Память как психический познавательный процесс. Методы диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание

Психический мир человека многообразен и разносторонен. Имея высокий уровень развития психики, мы многое знаем и умеем. Однако, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все с чем мы соприкасаемся и узнаем, каждое переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти отпечаток, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта. Человек становится личностью, только благодаря памяти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1.1. Общее представление о памяти
1.2. Сравнительная характеристика видов памяти
1.3. Подходы к изучению памяти в психологии
1.4. Методы диагностики памяти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ.docx

— 60.85 Кб (Скачать документ)

  Кроме методов Эббингауза в психологических исследованиях широко применяются и другие методы: метод тождественных рядов, метод парных ассоциаций, метод реконструкции, метод последовательного воспроизведения, метод уравнивания в заучивании.

  Метод парных ассоциаций. Впервые этот метод был предложен М. Калкинсом в 1894 г. Стимульный материал располагается попарно.  Первый элемент каждой пары играет роль стимула, второй – ответа. Испытуемые должны запомнить материал таким образом, чтобы при предъявлении первого члена пары они в ответ называли второй член. Весь ряд предъявляется один или несколько раз. Затем, после предъявления всех стимулов, испытуемому предъявляют зрительно или на слух только первые элементы каждой пары, а он должен воспроизвести устно или письменно вторые элементы. Если испытуемый воздерживается от ответа или делает ошибки, то ему на слух или зрительно предлагают правильный ответ. В одном из вариантов этой методики после каждой кратковременной экспозиции стимула экспериментатор называет ответ даже в том случае, если этот ответ дается самим испытуемым. При этом считается, что восприятие правильного ответа подкрепляет только что данный ответ. Показатели, получаемые в результате применения этого метода, аналогичны получаемым с помощью метода антиципации. При этом порядок следования пар изменяют, чтобы преодолеть влияние положения отдельных пар в ряду. Количество правильно воспроизведенных элементов пар является показателем прочности образовавшихся ассоциаций.

Для исследования опосредствованного запоминания наряду с классическими (метод парных ассоциаций и метод антиципации) применяются и специально разработанные. Например, метод пиктограмм Л.С. Выготского. Испытуемому зрительно или на слух предъявляется ряд слов или фраз и предлагается их запомнить. Для эффективного запоминания разрешается делать на бумаге какие-либо условные знаки. Использовать слова или числа запрещается. При воспроизведении разрешается опираться на свои зарисовки. В качестве вспомогательного средства для запоминания испытуемый использует характерные признаки стимула, доступные для условного изображения. Метод пиктограмм широко применяется в современных исследованиях.

  Еще один метод исследования опосредованного запоминания был разработан А.Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым. Их метод получил название метод двойной стимуляции. Испытуемому для запоминания предъявляют слова и предлагают подобрать к ним по картинке. В другой модификации экспериментатор сам показывает картинки испытуемому. Затем, глядя на отобранные картинки, он должен воспроизводить предъявленные ранее слова. С целью сравнения результатов непосредственного и опосредствованного запоминания определяется коэффициент увеличения его эффективности при переходе к употреблению специальных мнемических средств:

К = (Vo – Vн) /Vн·* 100%,

где К – коэффициент увеличения эффективности запоминания; Vо – число удержанных членов при опосредствованном запоминании; Vн – число удержанных членов при непосредственном запоминании.

Разработано большое количество методов исследования сенсорной памяти. Например, испытуемому одновременно с кратковременной вспышкой даются два звуковых сигнала. Ему необходимо подобрать такой интервал между сигналами, который соответствовал бы кажущейся длительности световой вспышки.

  Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. В каждом конкретном случае, выбор как предмета, так и метода исследования зависит от стоящей перед экспериментатором задачи. [5, с. 105-109].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе изложенного в курсовой работе материала были сформулированы следующие выводы.

  Память - это сложный познавательный  процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение  поступившей на органы чувств  информации. Память в той или иной степени имеется, у всех живых организмов , но память человека стоит на порядок выше.  Человек выходит далеко за рамки органических возможностей памяти.

Существует  различные классификации: по участию  воли; по характеру психической активности; по продолжительности сохранения информации. В курсовой работе они были охарактеризованы и  рассмотрены должным образом.

  Были  проанализированы основные научные  подходы в исследовании памяти. Рассмотрен вклад таких ученых  как  Г. Эббингауз, У. Джеймс, Д. Нормана, Д. Бродбента, Л.С. Выготского.

 Изучены  основные методы диагностики  памяти. Существующие методы исследования памяти можно разделить на две большие группы: изучение свойств различных видов памяти и исследование процессов памяти. К классическим методам, предложенным Г. Эббингаузом, относят: метод заучивания, метод антиципации, метод сбережения, метод удержанных членов ряда.

Память несомненно является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Память это то, что делает, нас самими собой. И эта тема заслуживает детальной проработки и изучения. Кроме того она является необычно актуальной в нашем мире, перегруженном информацией. И исследования  в этой области, будут весьма полезны, как и для науки, так и для человечества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с:

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3-х кн. / Р.С. Немов. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 688 с.;

3. Черемошкина Л. В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.

4. Сорокун П.А. С 655 Общая психология. Псков: ПГПИ, 2003 - 312 с.

5. А.Ю. Агафонов. – Самара : Изд-во «Универс-групп», 2007. – 152 с.

6. Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А. Общая психология: Курс лекций: .– Мн.: БГУ, 2004. –290с.

7. С.Л.Рубинштейн.  Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002 - 720 с.

8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Том 6, №6, 1985

9. Зинченко Т. П.  Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 320 с.

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Память как психический познавательный процесс. Методы диагностики