Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:14, реферат
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗИТИЯ ПАМЯТИ…………….. 5
1.1. Общее понятие памяти и её виды………………………………………….. 5
1.2. Процессы памяти…………………………………………………………… 11
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников…………………………. 16
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………….. 19
2.1. Методика проведения исследования……………………………………… 19
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………… 20
2.3. Упражнения, направленные на развитие памяти………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 26
По мере усложнения заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др.
Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у дошкольников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:
а) формирование самого умственного действия;
б) использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания. Таким образом, прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
На разных этапах дошкольного возраста отмечается динамика отношения детей к приобретенным ими способам смыслового запоминания: если у детей старшей группы потребность в их использовании самостоятельно еще не возникает, то становясь старше дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.
Дошкольный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка: ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т.п. Но независимо от этого каждый ребенок должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.
Целесообразно
сообщить детям информацию о различных
приемах и способах запоминания
и помочь в овладении теми из них,
которые окажутся наиболее эффективными
для каждого ребенка.
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Методика проведения
Для изучения уровня развития памяти старших дошкольников мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе МДОУ № 124 (дети, состоящие на учете в туберкулезном диспансере) г. Калининграда.
Цель исследования: провести анализ уровня развития памяти у старших дошкольников.
Задачи:
1. Выявить особенности развития памяти дошкольников.
2.
Проанализировать особенности
Исследование
проводилось среди
возраст 5 лет (9 чел.)
возраст 5,5 лет (6 чел.)
возраст 6 лет (7 чел.)
Исследование
проводилось методом
Были составлены вопросы на выявление уровня развития памяти. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов памяти:
2.2. Анализ результатов исследования.
Получены следующие данные.
Таблица 1
Уровень развития памяти у дошкольников
Распределение ответов | ||||||
5 лет | 5,5 лет | 6 лет | ||||
число ответов | % к итогу | число ответов | % к итогу | число ответов | % к итогу | |
Двигательная память | 10 | 38,9 | 12 | 33,3 | 10 | 25,3 |
Оперативная память | 10 | 38,9 | 16 | 44,44 | 4 | 10,7 |
Произвольная память | 6 | 22,2 | 8 | 22,3 | 24 | 64,0 |
Итого | 26 | 100,0 | 36 | 100,0 | 38 | 100,0 |
В возрасте 5 лет преобладают двигательная память и оперативная над произвольной (38,9% против 22,2%), при этом при произвольном запоминании доля неправильных ответов больше. В возрасте 5,5 лет картина меняется: растет уровень развития оперативной памяти, уменьшается доля двигательной памяти в процентном соотношении. В возрасте 6 лет на долю двигательной памяти приходится уже 25,3%, а доля запоминания информации посредством произвольной памяти увеличивается до 64%.
Проанализируем,
какие причины являются доминирующими
при запоминании информации для
дошкольников в каждой возрастной группе..
Таблица 2
Анализ процесса запоминания информации у дошкольников
Преобладающие причины | Число ответов | |||||
5 лет | 5,5 лет | 6 лет | ||||
число дошкольников | % к итогу | число дошкольников | % к итогу | число дошкольников | % к итогу | |
Сравнение с аналогом | 1 | 10,0 | 3 | 70,0 | 3 | 45,0 |
Произвольное запоминание | 2 | 20,0 | 1 | 10,0 | 2 | 25,0 |
Непроизвольное запоминание | 1 | 10,0 | 1 | 10,0 | 1 | 15,0 |
Нет логической связи | 5 | 60,0 | 1 | 10,0 | 1 | 15,0 |
Итого | 9 | 100,0 | 6 | 100,0 | 7 | 100,0 |
Среди
дошкольников возраста 5 лет очень
велика группа детей, у которых нет
логической связи при запоминании
рядов данных (60%). Непроизвольное запоминание
доминируют у 10% дошкольников, произвольное
запоминание – у 20%, сравнение с уже известным
предметом – у 20%. Уже в возрасте 5,5 лет
наибольшую долю имеет группа дошкольников,
у которых развитие памяти происходит
по принципу сравнения с аналогом (70%).
В возрасте 6 лет доля таких дошкольников
является так же большой – 45% (думаю, что
при опросе большего количества детей,
эта цифра была бы более значительной).
Доля дошкольников, у которых нет логической
связи при запоминании информации становится
вовсе незначительной (15% и 10%).
2.3. Упражнения, направленные на развитие
памяти.
Упражнение "Мысленные образы и их эмоциональная окраска"
"Закройте глаза и вообразите следующие картины:
Осиное гнездо.
Осиное гнездо у вашей двери.
Осиное гнездо у вашей кровати.
Старик на скамейке.
Старик на скамейке на солнце.
Плачущий старик на скамейке на солнце.
Острый нож.
Острый нож, режущий мясо.
Острый нож, режущий вам палец.
Птичка, клюющая корм в саду.
Птичка, купающаяся в луже.
Птичка,
взлетающая, спасаясь от кошки.
Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось".
Это упражнение можно использовать для тренировки как зрительной, так и слуховой памяти.
Упражнение "Осознание словесного материала" (используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой)
Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".
Бумага | Шерсть | Сапог |
Гнездо | Телега | Палец |
Кот | Волосы | Лимонад |
Колесо | Роза | Слон |
Палка | Платок | Поцелуй |
Фильм | Слеза | Автобус |
Блин | Ботинок | Доктор |
Счастье | Птица | Мороженое |
Таким образом, существуют разные типы памяти. Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы. Одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснения экскурсовода или учителя. В пересказе других вы ярко увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.
У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух.
В процессе дошкольного воспитания ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, - писал К.Д. Ушинский, - должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания».
При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей прежде всего смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала.