Особенности зрительной памяти у слабослышащих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание

В жизни слабослышащего ребенка очень важная роль принадлежит зрительной памяти.
Среди сурдопедагогов был ранее распространен взгляд, что слабослышащие дети более наблюдательны, чем слышащие, и что поэтому они превосходят слышащих в точности запоминания непосредственно ими воспринятого. Эта точка зрения разделялась, например, Н. М. Лаговским. Подобные мнения нередко и сейчас высказывают учителя и воспитатели школ II вида. Иногда слабослышащие дети обнаруживают тонкую наблюдательность и точное запоминание каких-либо предметов и явлений (например, в отношении одежды педагогов, мест расположения тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей тому или иному лицу и т.д.).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Память слабослышащих детей младшего школьного возраста…………......5
1.1 Память, виды и процессы, их характеристика в психологии……………………..5
1.2Особенности зрительной памяти у детей младшего школьного возраста..............11
1.3Особенности зрительной памяти у слабослышащих детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………..14
Глава 2. Эмпирическое изучение зрительной памяти у слабослышащих детей и детей с нормальным слухом младшего школьного возраста..........................................22
2.1Характеристика методик исследования и контингента учащихся.......................... 22
2.2Анализ полученных эмпирических данных……………………………………...26
2.3 Рекомендации родителям слабослышащих детей по улучшению зрительной памяти слабослышащих детей младшего школьного возраста……………………..32
Заключение……………………………………………………………………….…..37
Список литературы…………………………………………………………………..39
Приложение 1..………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ (1) Зарины Саутиевой проверенная.docx

— 841.86 Кб (Скачать документ)

 

              Таблица 4.Результаты  изучения зрительной непроизвольной памяти  в группе 2.

Испытуемые

Количество ответов

Аркадий Л.

Анжелика С.

Василина О.

Алексей И.

Луиза Т.

Андрей З.

Полина Т.

Михаил И.

Вадим Г.

          Татьяна Д.

7   (70%)

8   (80%)

8   (80%)

8   (80%)

8   (80%)

7   (70%)

8  (80%)

7  (70%)

8  (80%)

          7  (70%)

 

     Средние показатели

7,6 (76%)


 

По результатам экспериментального обследования у детей с нарушением слуха уровень запоминания составил 61%, а у детей с нормальным  слухом уровень запоминания составил 76%.

        Результаты проведенной методики 2.

      Таблица 5.Результаты  изучения зрительной произвольной памяти в группе 1.

Испытуемые

Количество ответов

Мария Л.

Михаил Б.

Ангелина В.

Ольга Г.

Светлана М.

Андрей К.

Вера А.

Наталья Я.

Ирина П.

Ольга Б.

5 (50%)

6 (60%)

6  (60%)

5  (50%)

4  (40%)

5  (50%)

6  (60%)

4  (40%)

7  (70%)

            6  (60%)

Средние показатели

5,4 (54)


 

Таблица 6.Результаты  изучения зрительной произвольной памяти  в группе 2.

Испытуемые

Количество ответов

Аркадий Л.

Анжелика С.

Василина О.

Алексей И.

Луиза Т.

Андрей З.

Полина Т.

Михаил И.

Вадим Г.

          Татьяна Д.

7   (70%)

6   (60%)

6  (60%)

6   (60%)

7 (70%)

5  (50%)

6  (60%)

6  (60%)

5  (50%)

          6  (60%)

Средние показатели

6,0 (60%)


 

По результатам экспериментального обследования у детей с нарушением слуха уровень запоминания составил 54%, а у детей с нормальным  слухом уровень запоминания составил 60%

Для наглядности представим полученные результаты на графике №1 и графике №2.

График 1. Результаты исследования объема зрительной памяти у детей  с нормальным слухом по методике.

 

 

График 2. Результаты исследования объема зрительной памяти у слабослышащих  детей по методике.

Из представленных результатов, очевидно, что в младшем школьном возрасте, независимо от наличия или  отсутствия слухового дефекта, в  памяти преобладает непроизвольное запоминание. Дети чаще запоминают яркие, красочные, хорошо знакомые ранее картинки, интересные для них. Но также следует  отметить, что именно в младшем  школьном возрасте начинают формироваться  произвольные процессы.  На данном этапе  происходит постепенное переключение непроизвольного запоминания на произвольное.

Далее сравним результаты, полученные в обеих группах  на графиках 3 и 4, где 1 группа – слабослышащие  дети, а 2 группа – дети с нормальным слухом. Рассмотрим, имеется ли влияние  нарушения слуха на развитие зрительной памяти младших школьников.

 

 

График 3. Результаты исследования  объема непроизвольной зрительной памяти обеих групп.

 

 

 

График 4. Результаты исследования  объема произвольной зрительной памяти обеих групп.

 

 

 

Вывод по 2 главе.

Экспериментальные исследования зрительной памяти показали, что непроизвольное запоминание  зрительно воспринятых картинок у слабослышащих особо не отличается от такого запоминания у слышащих. Это связанно с тем, что у слабослышащих  детей, вследствие своего дефекта, хорошо развито зрительное восприятие. Они  непроизвольно запечатлевают  и  запоминают зрительные образы. 

Произвольное  запоминание, требующее мысленного анализа, снижено вместе с общей  замедленностью мыслительных процессов  у слабослышащих детей, вследствие трудностей овладения речью. Так  же затруднена вербализация только что  воспринятых картинок, что у нормально  слышащих детей затруднений не вызывает.

Таким образом, мы видим, что к младшему школьному возрасту у слабослышащих  детей наиболее развита непроизвольная зрительная память. Тогда как у  нормально развивающихся сверстников  начинает формироваться произвольность, осмысленность зрительного запоминания.

 

  2.3 Рекомендации родителям детей с нарушением слуха по улучшению зрительной памяти

Экспериментальное исследование показало, что у детей  с нарушениями слуха значительно  ниже объем  произвольной зрительной памяти, по сравнению с нормально  развивающимися сверстниками.

Поскольку память является одним из важнейших познавательных психических процессов, следует  представить ряд рекомендаций, направленных на повышение уровня развития памяти.

Возможны следующие  рекомендации по развитию памяти:

В развитии памяти важно, чтобы материал, подлежащий запоминанию, был понятен слабослышащему школьнику.

Необходимо также учить  школьников пользоваться приемами произвольного  запоминания и воспроизведения (разбивка материала на части, придумывание к  каждой части заголовка, составления  плана предстоящего ответа на уроке).

Велика роль сравнения  заучиваемого материала с известным, ранее изученным. Необходимо указывать  не только на сходство, но и на различие.

Необходимо создать у  школьника установку на длительное запоминание, поэтому опрос детей  должен быть не только по материалам, подготовленным к данному уроку, но и по пройденному  ранее (месяц, 3 месяца, полгода назад).

Использовать повторение ранее изученного в новом плане, ином аспекте.

Важно учить слабослышащих  детей повторению, распределенному  во времени. Подобное повторение материала  является более эффективным по сравнению  с концентрированным.

Если материал, подлежащий запоминанию, легок и невелик  по объему, следует рекомендовать  заучивать его целиком; большой  и трудный материал необходимо вначале  заучивать целиком, затем частями  и, наконец, опять целиком.

 Очень важно учить  слабослышащего школьника замене  одних слов другими и, что  особенно существенно для формирования  смысловой памяти слабослышащих,  практиковать воспроизведение выученного  рассказа в иной группировке  предложений, учить детей передаче  содержания усвоенного материала  «своими словами».

Поскольку дети младшего школьного  возраста совсем недавно переключились  с игровой деятельности на учебную, то их работа будет несколько продуктивней в играх. Для развития памяти так  же можно воспользоваться некоторыми приемами.

 

Некоторые игры, развивающие  память школьников:

КАЛЕЙДОСКОП

Все игроки выстраиваются  в полукруг перед экраном. Водящий выходит к экрану, лицом к участникам. Игроки показывают  водящему по очереди карточку с цветом, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются карточками. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится. Учитель: «Кажется все очень просто? Ну, давайте попробуем. Итак, встали лицом к экрану. Водящий, запомните цвета и отвернитесь, а затем, вернувшись в исходное положение, угадайте эти цвета. Следующим водящим будет тот, чей цвет не угадали, а затем — все остальные. Итак, начали! Спасибо, игра закончена».

 

       ТАХИСТОСКОП

Группа рассаживается  в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасят  свет, и стоящие внутри круга участники  принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включают и тут  же выключают свет. В момент вспышки  сидящие в кругу стараются  как можно точнее запомнить положение  позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места. Затем включают свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в которых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. После того, как споры улягутся, и группа придет к какому-то общему решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действительные позы.

 

ПУТАНКА

Выбирают водящего. Остальные  игроки, взявшись за руки, образуют круг. Пожалуйста! По команде водящий выходит  из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки. Учитель: «Итак, взялись за руки. Водящий, посмотрите, кто за кем. Выходите, зайдите, когда вас позовут. Начали! Водящий, заходите, определите исходную последовательность. Пожалуйста!

А теперь водящим может  быть любой из вас. Повторим игру несколько  раз. Ведущий, берите инициативу в свои руки. Начали! Спасибо, игра окончена».

      РАЗВЕДЧИК

Выбирают одного из участников — «разведчика». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза и выходит из комнаты. В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается). Его задача — обнаружить все перемены.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение особенностей памяти детей с нарушенным слухом имеет  принципиальное значение для психологии, поскольку именно в этой сфере  можно найти ответы на важные вопросы, в частности на такой: в какой  мере нарушение слуха (первичное  нарушение) и особенности развития речи (вторичные отклонения) оказывают  влияние на развитие разных видов  памяти.

Данным вопросом занимались такие ученные, как Разанова, Нудельман, Маянц, Занкова, Соловьев. Обозова и  тд.

Исследования Т.В. Розановой показали, что при непроизвольном запоминании наглядного материала глухие дети по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих сверстников: в дошкольном возрасте хуже запоминают места расположения предметов.

В результате наблюдений и  специальных исследований И.М. Соловьева и М.М. Нудельмана было установлено, что давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым.

Д.М. Маянц обнаружила, что в процессе воспроизведения запомнивших слов у слышащих и глухих одно слово заменяется другим, близким по смыслу.

После проведения всех методик  было выявлено, что у детей с  нарушением слуха преобладает образная память, в отличии от детей с  нормальным слухом. Однако долговременная память ниже среднего, в отличии  от нормально слышащих сверстников.

Запоминание и воспроизведение  слов, предложений и рассказов  слабослышащие детьми. Между слышащими  и слабослышащими мало отличий в  запоминании слов из области зрительной сферы, значительно больше отстают  от слышащих в запоминании слов, обозначающих звуковые явления, в то время как слышащие запоминают меньше слов, обозначающих качества предметов.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что дети нарушением слуха лучше воспринимают наглядный  материал, чем словесный. Так же рекомендуется  уделять больше внимания времени  и материалу, так как долговременная память развита недостаточно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: 1995. – 258 с.
  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002
  3. Боскис Р.М. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. - М., 1989.
  4. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988
  5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 1999. -488 с.
  6. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М: Юрайт-Издат, 2004. – 545 с.
  7. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Знание, 2005. – 374 с.
  8. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1973. -453 с.
  9. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.
  10. Головчиц Л.А. Психология детей с нарушениями слуха (детская сурдопсихология)/ Под ред. В.И.Селиверстова, Е.А.Чернышевой. – М., 2004.
  11. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. – М., 1954.
  12. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М., 1999.
  13. Клименко В.В. Психологические тесты. Харьков: Фолио, 1996. – 285 с.
  14. Катаева А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. – М, 1984.
  15. Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 2002. – 480 с.
  16. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. – СПб.: Речь, 2004. – С.19
  17. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М, 1996. – 311 с.
  18. Лучинин А.С. Психодиагностика.Конспект лекций. - М.:Эксмо, 2008.-160с
  19. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М, 1969.
  20. Маклаков А.Г.. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. – с. 78
  21. Обухова Т.И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М, 1993.
  22. Педагогика: Учебное пособие для вузов / Авт. Сластенин В.А. и др. – 4-е изд. – М., 2002. -443 с.
  23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2001. - 501 с.
  24. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б.Забрамная, О.В.Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2003
  25. Психология памяти./Под редакцией Гипенрейтер Ю.Б., Романова В.Я.- М.:АСТ:Астрель, 2008.-656с
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. I. — М.: Наука,  1989, с. 302.
  27. Речицская Е.Г ,Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возроста к обучению в школе. –М.,2000.
  28. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1987. – С.42
  29. Сурдопедагогика и сурдопсихология. / Под ред. Ждановой П.И. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С.18.
  30. Смирнова Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ. – М., 1997. – 383 с.
  31. Шматко Н. Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. - СПб., 1996. – С.13-19
  32. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. / Под ред. Л. П. Носковой.— М.: Педагогика, 1984. – С.24 
  33. Синяк В. А. Нудельман М. М. Особенности психического развития глухого ребенка. – Москва 1975

Информация о работе Особенности зрительной памяти у слабослышащих детей