Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:06, курсовая работа
В жизни слабослышащего ребенка очень важная роль принадлежит зрительной памяти.
Среди сурдопедагогов был ранее распространен взгляд, что слабослышащие дети более наблюдательны, чем слышащие, и что поэтому они превосходят слышащих в точности запоминания непосредственно ими воспринятого. Эта точка зрения разделялась, например, Н. М. Лаговским. Подобные мнения нередко и сейчас высказывают учителя и воспитатели школ II вида. Иногда слабослышащие дети обнаруживают тонкую наблюдательность и точное запоминание каких-либо предметов и явлений (например, в отношении одежды педагогов, мест расположения тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей тому или иному лицу и т.д.).
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Память слабослышащих детей младшего школьного возраста…………......5
1.1 Память, виды и процессы, их характеристика в психологии……………………..5
1.2Особенности зрительной памяти у детей младшего школьного возраста..............11
1.3Особенности зрительной памяти у слабослышащих детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………..14
Глава 2. Эмпирическое изучение зрительной памяти у слабослышащих детей и детей с нормальным слухом младшего школьного возраста..........................................22
2.1Характеристика методик исследования и контингента учащихся.......................... 22
2.2Анализ полученных эмпирических данных……………………………………...26
2.3 Рекомендации родителям слабослышащих детей по улучшению зрительной памяти слабослышащих детей младшего школьного возраста……………………..32
Заключение……………………………………………………………………….…..37
Список литературы…………………………………………………………………..39
Приложение 1..………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Память слабослышащих детей младшего школьного возраста…………......5
1.1 Память, виды и процессы, их
характеристика в психологии………
1.2Особенности зрительной
1.3Особенности зрительной
Глава 2. Эмпирическое изучение зрительной
памяти у слабослышащих детей
и детей с нормальным слухом младшего
школьного возраста............
2.1Характеристика методик
2.2Анализ полученных
2.3 Рекомендации родителям
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1..………………………………………………………………………
Приложение 2………………………………………………………………...……
ВВЕДЕНИЕ
В жизни слабослышащего ребенка очень важная роль принадлежит зрительной памяти.
Среди сурдопедагогов был
ранее распространен взгляд,
что слабослышащие дети более
наблюдательны, чем слышащие, и что
поэтому они превосходят
Приходится встречаться и с другим, прямо противоположным мнением. Педагоги, фиксируя свое внимание на обнаруживающихся у слабослышащих детей трудностях обучения, в запоминании и особенно в длительном сохранении в памяти новых знаний, приходят к выводу о том, что такие дети запоминают все плохо - и словесный материал, и наглядный.
Цель – изучить особенности зрительной памяти слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – зрительная память слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности зрительной памяти слабослышащих младших школьников.
Задачи:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: Забрамная С.Д., Боровик О.В.констатирующего эксперимента:
Практическая значимость нашего исследования заключается в следующем: результаты исследования и рекомендации по развитию внимания могут быть использованы практикующими психологами и педагогами в работе со слабослышащими детьми, а также их родителями.
База исследования: дети младшего школьного возраста (7 лет) с нарушением слуха(1 степень тугоухости) школы №60 г. Челябинска и дети с нормальным слухом МОУ СОШ №68.
Структура исследования: работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка использованной литературы (33 источника) и 2 приложений.
ГЛАВА 1. Память слабослышащих детей младшего школьного возраста.
1.1Понятие о памяти. Виды памяти. Образная память: её виды и характеристики.
«Память – процессы организации
и сохранения прошлого опыта, делающие
возможным его повторное
В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия:
1)Объект запоминания.
Это предметы и явления, мысли,
2) Степень волевой регуляции
памяти. С этой точки зрения
различают произвольную и
3) Длительность сохранения
памяти. В данном случае имеют
ввиду кратковременную,
В филогенезе имеем ряд (согласно
П.П. Блонскому[3]): моторная память→аффективная→образная→
Двигательная (по П.П. Блонскому -моторная) память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться сначала осуществлять те или иные действия.
Запоминание человеком своих чувств и эмоций происходит благодаря эмоциональной памяти (поП.П.Блонскому - аффективной). Пережитые и сохранённые в памяти чувства оказывают большое влияние на формирование личности, являются важнейшим условием духовного развития человека. Запоминаются не только эмоции, но и предметы, и события, которые их вызывают. Установлено, что то, что вызывает у человека сильные эмоциональные переживания, запоминается лучше и на более длительное время.
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обаятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения.
Содержанием словесно-логической памяти являются мысли человека. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличии от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от её развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.
Непроизвольная и
произвольная память вместе с
тем представляют собой две
последовательные ступени
Следующая классификация типов памяти основана на трёхкомпонентной модели памяти. Это концепция, в которой структура памяти представлена тремя совместно работающими блоками памяти : сенсорным, кратковременным и долговременным.
Конечно, все виды памяти не существуют независимо друг от друга, более того, они находятся в тесном взаимодействии. Одно несомненно: память занимает важное место в жизни людей и представляет собой сложный, но единый и неразрывный процесс.
Образная память – это
кладовая опыта, пережитого человеком
и чем-то ему ценного. Иногда что-то
забывается, сохраняются только образы
: звуки, запахи, цвета. В процессе естественного
отбора у человека развилась образная
память. Теперь такая память является
ведущей лишь у дошкольников и
младших школьников, у большинства
взрослых образная память постепенно
вытесняется словесно-
Пользуясь образной памятью,
человек воспроизводит
Человек со словесной памятью
попадает в заколдованный круг. Чтобы
улучшать память – надо все время
специально учиться и тренироваться:
для того, чтобы учиться – нужна
память. "И вся эта нагрузка
падает на три процента мозга. Стоит
ли удивляться, что уже к двадцати
пяти годам словесная память переполняется
воспринятой информацией –
Сначала человек воспринимает, безразлично что (события, цифры, буквы, слова), в безграничный запас образов, которые поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление - это схема и образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо и когда нужно, встают перед мысленным взором. Абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно на любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и так далее.
Образная память – это запоминание образов ранее воспринимавшихся предметов, явлений природы, картин жизни. В зависимости от того, каким органом чувств воспринимаются объекты или явления, образную память подразделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. «Образ» - субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий, т.е. – одна из форм отражения объективной реальности.
Легче и ярче всего появляются
зрительные образы эмоционально-цельных,
блестящих и красочных
По мнению П.П.Блонского зрительная память является несовершенной памятью, оказывающей услуги только в исключительных случаях. "Зрительная память как память малопригодна"[3,с.381]. Но, подчёркивает здесь же П.П.Блонский, плохо служа в качестве памяти, она несравненно лучше может быть пригодна для творческого воображения. Схематичность и привычность ("избитость") образов, являющиеся преимуществом для памяти, в такой же мере оказываются недостатками для воображения. И наоборот, "...искусство поэта,- замечает П.П.Блонский,- в умении пользоваться яркими индивидуальными образами и в сознательной и произвольной репродукции их."[3,с.382].
Людям с преобладанием
зрительной памяти необходимо видеть
запоминаемую информацию в виде, например,
написанного текста. Когда они
воспроизводят что-то по памяти, то
мысленно видят зрительный образ
и читают его. Особенно хорошо зрительная
память развита у художников. Известно,
что И.И. Левитан по наброскам, сделанным
летом, мог зимой воссоздавать на
полотне картины природы. Художник
Дж. Рейнольдс писал портреты по
памяти, лишь изучив в течении некоторого
времени позировавшего ему
Отдельно немного остановимся на особом
виде зрительно-образной памяти, которая
носит название эйдетической памяти. Эйдетизм
– «это способность некоторых индивидов
(эйдетиков) к сохранению и воспроизведению
чрезвычайно живого и детального образа
воспринятых ранее предметов и сцен».[5,
c.214]. Систематические наблюдения за эйдетиками
производил Л.С.Выготский. Особенностью
эйдетической памяти является способность
человека на пустом экране видеть картину
или предмет, которые ранее находились
перед его глазами. Л.С.Выготский [5]отмечал,
что эйдетическая память наблюдается
у детей и подростков, но иногда, в виде
исключения, сохраняется и у взрослых.
Информация о работе Особенности зрительной памяти у слабослышащих детей