Память как психический познавательный процесс. Методы диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание

Психический мир человека многообразен и разносторонен. Имея высокий уровень развития психики, мы многое знаем и умеем. Однако, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все с чем мы соприкасаемся и узнаем, каждое переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти отпечаток, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта. Человек становится личностью, только благодаря памяти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1.1. Общее представление о памяти
1.2. Сравнительная характеристика видов памяти
1.3. Подходы к изучению памяти в психологии
1.4. Методы диагностики памяти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ.docx

— 60.85 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования

«Брестский  государственный университет имени  А.С. Пушкина»

 

Психолого-педагогический факультет

Кафедра психологии

 

 

 

ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ

Заведующий  кафедрой

______      ______________________

(подпись)      (инициалы и фамилия)

«____» ___________________200__г.

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

 

 

 

 

Выполнил:

Лещенко

Александр Игоревич

студент 2 курса (25группа)

Руководитель:

Ковалевич Ирина Васильевна, 

преподаватель

 

 

Брест 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ПАМЯТЬ  КАК ПСИХИЧЕСКИЙ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС

1.1. Общее  представление о памяти

1.2. Сравнительная характеристика видов памяти

1.3. Подходы к изучению памяти в психологии

1.4. Методы  диагностики памяти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

 

  

ВВЕДЕНИЕ

 

Психический мир человека многообразен и разносторонен. Имея высокий уровень  развития психики, мы многое знаем и  умеем. Однако, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем  приобретенный опыт и знания. Все  с чем мы соприкасаемся и узнаем, каждое переживание, впечатление или  движение оставляют в нашей памяти отпечаток, который может сохраняться  достаточно долго и при соответствующих  условиях проявляться вновь. Поэтому  под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание  и воспроизведение прошлого опыта. Человек становится личностью, только благодаря памяти.

Память дает человеку возможность  накапливать опыт и использовать его в своей  повседневной жизни. Он может дать отчет о том, кто  он, что он знает и умеет и  что он должен делать в определенной ситуации. Память включается в ощущения и восприятие, вследствие чего человек  отражает предметы и их свойства как  уже известные ему. Не имея памяти, человек застрял бы в положении  новорожденного, каждый раз сталкиваясь  с неизвестным, и все воспринимая  как новое и неизведанное.

 Без преувеличения можно сказать, что во все периоды развития человеческой мысли за памятью признавалась исключительная роль в психической жизни человека. Ее изучением занимались такие титаны мысли, как Эсхил, Аристотель. Платон,  Множество знаменитых философов увлекались исследованием памяти. Французский философ А. Бергсон фактически отождествлял память с душой. Он посвятил исследованию природы памяти отдельную работу, итогом которой явилось представление о двух независимых видах памяти– «памяти тела» и «памяти духа».

 Философия дало своеобразный  толчок для изучения памяти. Известно, что психологические воззрения Л. С. Выготского складывались под сильным влиянием Б. Спинозы. Важные идеи для понимания отношения памяти к познанию можно найти и в сочинениях Бл. Августина. Все это указывает, на то что такое пристальное внимание, уделяется памяти, совсем не зря. Пронизывая все уровни психического, память участвует в работе всех когнитивных структур,  в каждый протекающий момент настоящего.

 Память – стержневое психическое образование. Именно благодаря памяти становится возможным накопление сознательного опыта. Который в свою очередь,. создает нас как личность.

  Память на удивление совершенный инструмент, своеобразный функциональный орган нашей жизни. Орган который может раскрасить нашу жизнь чудесными воспоминаниями, или раковой опухолью, тревожить нас прошлым. В таких случаях, не человек хозяин памяти, а память хозяин человека, он подавлен и подчинен ей. Память имеет большую власть над человеком и поэтому  со времен античности и до наших дней, памяти придается огромное значение, в плане изучения познавательной деятельности человека.

Цель работы – исследовать память личности как  психический познавательный процесс.

Основными задачами исследования являются:

-   проанализировать основные научные  подходы и направления в области  разработки проблем памяти;

-   рассмотреть понятие памяти, определяемое в современных условиях, и охарактеризовать основные её виды;

-   изучить основные методы исследования  памяти, отдельных её процессов,  охарактеризовать известные методики.

Объект исследования – память личности. Предмет исследования – проблема памяти, виды памяти, основные методы её исследования.

Актуальность исследования .заключается в неоспоримой пользе исследования, такого процесса как память. Память является дверью, которая открывает перед человеком путь к познанию самого себе и мира вокруг. И только  бросив вызов ее загадке, мы можем немного ближе приблизиться к пониманию сущности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

    1.     Общее представление о памяти

 

 Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отмстить, что намять занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. 
         Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Однако  мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс  воссоздания образа предмета, воспринимаемого  нами ранее, но не воспринимаемого в  данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения  является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также  его последующее сохранение.

Таким образом, память — это сложный психический  процесс, состоящий из нескольких частных  процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она  позволяет ему накапливать, сохранять  и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. [1, с. 242-243].

Память - это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей  на органы чувств информации. Таким  образом, в структуре памяти можно  выделить четыре относительно самостоятельных  процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной  ранее информации. Каждый процесс  осуществляется при помощи сознательных мнемических действий, направленных на выделение и запечатление нужной информации ее удержание и восстановление.

Начинается  деятельность памяти с запоминания  информации. Процесс запоминания  имеет избирательный характер. Запоминается та информация, которая связана с  деятельностью человека. Основным условием успешного запоминания является активное взаимодействие субъекта с  объектом, несущим информацию. В  процессе запоминания устанавливаются  связи между новой информацией  и ранее усвоенной.

Воспроизведение - процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека. Воспроизведение может осуществляться сразу же после запоминания, а также через определенный промежуток времени. Наиболее трудным является восстановление информации через длительное время после ее заучивания.

Восстановление  информации, или ее актуализация, может  осуществляться в самых разнообразных формах: в виде узнавания, воспоминания, припоминания и воспроизведения.

Особое  значение в деятельности памяти имеет  сохранение информации. Сохранение направлено на закрепление, систематизацию и удержание  информации в сознании субъекта в  период между ее запоминанием и воспроизведением. Сохранение имеет избирательный  характер. Вся информация, имеющая  важное жизненное значение сохраняется  полно и прочно иногда на всю жизнь. Сохраняется также длительное время  информация, обеспечивающая осуществление  практической и теоретической деятельности. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что связано с  его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, целями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая  в жизни, исчезает из памяти, забывается.

Забывание такой же целесообразный процесс, как и сохранение. Если бы вся усвоенная ранее информация хранилась в сознании, то было бы трудно разобраться в ней и быстро выделить ту, которая необходима в данный момент. Забывание может быть полным и частичным, временным и постоянным. [4, с. 124-126].

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при  необходимости и возможности  — воспроизводятся. Память лежит  в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без  памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря  своей памяти, ее совершенствованию  человек выделился из животного  царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и  дальнейший прогресс человечества без  постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно  и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как  психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни  функции запоминания, сохранения и  воспроизведения информации. [2, с. 218-219].

Особое  значение памяти среди психических  функций человека исследователи  видят в том, что ни одна функция  не может быть осуществлена без участия  памяти. По отношению ко всем другим процессам, образующим первичный психический продукт (отражение, образ «видимого»), память выступает в качестве вторичного продукта (отражение  отражения, представление «невидимого»). Такое различение первичного и вторичного продуктов  психики, в сущности, давно уже закреплено психологической  традицией в понятиях «образ» и «представление».

Будучи продуктом  других психических процессов, память не может быть им противопоставлена так, как противопоставляются друг другу «результативное» и «процессуальное». Никакой  продукт психики не может выступать в ней иначе, чем в форме  процесса, и никакая «структура» не может существовать иначе, чем в

форме функции. Таким образом, границу между памятью и  другими психическими процессами следует проводить не по этой линии. Ее следует искать внутри процесса, различая и выделяя в нем «процесс-функцию» и «процесс-структуру».

Если  результат решаемой субъектом задачи в данный  момент еще не входит в содержание его памяти и находится вне ее, то, значит, он не может быть получен средствами самой памяти. Добыть его (буквально — «промыслить») субъект может только средствами другого процесса. «Суверенность» этого другого,  следовательно, не подлежит сомнению. Вместе с тем другое может существовать как процесс только при условии непрерывных  переходов функции в структуру и структуры в функцию. Это 

означает, что  всякий познавательный процесс непрерывно превращается в память и всякая память превращается во что-то другое.

 Всякий психический процесс превращается в память в тот момент, когда он становится условием  осуществления другого процесса (или следующего этапа того же  процесса). [3, с. 8-10].

Память  является очень важным познавательным процессом, обеспечивающим переход  от сенсорных процессов к интеллектуальным. С одной стороны, она непосредственно связана с сенсорными процессами, так как оттуда поступает к ней информация о внешнем мире, а, с другой стороны, она является внутренним интеллектуальным процессом, закрепляющим и систематизирующим полученную информацию, которая потом перерабатывается и преобразуется воображением и мышлением в новые более сложные формы психики.

Память  дает возможность индивиду накапливать  опыт и использовать его в своей  жизни. Благодаря памяти человек  становится сознательной личностью  и может дать отчет о том, кто  он такой, что он знает и умеет  делать и как должен вести себя в той или иной обстановке. Память включается в ощущения и восприятия, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства как уже известные  ему. Без памяти человек был бы все время в положении новорожденного, который каждый раз воспринимал  бы предметы как новые, неизвестные ему.

Память  выполняет очень важные функции  в познавательной деятельности. Первая функция заключается в том, что  она отбирает и закрепляет необходимую  для субъекта информацию, поступающую  через органы чувств. Вторая функция  связана с накоплением и сохранением  полученной информации в сознании человека. Третья функция направлена на воспроизведение  информации, необходимой для осуществления  текущей и будущей деятельности. [4, с. 120-121].

Информация о работе Память как психический познавательный процесс. Методы диагностики