Память как психический познавательный процесс. Методы диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание

Психический мир человека многообразен и разносторонен. Имея высокий уровень развития психики, мы многое знаем и умеем. Однако, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все с чем мы соприкасаемся и узнаем, каждое переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти отпечаток, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта. Человек становится личностью, только благодаря памяти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1.1. Общее представление о памяти
1.2. Сравнительная характеристика видов памяти
1.3. Подходы к изучению памяти в психологии
1.4. Методы диагностики памяти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ.docx

— 60.85 Кб (Скачать документ)

Особое место памяти среди психических функций часто видят в том, что "ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия". Поскольку и сама память немыслима вне других психических процессов, то проведение соответствующих разграничительных линий оказывается просто невозможным. В итоге вместо выявления искомой специфики мы говорим о том, что поиски "чистой" мнемической функции следует признать ненаучной задачей. Практически это приводит к тому, что мы либо вовсе теряем память из виду, либо не можем найти в психике ничего, кроме памяти.

Возникает вопрос: что же тогда исследуют  психологи, изучающие память? Память действительно можно найти во всем, и чем бы психолог ни занимался, о чем бы ни размышлял, это будут, конечно, и размышления о памяти.

Поскольку память в отличие от других познавательных процессов имеет своим предметом  не связи и отношения самих  объективных вещей, а отношение  субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта, то в этом смысле она не "добывает" нового знания о вещах, а лишь организует и "реконструирует" уже добытое. Если она конструирует новое (например, интуитивное) знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а из реорганизации отвечающих им представлений.

Область действительного творчества памяти - это не познавательная сфера, а  сфера формирования личности. При  этом память, конечно, не "создает" личность своими средствами. Основа формирования личности - опыт как "совокупность взаимоотношений между человеком и объективным миром. Однако если бы продукты этого опыта "сохранялись" в человеке в таком же "элементном" и разобщенном виде, в каком они ему первично даны, они, в сущности, никак не могли бы в нем взаимодействовать. Объединяя эти элементы в некоторую субъективную целостность, память осуществляет психологическое творчество личности в буквальном смысле этого слова. [8].

 
1.2. Сравнительная характеристика видов памяти. 

 

В психологии существует несколько классификаций видов памяти, построенных на разных основаниях.

Традиционно выделяют следующие основания:

 • характер  психической активности, преобладающей  в деятельности.

На этом основании выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.

Двигательная  память связана с запоминанием и  реализацией отдельных движений и целостных двигательных актов. При этом важно отметить, что двигательный навык это не след или отпечаток  в памяти, а, по выражению Н.А. Бернштейна, «освоенное умение решать тот или  иной вид двигательной задачи».

Эмоциональная память – память на аффективные  переживания. Эмоции выполняют важную функцию, сигнализируя о неосознаваемых результатах познавательной деятельности субъекта, о достижении целей выполняемой  деятельности, и, в целом, об изменениях в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Зафиксированные  однажды в памяти эмоциональные  переживания могут побуждать  или, наоборот, предостерегать человека от совершения какого-либо действия. 
  Отличительной особенностью эмоциональной памяти по отношению к другим видам является ее прочность, так как часто единственным воспоминанием о событии вы-

ступают пережитые  чувства.

Словесно-логическая память – память на слова, мысли, суждения, умозаключения. В ней закреплено отражение предметов и явлений  в их существенных свойствах, связях и отношениях. Словесно-логическая память – это специфически человеческая память. Эта память является ведущей  по отношению к другим видам: от ее развития зависит функционирование всех других видов памяти. 
В ряду указанных выше видов памяти выделяют также образную память. Образная память бывает нескольких типов и различается по роли ведущего анализатора. В силу этого еще одним основанием для классификации мнемических явлений выделяют «модальность».

По модальности  различают: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память.  
Зрительная память  связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны "видеть" информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.

Слуховая  память – это хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных  языков, музыкантам.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память –  память на соответствующие образы.. 
  По характеру психической активности. В соответствии с этим критерием память дифференцируют на произвольную и непроизвольную. [5, с. 48-50]. 
  Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная и долговременная память является показателем периода времени, в течение которого может функционировать любой вид памяти. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для за-поминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.

  Проявлением  кратковременной памяти является  тот случай, когда испытуемого  просят прочитать слова или  предоставляют для их запоминания  очень мало времени (около одной  минуты), а потом просят сразу  воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются  по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они  обладают различным объемом кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных. 
В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

 Понятием  оперативная память обозначают  мнемические процессы, обслуживающие  непосредственно осуществляемые  человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем  какое-либо сложное действие, например  арифметическое, то осуществляем  его по частям. При этом мы  удерживаем «в уме» некоторые  промежуточные результаты до  тех пор, пока имеем с ними  дело. По мере продвижения к  конечному результату конкретный  «отработанный» материал может  забываться. Аналогичное явление  мы наблюдаем при выполнении  любого более или менее сложного  действия. Части материала, которыми  оперирует человек, могут быть  различными (например, ребенок начинает  читать со складывания букв). Объем  этих частей, так называемых оперативных  единиц памяти, существенно влияет  на успешность выполнения той  или иной деятельности. Поэтому  для запоминания материала имеет  большое значение формирование  оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей  кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что  когда-то было в кратковременной  памяти, поэтому кратковременная  память выступает в виде своеобразного  буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. Перевод из кратковременной  памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти.. [1, с. 253-254].

Долговременная  память –  память, способная хранить  информацию в течение неограниченного  времени.

Эта память начинает функционировать не сразу  после того, как был заучен  материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с  одного процесса на другой: с  запоминания  на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы, и их механизмы совершенно различны.

Интересно, что, чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек  может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Важно заметить, что умственные способности  не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей  иногда встречается феноменальная  долговременная память.

Современные исследователи выделяют еще следующие  виды памяти.

По типу запоминаемой информации.

• Эпизодическая – память на отдельные события.

• Семантическая – память на правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций.

• Память на общую информацию – хранит всю повседневную информацию: где стоит холодильник, какого цвета снег, как зовут вашего друга, сколько дней в году.

По осознаваемости воспроизведения информации.

• Эксплицитная память предполагает перевод воспроизводимой информации в сознание.

• Имплицитная память исключает осознание воспроизводимой информации. Так, психологическая защита невротика, который страдает от реминисценций (непроизвольных воспроизведений) не пускает в сознание воспоминания о травмировавших его событиях. Однако, они оказывают влияние на его эмоциональное состояние и заставляют избегать встреч с предметами и людьми напоминающими о них. [6, с. 197-199].

 

 

1.3. Подходы к изучению памяти  в психологии

 

Работе  механизмов памяти, различным эффектам ее функционирования посвящено огромное количество психологической литературы. И это неудивительно, ведь уже  на заре научной психологии мнемические  процессы стали предметом многочисленных исследований.

Один  из пионеров экспериментальной психологии Г. Эббингауз, познакомившись с работой Г.Т. Фехнера «Элементы психофизики», был окрылен идеей использования математического языка для описания психических явлений. Первые успехи психофизики действительно вселяли надежду: открытие законов, которым подчиняется душевная жизнь, более не воспринималось как научная утопия. Более того, именно на поиск закономерного должны быть ориентированы исследователи, придерживающиеся естественнонаучных взглядов. Г. Эббингауз переносит этот принцип в область психологии памяти и начинает проводить исследования процессов запоминания, узнавания, воспроизведения, разрабатывает методы, обосновывает необходимость применения бессмысленных слогов в качестве стимульного материала. В 1885 году выходит в свет работа Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приводит описание предлагаемых методов исследования и результаты собственных экспериментов. Хотя Эббингауз и не предложил собственной теории, его эмпирические исследования стали классическими образцами изучения памяти человек. [5, с. 25-26].

Концепция, представленная А.Бине и К.Бюлером, выдвигает на передний план смысловое содержание, опираясь на тот бесспорный факт, что запоминание смыслового содержания не совпадает механически с запоминанием речевой формы, в которой оно дано. Представители этого направления пытаются превратить память в воспроизведение чистых мыслей, вовсе не зависящих от какой-либо речевой формы. Поскольку они разрывают и внешне противопоставляют друг другу запоминание мыслей и запоминание слов, они неизбежно приходят к выводам, смыкающимся с антагонистической, казалось бы, теорией Эббингауза, в которой смысловое содержание, хотя и с противоположной тенденцией, также отрывается от словесного текста. [7, с. 221-222].

После выхода в свет работы Эббингауза, У. Джемс публикует классический труд «Принципы психологии» (1890), где впервые дифференцирует виды памяти. Он различал первичную память и вторичную. Первичная, или непосредственная память, по Джемсу, является активным хранилищем следов, доступ к которым открыт для осознания. Этот вид памяти хранит информацию о только что происшедших событиях или событиях недавнего прошлого.

Вторичная, или косвенная память родственна долговременной памяти в современной терминологии. Это хранилище, где следы могут сохраняться продолжительное время, но доступ сознания к ним не всегда свободен.

 У.  Джемса было бы справедливо  считать прародителем тех когнитивных  подходов, которые связаны с построением  блоковых моделей, поскольку разделение  памяти по принципу доступности  для осознания (воспоминания) явилось  первым шагом в создании теоретических  конструкций когнитивистов, с их описанием мнемической организации как многофункционального устройства, участвующего в приеме, обработке и хранении информации.

Другой  линией развития психологии памяти, берущей начало от ассоциативной психологии, стало исследование процесса научения. Очевидно, что любые формы научения имплицитно включают в себя работу памяти, так как не только формирование сложных познавательных или моторных навыков, но и даже построение простейшего сенсомоторного действия предполагает дифференциацию моментов времени «до» и «после», а также знание о том, какое действие необходимо освоить, какова должна быть последовательность движений в структуре действия, чем одно действие эффективнее другого, произведенного ранее и т.п. Все это в процессе научения обеспечивается памятью. Еще до выхода манифеста бихевиоризма – статьи Д. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиоризма, американский исследователь.

Э. Торндайк разработал методы изучения памяти у животных. Торндайка главным образом интересовали факторы, благодаря которым образуется навык. Бихевиоризм, исключив сознание с его целенаправленной активностью и волевой регуляцией поведения из сферы своих исследований, по существу, сводил все многообразие мнемических проявлений к непроизвольной форме моторного запечатления. Однако сами по себе эффекты научения не могут пролить свет на причины поведения.

Информация о работе Память как психический познавательный процесс. Методы диагностики