Память, как психический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 13:10, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является изучение памяти, как психического процесса.
Задачи исследования:
Изучить значение памяти в жизни человека
Представление памяти, как временная нервная связь
Определение структуры памяти
Изучение основных характеристик памяти
Определение индивидуальных особенностей памяти
Охарактеризовать развитие памяти
Изучение расстройств памяти в жизни человека

Содержание

Введение 3
1.Память и ее значение в жизни человека 5
2. Ассоциации, как механизм памяти 6
3. Структура памяти 7
4.Основные процессы памяти 14
5.Индивидуальные особенности памяти 26
6. Типологические особенности памяти 27
7. Расстройства памяти 29
Выводы 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

память.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

      2)    прочностью сохранения,

      3)    точностью воспроизведения

      4)    так называемой готовностью памяти.

      Но  память может быть хорошей в одном  отношении и плохой — в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

      1.     Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.

      2.     Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.

      3.     Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.

      4.     Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием[6,С.30]. 

  1. Типологические  особенности памяти

      С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов — слуховая, у художников — зрительная память, у философов — словесно-логическая. Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип — преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник — цвет предметов, математик — типы задач, спортсмен — движения.

      Тип памяти определяет  то, как человек запоминает материал,— зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным)[10,С.26].

      Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности.  В то же время  тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти[15, С.256].

      Принадлежность  к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

      Само  по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система  воспитания памяти. Воспитанию положительных  свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее[6,С.28]. 
 

  1. Расстройства  памяти

      Память  — одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения  весьма распространены. Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Например, ваши воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся самые мелкие подробности, вы и не подозревали, что все это «помните». В этом случае говорят о гиперфункции памяти, которая связана обычно с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых наркотиков или гипнотическим воздействием[3,С.256].

      Нарушение эмоционального равновесия, чувства  неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем свои крайне неприятные или позорные поступки.

      Гораздо чаще встречается ослабление функций  памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала.

      При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т. е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше[16,С.167].

      Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский  синдром», проявляется в том, что  нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

      Выделяют  также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы  запоминания, например рисунки, символы, связанные с некоей информацией, не помогают, а затрудняют работу памяти, т. е. подсказка не помогают в этом случае, а мешают.

      Если  при полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник», т. е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушениях памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т. е. незавершенные действия забываются.

      Интересны факты обманов памяти, имеющих  обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал и действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т. е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

      Оказалось, что большую роль в закреплении  информации играют те же подкорковые  области, которые ответственны за аффективную и мотивационную активацию психики[2,С.389]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

Из вышеизложенного  можно сделать несколько выводов:

    1. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и восприятие исчезают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного.
    2. Выделяют два рода ассоциаций: простые и сложные. Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а  связи друг с другом.
    3. Структуры памяти: сенсорная, кратковременная, долговременная. Память развивается в течение всей жизни человека, ее становление и формирование связано с одной стороны с развитием нервной системы, с другой зависит от условий воспитания, обучения и деятельности.
    4. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

    ЗАПОМИНАНИЕ - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

    СОХРАНЕНИЕ  – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

    ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И УЗНАВАНИЕ – процессы восстановления прежде воспринятого.

    1. При распаде памяти наступает и распад личности
    2. Тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти
    3. Память является основным условием успешного обучения и воспитания детей, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков.
 

      Благодаря памяти, прошлый опыт человека не исчезает бесследно, а сохраняется в виде представлений. Ощущения, восприятия и представления человека отражают главным образом те предметы и явления или их отдельные свойства, которые непосредственно воздействуют на анализаторы. Эти психические процессы вместе с непроизвольным вниманием и наглядно-образной памятью представляют собой чувственные основы познания человеком объективной действительности. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Заключение

      Наш психический мир многообразен и  разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью  мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

      Сознание  того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в  прошлом, называется узнаванием.

      Однако  мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

      Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения  является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также  его последующее сохранение.

      Таким образом, память — это сложный  психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.   
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы:

    1. Акмеологический словарь / Под ред. Деркач А.А. - М.: РАГС, 2005,-499с.
    2. Аткинсон У.У. Память и ее развитие -Издательство: Ардис, 2009,550с.
    3. Выготский Л.С. М.:ЭКСМО-Пресс, 2000 (Серия «Мир психологии»),680с.
    4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,издательство: ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1995,-260с.
    5. Дубровина И.В.  Психология. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002,-360с.
    6. Кохонен Т. Ассоциативная память - Издательство: М. Мир, 1980,460с.
    7. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. – М.,издательство «Академия»: 1990,-650с.
    8. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – СПб:Питер, 2010, 319с.
    9. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»)
    10. Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.3. М.: Академия, 2006,670с.
    11. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского. –  М.:  Просвещение, 1973,542с.
    12. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002, 232 с.
    13. Плигин, А.А. От индивидуализации обучения к личностно ориентированному образованию / Психология обучения. - 2009. - №2. - С. 28-30.
    14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб: Издательство «Питер», 200-172 с.:ил.-(Серия «Мастера психологии»)
    15. Сборник «Психология памяти» / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова - Издательство ЧеРо, Москва, 2000,890с.
    16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д., 1996,-568с.
    17. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. Учебник для студентов ср. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006,454с.
    18. Черемошкина Л. В. Психология памяти - Издательство: М.: Академия, 2002,356с.
    19. Щербатых Ю.В. Общая психология». – СПб: Питер, 2008-272с.
    20. http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Память, как психический процесс