Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 15:37, курсовая работа
Психический мир человека многообразен и разносторонен. Имея высокий уровень развития психики, мы многое знаем и умеем. Однако, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все с чем мы соприкасаемся и узнаем, каждое переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти отпечаток, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта. Человек становится личностью, только благодаря памяти.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1.1. Общее представление о памяти
1.2. Сравнительная характеристика видов памяти
1.3. Подходы к изучению памяти в психологии
1.4. Методы диагностики памяти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кроме методов Эббингауза в психологических исследованиях широко применяются и другие методы: метод тождественных рядов, метод парных ассоциаций, метод реконструкции, метод последовательного воспроизведения, метод уравнивания в заучивании.
Метод парных ассоциаций. Впервые этот метод был предложен М. Калкинсом в 1894 г. Стимульный материал располагается попарно. Первый элемент каждой пары играет роль стимула, второй – ответа. Испытуемые должны запомнить материал таким образом, чтобы при предъявлении первого члена пары они в ответ называли второй член. Весь ряд предъявляется один или несколько раз. Затем, после предъявления всех стимулов, испытуемому предъявляют зрительно или на слух только первые элементы каждой пары, а он должен воспроизвести устно или письменно вторые элементы. Если испытуемый воздерживается от ответа или делает ошибки, то ему на слух или зрительно предлагают правильный ответ. В одном из вариантов этой методики после каждой кратковременной экспозиции стимула экспериментатор называет ответ даже в том случае, если этот ответ дается самим испытуемым. При этом считается, что восприятие правильного ответа подкрепляет только что данный ответ. Показатели, получаемые в результате применения этого метода, аналогичны получаемым с помощью метода антиципации. При этом порядок следования пар изменяют, чтобы преодолеть влияние положения отдельных пар в ряду. Количество правильно воспроизведенных элементов пар является показателем прочности образовавшихся ассоциаций.
Для исследования опосредствованного запоминания наряду с классическими (метод парных ассоциаций и метод антиципации) применяются и специально разработанные. Например, метод пиктограмм Л.С. Выготского. Испытуемому зрительно или на слух предъявляется ряд слов или фраз и предлагается их запомнить. Для эффективного запоминания разрешается делать на бумаге какие-либо условные знаки. Использовать слова или числа запрещается. При воспроизведении разрешается опираться на свои зарисовки. В качестве вспомогательного средства для запоминания испытуемый использует характерные признаки стимула, доступные для условного изображения. Метод пиктограмм широко применяется в современных исследованиях.
Еще один метод исследования опосредованного запоминания был разработан А.Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым. Их метод получил название метод двойной стимуляции. Испытуемому для запоминания предъявляют слова и предлагают подобрать к ним по картинке. В другой модификации экспериментатор сам показывает картинки испытуемому. Затем, глядя на отобранные картинки, он должен воспроизводить предъявленные ранее слова. С целью сравнения результатов непосредственного и опосредствованного запоминания определяется коэффициент увеличения его эффективности при переходе к употреблению специальных мнемических средств:
К = (Vo – Vн) /Vн·* 100%,
где К – коэффициент увеличения эффективности запоминания; Vо – число удержанных членов при опосредствованном запоминании; Vн – число удержанных членов при непосредственном запоминании.
Разработано большое количество методов исследования сенсорной памяти. Например, испытуемому одновременно с кратковременной вспышкой даются два звуковых сигнала. Ему необходимо подобрать такой интервал между сигналами, который соответствовал бы кажущейся длительности световой вспышки.
Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. В каждом конкретном случае, выбор как предмета, так и метода исследования зависит от стоящей перед экспериментатором задачи. [5, с. 105-109].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изложенного в курсовой работе материала были сформулированы следующие выводы.
Память
- это сложный познавательный
процесс, направленный на
Существует
различные классификации: по участию
воли; по характеру психической
Были
проанализированы основные
Изучены основные методы диагностики памяти. Существующие методы исследования памяти можно разделить на две большие группы: изучение свойств различных видов памяти и исследование процессов памяти. К классическим методам, предложенным Г. Эббингаузом, относят: метод заучивания, метод антиципации, метод сбережения, метод удержанных членов ряда.
Память несомненно является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Память это то, что делает, нас самими собой. И эта тема заслуживает детальной проработки и изучения. Кроме того она является необычно актуальной в нашем мире, перегруженном информацией. И исследования в этой области, будут весьма полезны, как и для науки, так и для человечества в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с:
2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3-х кн. / Р.С. Немов. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 688 с.;
3. Черемошкина Л. В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
4. Сорокун П.А. С 655 Общая психология. Псков: ПГПИ, 2003 - 312 с.
5. А.Ю. Агафонов. – Самара : Изд-во «Универс-групп», 2007. – 152 с.
6. Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А. Общая психология: Курс лекций: .– Мн.: БГУ, 2004. –290с.
7. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002 - 720 с.
8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Том 6, №6, 1985
9. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 320 с.
Информация о работе Память как психический познавательный процесс. Методы диагностики