Память и её развитие у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:14, реферат

Описание

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗИТИЯ ПАМЯТИ…………….. 5
1.1. Общее понятие памяти и её виды………………………………………….. 5
1.2. Процессы памяти…………………………………………………………… 11
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников…………………………. 16
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………….. 19
2.1. Методика проведения исследования……………………………………… 19
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………… 20
2.3. Упражнения, направленные на развитие памяти………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 26

Работа состоит из  1 файл

мини-курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

          Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Российский  Государственный Университет имени  И. Канта

Факультет психологии и социальной работы 
 
 

                                 Мини курсовая работа на тему:

«Память и её развитие у  дошкольников» 
 

                     

                                                                                Работу выполнила

                                                                                 студентка 2ого курса

                                                                                 специальности «психология»

                                                                                 заочного отделения

                                                                                 Грдзелидзе Кристина.

                                                                                 Работу проверил

                                                                                 доктор психологических наук

                                                                                Владимир Сергеевич Гончаров

                                      
 

                                            
 

                                                       Калининград 2011.

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗИТИЯ ПАМЯТИ…………….. 5

1.1. Общее  понятие памяти и её виды………………………………………….. 5

1.2. Процессы  памяти…………………………………………………………… 11

1.3. Особенности  развития памяти у дошкольников…………………………. 16

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………….. 19

2.1. Методика  проведения исследования……………………………………… 19

2.2. Анализ результатов  исследования………………………………………… 20

2.3. Упражнения, направленные на развитие памяти………………………… 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           ВВЕДЕНИЕ.

     Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие  основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

      Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни  личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими.

     Будучи  важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

      Дошкольный  возраст-возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в  этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. В самом деле, ребенок в этом возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.

      Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

          ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗИТИЯ ПАМЯТИ.

                        1.1. Общее понятие памяти и её виды. 

Человечество  в течение многих десятилетий  ищет ответ на вопрос: что такое  память человека? Вы можете обладать профессиональными навыками, можешь складывать и вычитать, делить и умножать в уме - наверное не только двузначные цифры. Вы небезуспешно изучили иностранный язык (а может быть, и не один). В конце концов, ты находишь знакомые буквы, складываешь из них слова и можешь прочитать от корки до корки свой любимый журнал. Но ты никогда не задумывался, благодаря чему ты обладаешь всеми этими навыками. Ответ здесь прост - благодаря твоей памяти.

      Память - это запоминание, сохранение и последующее  воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Память - это  удивительное свойство человеческого  сознания, это возобновление в  нашем сознании прошлого, образов  того, что когда-то произвело на нас впечатление.

Ни одна другая психическая функция не может  быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов  отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

      Предметы  или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо -значит связать  запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Есть несколько видов ассоциаций:

      - по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность действий, например);

      - по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волн уподобляется говору людей;

      - по контрасту: ассоциируются резко различные явления - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.

      В процессе запоминания и воспроизведения  участвуют различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого  человека, а) проходя возле дома, в котором он живет, б) встретив кого-нибудь, на него похожего, в) называя другую фамилию, происходящую от слова, противоположного по смыслу тому, от которого происходит фамилия знакомого, например, Белов - Чернов.

      В процессе запоминания и воспроизведения исключительно важную роль играют смысловые связи: причина - следствие, целое - его часть, общее - частное.

      Память  связывает прошлое человека с  его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать  и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память.

      В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

      Память - сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями в нервных клетках мозга.

      Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его  особенностями.

      Все виды памяти можно условно разделить  на три группы:

     1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память;

     2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;

     3) как долго сохраняется запомненное.

      Это кратковременная, долговременная и  оперативная память.

      Двигательная (или моторная) память позволяет  запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.

      Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях.

      Эмоциональная память имеет большое значение в  формировании личности человека, являясь  важнейшим условием его духовного  развития.

      Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

      Образная  память. Этот вид памяти связан с  нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.

      Произвольная  память предполагает наличие специальной  цели запомнить, которую ставит человек  и применяет для этого соответствующие  приемы, производит волевые усилия.

      Непроизвольная  память не предполагает специальной  цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Непроизвольная память - неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

      Кратковременная и долговременная память. Эти два  вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Информация о работе Память и её развитие у дошкольников