Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа
Объем понятия «социализация» значительно более широкий чем «воспитание». Воспитание ставит целью, прежде всего, систему направленных влияний, с помощью которых стараются привить желательные качества и свойства, тогда как социализация включает также непредвиденные спонтанные влияния, из-за которых происходит приобщение к культуре и обретению полноправного статуса гражданина государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ психопедагогической ситуации……………………………….4
Глава 2. Теоретическое обоснование проектировочной и аналитической деятельности………………………………………………………………………6
2.1. Чувство эмпатии и социализация личности……………………………….6
2.2. Характеристика объекта исследования……………………………………11
2.3. Анализ результатов деятельности педагогов по развитию эмпатии…….23
Глава 3. Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации…………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список источников литературы…
5. Конфиденциальность.
ЗАНЯТИЕ 2.
1.
Комплимент. Каждое занятие начинается
с ритуала приветствия.
2.
«Счет». Упражнение из разряда
«ледоколов», применяется в
ЗАНЯТИЕ 3.
«Первое впечатление». Ученики класса описывают себя для незнакомого человека, которого предстоит встретить впервые в людном месте. Описать нужно свое поведение, местоположение, жесты, мимику. Цель: осознание своего внутреннего состояния через внешние признаки, развитие навыка «чтения» другого человека по внешним признакам.
ЗАНЯТИЕ 4.
1. «Цепочка ассоциаций». Один из одноклассников, бросая мяч кому-то из группы, называет понятие, которое обозначает эмоциональное состояние человека или его личностное качество (доброта, обида и т.д.). Следующий, перебрасывая мяч дальше, называет свою ассоциацию на это понятие. Мяч может сделать один или несколько кругов. Цель: раскрытие внутреннего мира участников через ассоциации на значимые для них понятия, более глубокое проникновение во внутренний мир партнеров.
ЗАНЯТИЕ 5.
«Внимание другим». Одноклассники образуют два круга – внешний (А) и внутренний (В). Каждый А дает положительную оценку какому-то качеству В. Тот повторяет сказанное А, принимая его точку зрения, и добавляет еще что-то по заданной схеме: «Кроме того, я еще…». Затем дети сдвигаются на одного человека, меняя партнера по общению, и продолжают упражнение до тех пор, пока не поговорят с каждым членом группы. После этого А и В могут поменяться местами. Цель: Развитие навыка позитивного мышления, принятия похвалы, обратная связь.
ЗАНЯТИЕ 6.
«Портрет». Каждый из учащихся выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки, т.е. «пишет» его психологический портрет. Листочки с записями отдают педагогу, который читает их вслух. Остальные пытаются угадать, о ком идет речь. Цель: выявление симпатий участников группы, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека, развитие эмпатии.
ЗАНЯТИЕ 7.
1. «Контрабанда». Участники делятся на 2 группы. Одна из них – «контрабандисты», другая – «таможенники». Контрабандисты прячут у себя какой-то мелкий предмет. Задача «таможенников»– догадаться по внешним признакам и поведению «контрабандистов», у кого из них спрятан этот предмет. Цель: развитие навыков невербального общения.
2. «Прощание». Ритуал прощания с пожеланиями на будущее.
Также разработан план для учителя изобразительно искусства (приложение 7), ведь в отличие от точных наук такие предметы призваны воспитывать чувства учеников и внедрении развития чувства эмпатии в них будет более эффективным.
Заключение
После выполнения данной работы были сформулированы основные понятия эмпатии и социализации. Главной гипотезой было то, что развитие чувства эмпатии у учащихся среднего звена является обязательным условием социализации личности.
Для подтверждения ее были исследованы ученики пятого класса общеобразовательной школы города Екатеринбурга. Проводились два теста: первый – по методике Юсупова И. М. выявлял общий уровень чувства эмпатии у детей, выраженный в баллах, а также эмпатию к различным компонентам, второй тес К. Роджерса и Р, Даймонда был призван в процентом соотношении выявить основные показатели социализации этих детей.
После
обработки и интерпретации
На
основе полученных данных было проведение
планирование для дальнейшего развития
чувства эмпатии у детей этого
класса. Оно включало индивидуальную
работу с детьми, у которых пониженная
эмпатия связана с
Разработана серия психологических занятий с учетом индивидуальных потребностей детей класса и предложен план урока изобразительного искусства, развивающий эмпатию, как пример возможности внедрения данного инструмента социализации на всех гуманитарных и естественных дисциплинах школьной программы.
Исходя
из этого, цель данной
работы можно считать
достигнутой.
Список источников
литературы
1. Гаврилова
Т.П. Понятие эмпатии в
2. Закабунина В.О. Изучение половых и возрастных особенностей эмпатии, ее роль в межличностных отношениях в подростковом возрасте//Питерская школа виртуальный журнал сайта http://shkola.spb.ru.
3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Издательство Московского Университете, 1947. – 380 с.
4. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? – М.: Просвещение, 1986. – 174 с.
5. Кравченко
А.И. Социализация и
6. Белухин
Д.А. Основы личностно-
7. Волков
Б.С. Акцентуация характера
8. Кайл Р. Развитие ребенка. От рождения до 17. – М.: Еврозона, 2006. – 640 с.
9. Бодалев
А. Каштанова Т. Основные
10. Фетискин
Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Социально-психологическая
11. Диагностика
эмоционально-нравственного
12. Салыкова
С.В. Теоретические основы
13. Юнг Г.К. Психологические типы. – Спб.: Ювента, 1995. – 235 с.
14. Вачков
И.В. Групповые методы в
Приложение 1
Вопросы теста уровня поликоммуникативной эмпатии по методу И.М. Юсупова
Приложение 2
Анкета Абрамовой Яны по методу И.М. Юсупова
Номер вопроса | Ответ | Баллы |
1 | нет | 1 |
2 | никогда | 2 |
3 | часто | 3 |
4 | да | 5 |
5 | почти всегда | 4 |
6 | почти всегда | 4 |
7 | почти всегда | 4 |
8 | иногда | 2 |
9 | всегда | 5 |
10 | часто | 3 |
11 | нет | 1 |
12 | нет | 1 |
13 | часто | 3 |
14 | нет | 1 |
15 | иногда | 2 |
16 | часто | 3 |
17 | никогда | 1 |
18 | никогда | 1 |
19 | иногда | 2 |
20 | нет | 1 |
21 | всегда | 5 |
22 | иногда | 2 |
23 | иногда | 2 |
24 | часто | 3 |
25 | нет | 1 |
26 | иногда | 2 |
27 | да | 5 |
28 | да | 5 |
29 | не знаю | 0 |
30 | иногда | 2 |
31 | нет | 1 |
32 | да | 2 |
33 | иногда | 2 |
34 | иногда | 2 |
35 | нет | 1 |
36 | никогда | 1 |