Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание

Объем понятия «социализация» значительно более широкий чем «воспитание». Воспитание ставит целью, прежде всего, систему направленных влияний, с помощью которых стараются привить желательные качества и свойства, тогда как социализация включает также непредвиденные спонтанные влияния, из-за которых происходит приобщение к культуре и обретению полноправного статуса гражданина государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ психопедагогической ситуации……………………………….4
Глава 2. Теоретическое обоснование проектировочной и аналитической деятельности………………………………………………………………………6
2.1. Чувство эмпатии и социализация личности……………………………….6
2.2. Характеристика объекта исследования……………………………………11
2.3. Анализ результатов деятельности педагогов по развитию эмпатии…….23
Глава 3. Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации…………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список источников литературы…

Работа состоит из  1 файл

Связь чувства эмпатии и социализации личности школьника.doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)

     Для этого упражнения иногда используется лирическая музыка.  
На упражнение отводится 15-20 минут. Целью является пробуждения у детей сознания необходимости делать приятное окружающим, прочувствовав их радость от добрых слов.

     Для другой тренировки чувства эмпатии  класс разбивается на пары. Один из одноклассников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, «Сегодня мне грустно». А другой спрашивает «Ты грустишь потому, что получил плохую оценку?». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа – «да».

     Данное  занятие позволяет ребенку поставить  себя на место другого, задуматься о  его мыслях, чувствах и мотивах  поведения. А в последующем приобретенный опыт позволит легче устанавливать контакт с ровесниками и взрослыми, то есть ускорит процесс социализации.

     В ходе другого тренинга, именуемого «Зеркалом» учащиеся делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой - ведомый.  
Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения одноклассника - как зеркальный образ. Через 5 минут меняются ролями.

     По  окончании задания участники  делятся своими ощущениями. На упражнение отводится 15 минут. Данное игровое занятие в непринужденной форме на невербальном уровне позволяет развивать чувство эмпатии.

     Для другого тренинга учащимся пятого класса  
предлагается записать на карточке 10 различных моральных и психологических качеств, например:

     - доброта;

     - терпеливость;

     - умение сочувствовать;

     - помощь одноклассникам;

     - прилежность;

     - веселость;

     - творческие наклонности;

     - любознательность, жажда знаний;

     - спокойствие, миролюбивость;

     - умение слушать.

     Список  может быть изменен от тренинга к тренингу. При необходимости педагог дает пояснение значений этих качеств.  
Затем каждый ребенок должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: «Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать». Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти весь класс, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.

     На  упражнение отводится - 20 минут.

     После выполнения задания участники садятся  в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков. Ученики должны четко понять важность каждого качества, проникнутся чужими эмоциями, и осознать необходимость тесного эмоционально-волевого сотрудничества в социуме.

     Практический план урока можно рассмотреть на примере урока биологии, проводящего в данной школе и классе.

     План  урока разработан на два занятия.

     Ход работы:

     1. Вспомним, что вы делали дома

     Учитель:

     - Прочитаем, что написано в ваших тетрадях, что такое «эмпатия»?

     Дети:

     Читают  свои записи

     «Эмпатия – способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как его воспринимает другой, и через это – понять его проблемы, не обидеть его как минимум непониманием, а то и последствиями этого непонимания».

     Учитель:

     – Какие замечательные, теплые лучи каждый из вас посылает людям! Какой богатый  у нас класс! Как нам повезло, что мы собрались все вместе! Спасибо  вам за вашу работу дома.

     2. Разминка

     Кто-то из детей выходит к доске. Ему  завязывают глаза, затем молча подводят к нему другого одноклассника. Первый должен угадать, кто перед ним, не разговаривая с ним. Можно повторить эту ситуацию несколько раз

     Учитель:

     – Молодец! Внимательный человек! Я рада, что вы уже так хорошо знаете и  чувствуете друг друга. Или: Ничего страшного, что не угадал, мы еще так недавно вместе, конечно, мы пока не так хорошо знаем друг друга.

     3. Знакомимся с нашими органами  чувств

     Учитель:

     – Как ребята сейчас угадывали друг друга? Что им помогло?

     Дети:

     – Наощупь. С помощью рук. Кожи (!).

     Учитель:

     – Что еще можно почувствовать  с помощью кожи, кожей?

     Дети:

     – Гладкая поверхность или шершавая, холодно или жарко, большая или  маленькая вещь, круглый предмет  или угловатый...

     Учитель:

     – Такая способность - чувствовать, воспринимать предметы, окружающий мир кожей - называется осязание.

     Орган осязания - кожа. Кожа - один из органов чувств человека. Она состоит из нескольких слоев клеток и имеет специальные рецепторы, позволюящие нам чувствовать холод и жар, также давление. Она пронизана нервами, поэтому мы также чувствуем боль (показывает наглядный материал – плакаты, муляжи). У нас есть и другие органы чувств, с помощью которых мы познаем мир. Назовите их.

     Дети:

     – Глаза, уши...

     Учитель:

     – Что вы можете с помощью этих органов  чувств?

     Дети:

     – Слышать, видеть, чувствовать запахи, вкус, размеры...

     Учитель:

     -Давайте поиграем.

     Закроем уши ладошками так, чтобы ничего не слышать. (Изображает разговор по телефону или что-то аналогичное по смыслу, дает детям знак открыть уши.)

     Что я сейчас делала? Как вы об этом узнали?

     Дети:

     – Мы увидели.

     Так продолжается дальше, затем учитель  объясняет доступно о строении этих органов.

     4. Продолжаем знакомиться с органами  чувств

     Учитель:

     - Глаза и уши – органы чувств. А где они находятся?

     А где находятся другие органы чувств человека?

     Дети:

     - На лице

     Учитель:

     - Посмотрим в словаре, как толкуется  слово лицо (обсуждает с детьми  многозначность этого слова)...

     Но  ведь органы чувств есть и у животных, они у них даже лучше развиты.

     Дети:

     Вспоминают  о необыкновенно остром нюхе собаки, зрении орла, слухе кошки, о летучих мышах, которые ориентируются с помощью высокочувствительной кожи, и т.д.

      (В беседе подходят к понятию  «эмоции» и «состояния»: человек  может чувствовать не только  холод, вкус, цвет, но и удовольствие, огорчение, радость, гнев, страх, скуку, усталость и т.д.)

     5. Домашнее задание

     Учитель:

     – Нарисуйте себя в различном эмоциональном  состоянии. 

       Второй урок

     Ход работы

     1. Разминка. «Кто самый-самый?»

     В полной тишине учитель очень тихо, отвернувшись от детей, произносит какое-нибудь слово (фразу). Его услышит тот, у кого самый острый слух.

     Учитель помещает на доске очень мелкий рисунок. Самый зоркий увидит, что нарисовано. (Можно работать и с оттенками  цвета.) Хорошо бы прокомментировать, что человек может развить все, чем обладает: и зрение, и слух, и деликатность, и т.д.

     2. Работа со словарем

     Учитель:

     – Мы все употребляем слово «чувство» и видим, что оно обозначает разные способности людей. Посмотрите, как оно толкуется в словаре.

     Дети

     Находят слово в словаре. Анализируют оба значения, приходят к мысли: в первом значении мы употребляем слово, когда говорим о зрении и т.д., а во втором - когда говорим о переживании, состоянии человека.

     Учитель

     Обращает  внимание детей на следующее слово в словаре – «чувствительный», а затем напоминает о существовании еще одного интересного слова того же корня - «сочувствие». Рассказывает о физическом механизме зарождения чувств, работе нервной системы.

     3. Беседа с элементами дискуссии  о значении сочувствия

     Учитель:

     – Вы знаете теперь, что сочувствие – это отзывчивость на переживания других; 
А приходилось ли вам сочувствовать кому-нибудь?

     Дети

     Называют  разные объекты своего сочувствия.

     Учитель:

     Может привести свое личное сопереживание: когда, например, видишь впереди себя или  рядом человека на костылях, невольно замедляешь шаг. Когда видишь, слепого, стараешься помочь ему перейти улицу или найти переход в метро.

     Учитель фиксирует внимание детей на людях, лишенных зрения и слуха.

     – Как обычно называют таких людей?

     Дети:

     – Инвалиды.

     Учитель:

     – В английском языке слово «инвалид» означает – негодный, неспособный. А в русском?

     Дети

     Работают  со словарем и заключают, что наше толкование по сути совпадает с английским.

     Учитель:

     – А правильно ли это? Справедливо  ли это?

     Действительно ли слепые и глухие – люди ни к чему не годные, неспособные?

     Дети

     С помощью учителя приводят примеры  того, как работают инвалиды, как  они находят свое место в жизни.

     Учитель

     Может рассказать о глухом Бетховене, о  нашем современнике слепо-глухом докторе  психологии Суворове и др.,

     Общий вывод: человек с проблемами здоровья может быть не менее полноценным  и богатым (талантом, душевной силой), чем тот, у кого все органы чувств в порядке. Инвалидам труднее  жить, их подстерегает гораздо больше опасностей, но они преодолевают их и поэтому заслуживают нашего уважения.

     4. Задание на дом

     Учитель:

     На  дом я вам ничего не задаю, но прошу  вас – приготовьте какой-нибудь подарок для больного ребенка  или ребенка-инвалида. Я знаю больницу, где нас очень ждут дети. И я  попробую получить разрешение на то, чтобы мы с ними встретились.9 

     2.3. Анализ результатов  деятельности педагогов по развитию эмпатии 

     Итак, мы рассмотрели объект нашего исследования, класс школы Екатеринбурга, состоящий из 27 человек и непосредственные методы развития эмпатии у них. Для того чтобы судить об эффективности этих методов и взаимосвязи чувства эмпатии и социализации школьников в ходе исследования проводятся два теста: диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии по методу И.М Юсупова, адаптированном для детей и диагностика социально-психологической адаптации, разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом.

Информация о работе Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации