Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание

Объем понятия «социализация» значительно более широкий чем «воспитание». Воспитание ставит целью, прежде всего, систему направленных влияний, с помощью которых стараются привить желательные качества и свойства, тогда как социализация включает также непредвиденные спонтанные влияния, из-за которых происходит приобщение к культуре и обретению полноправного статуса гражданина государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ психопедагогической ситуации……………………………….4
Глава 2. Теоретическое обоснование проектировочной и аналитической деятельности………………………………………………………………………6
2.1. Чувство эмпатии и социализация личности……………………………….6
2.2. Характеристика объекта исследования……………………………………11
2.3. Анализ результатов деятельности педагогов по развитию эмпатии…….23
Глава 3. Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации…………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список источников литературы…

Работа состоит из  1 файл

Связь чувства эмпатии и социализации личности школьника.doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)

     5. Конфиденциальность.

     ЗАНЯТИЕ 2.

     1. Комплимент. Каждое занятие начинается  с ритуала приветствия. Участники  настраиваются на совместную  работу, говорят друг другу комплимент  любого содержания. Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, развить эмпатию, приобрести навык видеть положительные качества окружающих.

     2. «Счет». Упражнение из разряда  «ледоколов», применяется в начале  занятия для снятия внутреннего напряжения учеников, уставших от занятий. Педагог называет какое-либо число, не превышающее количество человек в классе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться. Цель: сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения, развитие внутригрупповой эмпатии, ликвидация индивидуальной несогласованности из-за разных психологических типов.14

     ЗАНЯТИЕ 3.

     «Первое впечатление». Ученики класса описывают  себя для незнакомого человека, которого предстоит встретить впервые в людном месте. Описать нужно свое поведение, местоположение, жесты, мимику. Цель: осознание своего внутреннего состояния через внешние признаки, развитие навыка «чтения» другого человека по внешним признакам.

     ЗАНЯТИЕ 4.

     1. «Цепочка ассоциаций». Один из одноклассников, бросая мяч кому-то из группы, называет понятие, которое обозначает эмоциональное состояние человека или его личностное качество (доброта, обида и т.д.). Следующий, перебрасывая мяч дальше, называет свою ассоциацию на это понятие. Мяч может сделать один или несколько кругов. Цель: раскрытие внутреннего мира участников через ассоциации на значимые для них понятия, более глубокое проникновение во внутренний мир партнеров.

     ЗАНЯТИЕ 5.

     «Внимание другим». Одноклассники образуют два круга – внешний (А) и внутренний (В). Каждый А дает положительную оценку какому-то качеству В. Тот повторяет сказанное А, принимая его точку зрения, и добавляет еще что-то по заданной схеме: «Кроме того, я еще…». Затем дети сдвигаются на одного человека, меняя партнера по общению, и продолжают упражнение до тех пор, пока не поговорят с каждым членом группы. После этого А и В могут поменяться местами. Цель: Развитие навыка позитивного мышления, принятия похвалы, обратная связь.

     ЗАНЯТИЕ 6.

     «Портрет». Каждый из учащихся выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки, т.е. «пишет» его психологический портрет. Листочки с записями отдают педагогу, который читает их вслух. Остальные пытаются угадать, о ком идет речь. Цель: выявление симпатий участников группы, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека, развитие эмпатии.

     ЗАНЯТИЕ 7.

     1. «Контрабанда». Участники делятся на 2 группы. Одна из них – «контрабандисты», другая – «таможенники». Контрабандисты прячут у себя какой-то мелкий предмет. Задача «таможенников»– догадаться по внешним признакам и поведению «контрабандистов», у кого из них спрятан этот предмет. Цель: развитие навыков невербального общения.

     2. «Прощание». Ритуал прощания с пожеланиями на будущее.

     Также разработан план для учителя изобразительно искусства (приложение 7), ведь в отличие от точных наук такие предметы призваны воспитывать чувства учеников и внедрении развития чувства эмпатии в них будет более эффективным.

 

     Заключение 

     После выполнения данной работы были сформулированы основные понятия эмпатии и социализации. Главной гипотезой было то, что развитие чувства эмпатии у учащихся среднего звена является обязательным условием социализации личности.

     Для подтверждения ее были исследованы ученики пятого класса общеобразовательной школы города Екатеринбурга. Проводились два теста: первый – по методике Юсупова И. М. выявлял общий уровень чувства эмпатии у детей, выраженный в баллах, а также эмпатию к различным компонентам, второй тес К. Роджерса и Р, Даймонда был призван в процентом соотношении выявить основные показатели социализации этих детей.

     После обработки и интерпретации данных исследования, оказалось, что гипотеза подтверждается. Высокий уровень  развития чувства эмпатии у школьников, обеспеченный тренингами и уроками, сопровождался высокими показателями социальной адаптации, принятия других людей, эмоционального комфорта в обществе. В то же время у детей с низким порогом эмпатии социальные навыки были заметно ниже.

     На  основе полученных данных было проведение планирование для дальнейшего развития чувства эмпатии у детей этого  класса. Оно включало индивидуальную работу с детьми, у которых пониженная эмпатия связана с акцентуациями  характера.

     Разработана серия психологических занятий с учетом индивидуальных потребностей детей класса и предложен план урока изобразительного искусства, развивающий эмпатию, как пример возможности внедрения данного инструмента социализации на всех гуманитарных и естественных дисциплинах школьной программы.

     Исходя  из этого, цель данной работы можно считать достигнутой.  

 

      Список источников литературы 

1. Гаврилова  Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной  психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.

2. Закабунина  В.О. Изучение половых и возрастных особенностей эмпатии, ее роль в межличностных отношениях в подростковом возрасте//Питерская школа виртуальный журнал сайта http://shkola.spb.ru.

3. Гозман  Л.Я. Психология эмоциональных  отношений. – М.: Издательство  Московского Университете, 1947. – 380 с.

4. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? – М.: Просвещение, 1986. – 174 с.

5. Кравченко  А.И. Социализация и образование.  Фундаментальная социаология в  15тт. Т. 8. – М.: Инфра-М, 2005. – 1040 с. 

6. Белухин  Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.: Издательство «Института практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.

7. Волков  Б.С. Акцентуация характера школьников  и учителей. – М.: Педагогической  общество России, 2007. – 96 с.

8. Кайл Р. Развитие  ребенка. От рождения до 17. – М.: Еврозона, 2006. – 640 с.

9. Бодалев  А. Каштанова Т. Основные особенности  эмпатического понимания // Психологическая  наука и образование. – 1996. – № 3. – С.17-23.

10. Фетискин  Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.  Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 668 с.

11. Диагностика  эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб.  Речь, 2002. – 174 с.

12. Салыкова  С.В. Теоретические основы педагогического исследования. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. – 86 с.

13. Юнг  Г.К. Психологические типы. – Спб.: Ювента, 1995. – 235 с.

14. Вачков  И.В. Групповые методы в работе  школьного психолога. – М.: Ось-89, 2002. – 224 с.

 

      Приложение 1 

     Вопросы теста уровня поликоммуникативной эмпатии по методу И.М. Юсупова

  1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
  2. Детей-подростков раздражает забота родителей.
  3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач моих одноклассников.
  4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю современную музыку.
  5. Недовольство больного человека надо терпеть, даже если они могут длиться очень долго.
  6. Больному человеку можно помочь даже словом.
  7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.
  8. Старые люди, как правило, обижаются без причин.
  9. Когда я слушаю грустную историю, наворачиваются слезы.
  10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
  11. Я равнодушен к замечаниям учителей в мой адрес.
  12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
  13. Я всегда мирился с родителями и слушался, даже если они были, как мне казалось, не правы.
  14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
  15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
  16. Родители относятся к своим детям справедливо.
  17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
  18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
  19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
  20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
  21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
  22. Иногда я привожу домой бездомных кошек и собак.
  23. Все люди необоснованно озлоблены.
  24. Глядя на другого сверстника, мне хочется угадать, кем он станет.
  25. Младшие по возрасту дети ходят за мной по пятам.
  26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
  27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
  28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
  29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
  30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
  31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
  32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
  33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
  34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда задумчивы.
  35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и усыплять.
  36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
 

 

      Приложение 2 

     Анкета  Абрамовой Яны по методу И.М. Юсупова

     Номер вопроса      Ответ      Баллы
     1      нет      1
     2      никогда      2
     3      часто      3
     4      да      5
     5      почти всегда      4
     6      почти всегда      4
     7      почти всегда      4
     8      иногда      2
     9      всегда      5
     10      часто      3
     11      нет      1
     12      нет      1
     13      часто      3
     14      нет      1
     15      иногда      2
     16      часто      3
     17      никогда      1
     18      никогда      1
     19      иногда      2
     20      нет      1
     21      всегда      5
     22      иногда      2
     23      иногда      2
     24      часто      3
     25      нет      1
     26      иногда      2
     27      да      5
     28      да      5
     29      не  знаю      0
     30      иногда      2
     31      нет      1
     32      да      2
     33      иногда      2
     34      иногда      2
     35      нет      1
     36      никогда      1

Информация о работе Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации