего школьника в неполной семье