Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 15:37, курсовая работа
Психический мир человека многообразен и разносторонен. Имея высокий уровень развития психики, мы многое знаем и умеем. Однако, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все с чем мы соприкасаемся и узнаем, каждое переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти отпечаток, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта. Человек становится личностью, только благодаря памяти.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1.1. Общее представление о памяти
1.2. Сравнительная характеристика видов памяти
1.3. Подходы к изучению памяти в психологии
1.4. Методы диагностики памяти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Брестский
государственный университет
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психологии
ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой
______ ______________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
«____» ___________________200__г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ
Выполнил:
Лещенко
Александр Игоревич
студент 2 курса (25группа)
Руководитель:
Ковалевич Ирина Васильевна,
преподаватель
Брест 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПАМЯТЬ
КАК ПСИХИЧЕСКИЙ
1.1. Общее представление о памяти
1.2. Сравнительная характеристика видов памяти
1.3. Подходы к изучению памяти в психологии
1.4. Методы диагностики памяти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Психический мир человека многообразен и разносторонен. Имея высокий уровень развития психики, мы многое знаем и умеем. Однако, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все с чем мы соприкасаемся и узнаем, каждое переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти отпечаток, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта. Человек становится личностью, только благодаря памяти.
Память дает человеку возможность накапливать опыт и использовать его в своей повседневной жизни. Он может дать отчет о том, кто он, что он знает и умеет и что он должен делать в определенной ситуации. Память включается в ощущения и восприятие, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства как уже известные ему. Не имея памяти, человек застрял бы в положении новорожденного, каждый раз сталкиваясь с неизвестным, и все воспринимая как новое и неизведанное.
Без преувеличения можно сказать, что во все периоды развития человеческой мысли за памятью признавалась исключительная роль в психической жизни человека. Ее изучением занимались такие титаны мысли, как Эсхил, Аристотель. Платон, Множество знаменитых философов увлекались исследованием памяти. Французский философ А. Бергсон фактически отождествлял память с душой. Он посвятил исследованию природы памяти отдельную работу, итогом которой явилось представление о двух независимых видах памяти– «памяти тела» и «памяти духа».
Философия дало своеобразный толчок для изучения памяти. Известно, что психологические воззрения Л. С. Выготского складывались под сильным влиянием Б. Спинозы. Важные идеи для понимания отношения памяти к познанию можно найти и в сочинениях Бл. Августина. Все это указывает, на то что такое пристальное внимание, уделяется памяти, совсем не зря. Пронизывая все уровни психического, память участвует в работе всех когнитивных структур, в каждый протекающий момент настоящего.
Память – стержневое
Память на удивление совершенный инструмент, своеобразный функциональный орган нашей жизни. Орган который может раскрасить нашу жизнь чудесными воспоминаниями, или раковой опухолью, тревожить нас прошлым. В таких случаях, не человек хозяин памяти, а память хозяин человека, он подавлен и подчинен ей. Память имеет большую власть над человеком и поэтому со времен античности и до наших дней, памяти придается огромное значение, в плане изучения познавательной деятельности человека.
Цель работы – исследовать память личности как психический познавательный процесс.
Основными задачами исследования являются:
-
проанализировать основные
- рассмотреть понятие памяти, определяемое в современных условиях, и охарактеризовать основные её виды;
-
изучить основные методы
Объект исследования – память личности. Предмет исследования – проблема памяти, виды памяти, основные методы её исследования.
Актуальность исследования .заключается в неоспоримой пользе исследования, такого процесса как память. Память является дверью, которая открывает перед человеком путь к познанию самого себе и мира вокруг. И только бросив вызов ее загадке, мы можем немного ближе приблизиться к пониманию сущности человека.
1. ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Под
памятью мы понимаем запечатление, сохранение,
последующее узнавание и воспроизведение
следов прошлого опыта. Именно благодаря
памяти человек в состоянии накапливать
информацию, не теряя прежних знаний и
навыков. Следует отмстить, что намять
занимает особое место среди психических
познавательных процессов. Многими исследователями
память характеризуется как «сквозной»
процесс, обеспечивающий преемственность
психических процессов и объединяющий
все познавательные процессы в единое
целое.
Как протекают
мнемические процессы? Например, когда
мы видим предмет, который раньше уже воспринимали,
мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым,
известным. Сознание того, что воспринимаемый
в данный момент предмет или явление воспринимались
в прошлом, называется узнаванием.
Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. [1, с. 242-243].
Память - это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Каждый процесс осуществляется при помощи сознательных мнемических действий, направленных на выделение и запечатление нужной информации ее удержание и восстановление.
Начинается деятельность памяти с запоминания информации. Процесс запоминания имеет избирательный характер. Запоминается та информация, которая связана с деятельностью человека. Основным условием успешного запоминания является активное взаимодействие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запоминания устанавливаются связи между новой информацией и ранее усвоенной.
Воспроизведение - процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека. Воспроизведение может осуществляться сразу же после запоминания, а также через определенный промежуток времени. Наиболее трудным является восстановление информации через длительное время после ее заучивания.
Восстановление информации, или ее актуализация, может осуществляться в самых разнообразных формах: в виде узнавания, воспоминания, припоминания и воспроизведения.
Особое значение в деятельности памяти имеет сохранение информации. Сохранение направлено на закрепление, систематизацию и удержание информации в сознании субъекта в период между ее запоминанием и воспроизведением. Сохранение имеет избирательный характер. Вся информация, имеющая важное жизненное значение сохраняется полно и прочно иногда на всю жизнь. Сохраняется также длительное время информация, обеспечивающая осуществление практической и теоретической деятельности. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что связано с его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, целями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая в жизни, исчезает из памяти, забывается.
Забывание такой же целесообразный процесс, как и сохранение. Если бы вся усвоенная ранее информация хранилась в сознании, то было бы трудно разобраться в ней и быстро выделить ту, которая необходима в данный момент. Забывание может быть полным и частичным, временным и постоянным. [4, с. 124-126].
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. [2, с. 218-219].
Особое значение памяти среди психических функций человека исследователи видят в том, что ни одна функция не может быть осуществлена без участия памяти. По отношению ко всем другим процессам, образующим первичный психический продукт (отражение, образ «видимого»), память выступает в качестве вторичного продукта (отражение отражения, представление «невидимого»). Такое различение первичного и вторичного продуктов психики, в сущности, давно уже закреплено психологической традицией в понятиях «образ» и «представление».
Будучи продуктом других психических процессов, память не может быть им противопоставлена так, как противопоставляются друг другу «результативное» и «процессуальное». Никакой продукт психики не может выступать в ней иначе, чем в форме процесса, и никакая «структура» не может существовать иначе, чем в
форме функции. Таким образом, границу между памятью и другими психическими процессами следует проводить не по этой линии. Ее следует искать внутри процесса, различая и выделяя в нем «процесс-функцию» и «процесс-структуру».
Если результат решаемой субъектом задачи в данный момент еще не входит в содержание его памяти и находится вне ее, то, значит, он не может быть получен средствами самой памяти. Добыть его (буквально — «промыслить») субъект может только средствами другого процесса. «Суверенность» этого другого, следовательно, не подлежит сомнению. Вместе с тем другое может существовать как процесс только при условии непрерывных переходов функции в структуру и структуры в функцию. Это
означает, что всякий познавательный процесс непрерывно превращается в память и всякая память превращается во что-то другое.
Всякий психический процесс превращается в память в тот момент, когда он становится условием осуществления другого процесса (или следующего этапа того же процесса). [3, с. 8-10].
Память является очень важным познавательным процессом, обеспечивающим переход от сенсорных процессов к интеллектуальным. С одной стороны, она непосредственно связана с сенсорными процессами, так как оттуда поступает к ней информация о внешнем мире, а, с другой стороны, она является внутренним интеллектуальным процессом, закрепляющим и систематизирующим полученную информацию, которая потом перерабатывается и преобразуется воображением и мышлением в новые более сложные формы психики.
Память
дает возможность индивиду накапливать
опыт и использовать его в своей
жизни. Благодаря памяти человек
становится сознательной личностью
и может дать отчет о том, кто
он такой, что он знает и умеет
делать и как должен вести себя
в той или иной обстановке. Память
включается в ощущения и восприятия,
вследствие чего человек отражает предметы
и их свойства как уже известные
ему. Без памяти человек был бы
все время в положении
Память
выполняет очень важные функции
в познавательной деятельности. Первая
функция заключается в том, что
она отбирает и закрепляет необходимую
для субъекта информацию, поступающую
через органы чувств. Вторая функция
связана с накоплением и
Информация о работе Память как психический познавательный процесс. Методы диагностики