Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа
Объем понятия «социализация» значительно более широкий чем «воспитание». Воспитание ставит целью, прежде всего, систему направленных влияний, с помощью которых стараются привить желательные качества и свойства, тогда как социализация включает также непредвиденные спонтанные влияния, из-за которых происходит приобщение к культуре и обретению полноправного статуса гражданина государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ психопедагогической ситуации……………………………….4
Глава 2. Теоретическое обоснование проектировочной и аналитической деятельности………………………………………………………………………6
2.1. Чувство эмпатии и социализация личности……………………………….6
2.2. Характеристика объекта исследования……………………………………11
2.3. Анализ результатов деятельности педагогов по развитию эмпатии…….23
Глава 3. Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации…………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список источников литературы…
Для проведения первого теста, всем учащимся пятого класса раздаются анкеты с вопросами (приложение 1), напротив которых они должны отвечать « не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да».
При обработке результатов каждому ответу присваивается свое числовое соответствие - 0, 1, 2, 3, 4, 5. Пример можно увидеть в подробной анкете Абрамовой Яны (приложение 2). Остальные анкеты не приводятся, так как займут слишком много места.
Перед обработкой теста проводится проверка его достоверности. Не должны встречаться только ответы « не знаю» на вопросы, 2, 4, 16, 18, 33, или всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. После проверяются пару утверждений в вопросах 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36 на предмет повторений «всегда» или «да». Пары вопросов 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28 на предмет повторений «никогда» или «нет». 10
Общий балл суммируется. Если он равняется 82-90, то уровень эмпатии в целом можно считать очень высоким, 63-81 высоким, 37-62 средним, 12-36 низким, 5-11 очень низким.
После
этого определяется уровень эмпатии
к отдельным категориям личностей
и живым существам (таблица 1).
Таблица 1
Уровень эмпатии по отношению к каждой составляющей
Шкалы | Номер утверждения | |
Номер | Проявлении эмпатии к: | |
I | Родителям | 10, 13, 16 |
II | Животным | 19, 22, 26 |
III | Пожилым людям | 2, 5, 8 |
IV | Детям | 25, 29, 32 |
V | Героям художественных произведений | 9, 12, 15 |
VI | Незнакомым или малознакомым людям | 21, 24, 27 |
Уровень эмпатии по шкалам, равный 15 - очень высокий, 13-14 высокий,
5-12 средний, 2-4 низкий, 0-1 очень низкий. 11
В приложении 3 мы наглядно видим, что у большинства учащихся уровень эмпатии высокий и очень высокий (что можно выразить диаграммой на рисунке 1), лишь у Егорова и Новиковой он средний. В целом эти критерии свидетельствует об эффективности разработанной системы развития эмпатии, тренингов и уроков в школе. Но не хватает индивидуального подхода для детей с акцентуациями характера.
Тест
К. Роджерса и Р. Даймонда представляет
собой изучение показателей социализации
личности учеников, в частности социальной
адаптивности, самовосприятия и принятия
других людей, эмоционального комфорта
в обществе и других качеств.
Рисунок 1
Диаграмма уровня развития эмпатии учащихся
Ученикам также раздаются анкеты (приложение 4), на вопрос котрого они должны отвечать «это ко мне совершенно не относится», «мне это не свойственно в большинстве случаев», «сомневаюсь, что это можно отнести ко мне», «не решаюсь отнести это к себе», «это похоже на меня, но нет уверенности», «это на меня похоже», «это точно про меня».
Номера высказываний отвечают определенным группам качеств – таблица. Для «лживости +» они противоположны.
Руководствуясь данными приложения 5 подсчитываются баллы показателей каждого участника (приложение 6).
А после рассчитываются интегральные показатели по формулам:
Адаптация:
Например,
для Абрамовой адаптация
Самопринятие определяется как:
Самопринятие Абрамовой:
Принятие других исчисляется следующим образом:
Значит, принятие других Абрамовой:
Уровень
эмоционального комфорта помогает определить
формула:
Таблица 2
Показатели
теста К.Роджерса и Р. Даймонда Абрамовой
Яны
Номер | Показатели | Баллы | |
1 | А | Адаптивность | 101 |
В | Дезадаптивность | 61 | |
2 | А | Лживость - | 22 |
В | Лживость + | 12 | |
3 | А | Принятие себя | 29 |
В | Непринятие себя | 7 | |
4 | А | Принятие других | 17 |
В | Непринятие других | 13 | |
5 | А | Эмоциональный комфорт | 17 |
В | Эмоциональный дискомфорт | 19 | |
6 | А | Внутренний контроль | 51 |
В | Внешний контроль | 14 | |
7 | А | Доминирование | 1 |
В | Ведомость | 18 | |
8 | Эскапизм | 15 |
У
Абрамовой уровень
Интернальность (контролируемость) можно рассчитать:
У Яны Абрамовой интернальность:
И, наконец, рассчитывается степень стремления к доминированию:
Опять же для Абрамовой этот показатель расчитаем наглядно:
Каждое качество принимается за единицу, и исходя из этого высчитывается его развитие в процентах. 12
Рассмотрев результаты обоих тестов, можно прийти к выводу, что показатели социализации учащихся среднего звена, тем выше, чем выше их уровень развития, чувства эмпатии, что и подтверждает первоначальную гипотезу (принятие других, как главный социальный показатель преимущественно на уровне 60-100 % - рисунок 2).
Особенно тесно связаны адаптация и восприятие других, они напрямую зависят от уровня развития эмпатии и варьируются незначительно в зависимости от темперамента и особенностей психики ребенка.
У детей-интровертов и уровень эмпатии выше и соттвественно сопереживание к людям больше, выше процент принятия других. В тоже время может быть занижено самовосприятие. Слишком высокий уровень эмпатии способен играть обратную роль, мешая социализации ученика. 13
Эмоциональный
комфорт от этого также может
ухудшиться. Наиболее низкие показатели,
например, у Егорова О. и Новиковой
Л. и Федорова Д., так как их отличает
акцентуация характера и
Рисунок 2
Соотношения показателей принятия других людей у чащихся пятого класса
Федоров Д. занимает особое место. Ему необходимо не только обычные тренинги, но и психокорекционаая работа, направленная на исправление отклонений поведения, и определения причин их вызывающих.
Для удачной психокоррекционной работы необходимо собрать максимум информации об учащемся, проводить регулярные индивидуальные занятия с ним, работать с социальным окружением подростка: с родителями, учителями, работниками полиции и друзьями. Для них проводить индивидуальные консультации и тематические семинары.
Глава 3. Планирование
развития эмпатии
у учащихся среднего
звена для улучшения
процесса социализации
Руководствуясь проведенным исследование и полученный интерпретацией данных можно предложить свою методику планирования развития эмпатии у учеников данного класса.
Для начала необходимо разработать программу индивидуального подхода к учащимся. В зависимости от их темперамента, показателей эмпатии и социальной адаптации разделять их на тренингах на группы, чтобы более развитые ученики могли помочь своим одноклассникам.
Проводить частные беседы с детьми, чей уровень эмпатии значительно ниже или выше нормального, выясняя причины проблемы. И в ходе тренингов и уроков устраняя их.
Внедрять уроки, способствующие развитию эмпатии, не только на биологии, но и в других гуманитарных дисциплинах, например истории или литературе.
Распланировано не единичные тренинги, а семь занятий по 45 минут каждое для развития эмпатии и социально-психологических навыков. Соответственно каждое занятие можно проводить один или два раза в неделю.
ЗАНЯТИЕ 1. Организационное. Происходит знакомство педагога с классом. Обсуждается программа занятий, выявляются ожидания учеников от данного курса, вырабатываются правила поведения на занятиях. Правила поведения участники могут устанавливать сами или воспользоваться теми, который предложит педагог-психолог. Обычно это следующий набор:
1. Искренность.
2. Высказывание от своего имени (я-высказывание).
3. Обсуждение того, что происходит непосредственно в группе в данный момент (правило «здесь и сейчас»).
4. Уважение говорящего.