Особенности зрительной памяти у слабослышащих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание

В жизни слабослышащего ребенка очень важная роль принадлежит зрительной памяти.
Среди сурдопедагогов был ранее распространен взгляд, что слабослышащие дети более наблюдательны, чем слышащие, и что поэтому они превосходят слышащих в точности запоминания непосредственно ими воспринятого. Эта точка зрения разделялась, например, Н. М. Лаговским. Подобные мнения нередко и сейчас высказывают учителя и воспитатели школ II вида. Иногда слабослышащие дети обнаруживают тонкую наблюдательность и точное запоминание каких-либо предметов и явлений (например, в отношении одежды педагогов, мест расположения тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей тому или иному лицу и т.д.).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Память слабослышащих детей младшего школьного возраста…………......5
1.1 Память, виды и процессы, их характеристика в психологии……………………..5
1.2Особенности зрительной памяти у детей младшего школьного возраста..............11
1.3Особенности зрительной памяти у слабослышащих детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………..14
Глава 2. Эмпирическое изучение зрительной памяти у слабослышащих детей и детей с нормальным слухом младшего школьного возраста..........................................22
2.1Характеристика методик исследования и контингента учащихся.......................... 22
2.2Анализ полученных эмпирических данных……………………………………...26
2.3 Рекомендации родителям слабослышащих детей по улучшению зрительной памяти слабослышащих детей младшего школьного возраста……………………..32
Заключение……………………………………………………………………….…..37
Список литературы…………………………………………………………………..39
Приложение 1..………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ (1) Зарины Саутиевой проверенная.docx

— 841.86 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1. Память слабослышащих детей  младшего школьного возраста…………......5

1.1 Память, виды и процессы, их  характеристика в психологии……………………..5

1.2Особенности зрительной памяти  у детей младшего школьного  возраста..............11

1.3Особенности зрительной памяти  у слабослышащих детей младшего                    школьного возраста…………………………………………………………………..14

Глава 2. Эмпирическое изучение зрительной памяти у слабослышащих детей  и детей с нормальным слухом младшего школьного возраста..........................................22

2.1Характеристика методик исследования  и контингента учащихся.......................... 22

2.2Анализ полученных эмпирических  данных……………………………………...26

2.3 Рекомендации родителям слабослышащих  детей по улучшению зрительной  памяти слабослышащих детей младшего школьного возраста……………………..32

Заключение……………………………………………………………………….…..37

Список литературы…………………………………………………………………..39

Приложение 1..……………………………………………………………………….42

Приложение 2………………………………………………………………...………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В жизни слабослышащего ребенка  очень важная роль принадлежит зрительной памяти.

Среди сурдопедагогов был  ранее  распространен  взгляд,  что  слабослышащие  дети более  наблюдательны, чем слышащие, и что  поэтому они превосходят слышащих  в точности запоминания непосредственно  ими  воспринятого.  Эта  точка  зрения разделялась, например, Н. М. Лаговским.  Подобные  мнения  нередко  и  сейчас высказывают учителя и  воспитатели  школ II вида.  Иногда слабослышащие дети обнаруживают тонкую наблюдательность и точное запоминание каких-либо предметов и явлений  (например,  в  отношении  одежды  педагогов,  мест расположения тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей  тому или иному лицу и т.д.).

Приходится  встречаться  и  с  другим,  прямо  противоположным   мнением. Педагоги, фиксируя свое внимание на обнаруживающихся у слабослышащих  детей трудностях обучения, в запоминании  и особенно в длительном сохранении в  памяти  новых знаний, приходят к выводу о том,  что  такие  дети  запоминают  все  плохо  -  и словесный материал, и наглядный.

Цель – изучить особенности зрительной памяти слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – зрительная память слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – особенности зрительной памяти слабослышащих младших школьников.

Задачи:

    1. Рассмотреть понятие памяти и особенности зрительной памяти у младших школьников в психологической литературе.
    2. Подобрать диагностический инструментарий.
    3. Провести эмпирическое исследование своеобразия зрительной памяти у слабослышащих детей и у детей с нормальным слухом. Составить и ознакомить с рекомендациями родителей слабослышащих детей по улучшению зрительной памяти .
    4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие        методики: Забрамная С.Д., Боровик О.В.констатирующего эксперимента:

    • Методика «Посмотри на картинку»
    • Методика «Запомни».

Практическая  значимость нашего исследования заключается в следующем: результаты исследования и рекомендации по развитию внимания могут быть использованы практикующими психологами и педагогами в работе со слабослышащими детьми, а также их родителями.

База исследования: дети младшего школьного возраста (7 лет) с нарушением слуха(1 степень тугоухости) школы №60 г. Челябинска и дети с нормальным слухом МОУ СОШ №68.

 Структура исследования: работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка использованной литературы (33 источника) и 2 приложений.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Память слабослышащих детей младшего школьного возраста.

1.1Понятие о памяти. Виды памяти. Образная память: её виды и характеристики.

«Память – процессы организации  и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения», - такое  определение дает Л.А. Карпенко[34, с.8].

В основу видовой классификации  памяти положены три основных критерия:

1)Объект запоминания.  Это предметы и явления, мысли,  движения, чувства. Соответственно  этому различают такие виды  памяти, как образная, словесно логическая, двигательная и эмоциональная;

2) Степень волевой регуляции  памяти. С этой точки зрения  различают произвольную и непроизвольную  память;

3) Длительность сохранения  памяти. В данном случае имеют  ввиду кратковременную, долговременную  и оперативную память.

В филогенезе имеем ряд (согласно П.П. Блонскому[3]): моторная память→аффективная→образная→логическая. «Чем ближе к началу этого ряда, тем в меньшей степени имеет  место сознание, и даже, наоборот, активность его мешает памяти… Как  образная, так и логическая лежат  уже в сфере сознания» [3, с.313].

Двигательная (по П.П. Блонскому -моторная) память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных  движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для  формирования различных практических и трудовых навыков, равно как  и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться сначала осуществлять те или иные действия.

Запоминание человеком своих  чувств и эмоций происходит благодаря  эмоциональной памяти (поП.П.Блонскому - аффективной). Пережитые и сохранённые в памяти чувства оказывают большое влияние на формирование личности, являются важнейшим условием духовного развития человека. Запоминаются не только эмоции, но и предметы, и события, которые их вызывают. Установлено,  что то, что вызывает у человека сильные эмоциональные переживания, запоминается лучше и на более длительное время.

Образная память - это  память на представления, на картины  природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обаятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения.

Содержанием словесно-логической памяти являются мысли человека. Мысли  не существуют без языка, поэтому  память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная  роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличии от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению  к ним, и от её развития зависит  развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.

В зависимости от целей  деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и  воспроизведение, в котором отсутствует  специальная цель что-то запомнить  или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы  ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

   Непроизвольная и  произвольная память вместе с  тем представляют собой две  последовательные ступени развития  памяти. Огромное место в жизни  занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных  мнемических намерений и усилий  формируется основная по объёму  и по - жизненному значению часть  нашего опыта. Однако в деятельности  человека нередко возникает необходимость  руководить своей памятью. В  этих условиях важную роль  играет произвольная память, дающая  возможность преднамеренно заучить  или припомнить то, что необходимо.

Следующая классификация  типов памяти основана на трёхкомпонентной модели памяти. Это концепция, в которой  структура памяти представлена тремя  совместно работающими блоками  памяти : сенсорным, кратковременным  и долговременным.

Конечно, все виды памяти не существуют независимо друг от друга, более того, они находятся в  тесном взаимодействии. Одно несомненно: память занимает важное место в жизни  людей и представляет собой сложный, но единый и неразрывный процесс.

Образная память – это  кладовая опыта, пережитого человеком  и  чем-то ему ценного. Иногда что-то забывается, сохраняются только образы : звуки, запахи, цвета. В процессе естественного  отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память является ведущей лишь у дошкольников и  младших школьников, у большинства  взрослых  образная память постепенно вытесняется словесно-логической.

Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, то есть продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. Древние говорили: “Мысль изреченная есть ложь”. Вообразить вилку легко, но тяжело описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом - подобрать слова. К описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл.

Человек со словесной памятью  попадает в заколдованный круг. Чтобы  улучшать память – надо все время  специально учиться и тренироваться: для того, чтобы учиться – нужна  память. "И вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит  ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется  воспринятой информацией – большей  частью ненужной – и возможность  запоминать новое резко падает"[18,с.15]. А вместе с ней уходят уже бесполезные  без памяти способности. Человек  прекращает учиться, а из-за безделья -  деградирует. Механизм образно-зрительной памяти совершенно противоположен.

Сначала человек воспринимает, безразлично что (события, цифры, буквы, слова), в безграничный запас образов, которые поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление - это схема и образы вставляются  в нее, как страницы в книгу. Они  сохраняются столько, сколько необходимо и когда нужно, встают перед мысленным  взором. Абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить  поправки в схему, додумывать любые  недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно на любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и так  далее.

Образная память – это  запоминание образов ранее воспринимавшихся предметов, явлений природы, картин жизни. В зависимости от того, каким органом чувств воспринимаются объекты или явления, образную память подразделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. «Образ» - субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий, т.е.  – одна из форм отражения объективной реальности.

Легче и ярче всего появляются зрительные образы эмоционально-цельных, блестящих и красочных впечатлений. Зрительные образы легче всего возникают у людей, когда их сознание находится на более низком уровне, чем при полном совершенном бодрствовании."[3, с.313].

По мнению П.П.Блонского  зрительная память является несовершенной  памятью, оказывающей услуги только в исключительных случаях. "Зрительная память как память малопригодна"[3,с.381]. Но, подчёркивает здесь же П.П.Блонский, плохо служа в качестве памяти, она несравненно лучше может  быть пригодна для творческого воображения. Схематичность и привычность ("избитость") образов, являющиеся преимуществом  для памяти, в такой же мере оказываются  недостатками для воображения. И  наоборот, "...искусство поэта,- замечает П.П.Блонский,- в умении пользоваться яркими индивидуальными образами и  в сознательной и произвольной репродукции  их."[3,с.382].

Людям с преобладанием  зрительной памяти необходимо видеть запоминаемую информацию в виде, например, написанного текста. Когда они  воспроизводят что-то по памяти, то мысленно видят зрительный образ  и читают его. Особенно хорошо зрительная память развита у художников. Известно, что И.И. Левитан по наброскам, сделанным  летом, мог зимой воссоздавать на полотне картины природы. Художник Дж. Рейнольдс писал портреты по памяти, лишь изучив в течении некоторого времени позировавшего ему человека.  Хорошая зрительная память наблюдается  и у шахматистов. Известно, что  один из выдающихся шахматистов 19века Поль Морфи мог играть восемь партий одновременно, не глядя на шахматную  доску, а С.Алехин проводил сеансы одновременной  игры «вслепую» на 30-40 досках. 
Отдельно немного остановимся на особом виде зрительно-образной памяти, которая носит название эйдетической памяти. Эйдетизм – «это способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен».[5, c.214]. Систематические наблюдения за эйдетиками  производил Л.С.Выготский.  Особенностью эйдетической памяти является способность человека на пустом экране видеть картину или предмет, которые ранее находились перед его глазами. Л.С.Выготский [5]отмечал, что эйдетическая память наблюдается у детей и подростков, но иногда, в виде исключения, сохраняется и у взрослых.

Информация о работе Особенности зрительной памяти у слабослышащих детей