Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание

Объем понятия «социализация» значительно более широкий чем «воспитание». Воспитание ставит целью, прежде всего, систему направленных влияний, с помощью которых стараются привить желательные качества и свойства, тогда как социализация включает также непредвиденные спонтанные влияния, из-за которых происходит приобщение к культуре и обретению полноправного статуса гражданина государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ психопедагогической ситуации……………………………….4
Глава 2. Теоретическое обоснование проектировочной и аналитической деятельности………………………………………………………………………6
2.1. Чувство эмпатии и социализация личности……………………………….6
2.2. Характеристика объекта исследования……………………………………11
2.3. Анализ результатов деятельности педагогов по развитию эмпатии…….23
Глава 3. Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации…………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список источников литературы…

Работа состоит из  1 файл

Связь чувства эмпатии и социализации личности школьника.doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)

     Для проведения первого теста, всем учащимся пятого класса раздаются анкеты с вопросами (приложение 1), напротив которых они должны отвечать « не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да».

     При обработке результатов каждому  ответу присваивается свое числовое соответствие - 0, 1, 2, 3, 4, 5. Пример можно  увидеть в подробной анкете Абрамовой  Яны (приложение 2). Остальные анкеты не приводятся, так как займут слишком много места.

     Перед обработкой теста проводится проверка его достоверности. Не должны встречаться только ответы « не знаю» на вопросы, 2, 4, 16, 18, 33, или всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. После проверяются пару утверждений в вопросах 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36 на предмет повторений «всегда» или «да». Пары вопросов 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28 на предмет повторений «никогда» или «нет». 10

     Общий балл суммируется. Если он равняется 82-90, то уровень эмпатии в целом можно считать очень высоким, 63-81 высоким, 37-62 средним, 12-36 низким, 5-11 очень низким.

     После этого определяется уровень эмпатии  к отдельным категориям личностей  и живым существам (таблица 1). 

     Таблица 1

     Уровень эмпатии по отношению к каждой составляющей

Шкалы Номер утверждения
     Номер Проявлении  эмпатии к:
     I Родителям 10, 13, 16
     II Животным 19, 22, 26
     III Пожилым людям 2, 5, 8
     IV Детям 25, 29, 32
     V Героям художественных произведений 9, 12, 15
     VI Незнакомым  или малознакомым людям 21, 24, 27
 

     Уровень эмпатии по шкалам, равный 15 - очень  высокий, 13-14 высокий,

     5-12 средний, 2-4 низкий, 0-1 очень низкий. 11

     В приложении 3 мы наглядно видим, что у большинства учащихся уровень эмпатии высокий и очень высокий (что можно выразить диаграммой на рисунке 1), лишь у Егорова и Новиковой он средний. В целом эти критерии свидетельствует об эффективности разработанной системы развития эмпатии, тренингов и уроков в школе. Но не хватает индивидуального подхода для детей с акцентуациями характера.

     Тест  К. Роджерса и Р. Даймонда представляет собой изучение показателей социализации личности учеников, в частности социальной адаптивности, самовосприятия и принятия других людей, эмоционального комфорта в обществе и других качеств.  

     Рисунок 1

     Диаграмма уровня развития эмпатии учащихся

 

     Ученикам  также раздаются анкеты (приложение 4), на вопрос котрого они должны отвечать «это ко мне совершенно не относится», «мне это не свойственно в большинстве случаев», «сомневаюсь, что это можно отнести ко мне»,   «не решаюсь отнести это к себе», «это похоже на меня, но нет уверенности», «это на меня похоже», «это точно про меня».

     Номера  высказываний отвечают определенным группам качеств – таблица. Для «лживости +» они противоположны.

     Руководствуясь  данными приложения 5 подсчитываются баллы показателей каждого участника (приложение 6).

     А после рассчитываются интегральные показатели по формулам:

     Адаптация:

     

     Например, для Абрамовой адаптация равняется, так как согласно ее анкете, не приведенной в следствии объемности, ее адаптивность равно 101 баллу, а дезадаптивность 61 (таблица 2):

     

     Самопринятие  определяется как:

     

     Самопринятие  Абрамовой:

     

     Принятие  других исчисляется следующим образом:

     

     Значит, принятие других Абрамовой:

     

     Уровень эмоционального комфорта помогает определить формула: 

     Таблица 2

     Показатели  теста К.Роджерса и Р. Даймонда Абрамовой  Яны 

     Номер      Показатели      Баллы
     1      А      Адаптивность      101
     В      Дезадаптивность      61
     2      А      Лживость -      22
     В      Лживость +      12
     3      А      Принятие  себя      29
     В      Непринятие  себя      7
     4      А      Принятие  других      17
     В      Непринятие  других      13
     5      А      Эмоциональный комфорт      17
     В      Эмоциональный дискомфорт      19
     6      А      Внутренний  контроль      51
     В      Внешний контроль      14
     7      А      Доминирование      1
     В      Ведомость      18
     8             Эскапизм      15
 

     

     У Абрамовой уровень эмоционального комфорта составляет:

     

     Интернальность (контролируемость) можно рассчитать:

     

     У Яны Абрамовой интернальность:

     

     И, наконец, рассчитывается степень стремления к доминированию:

     

     Опять же для Абрамовой этот показатель расчитаем наглядно:

     

     Каждое  качество принимается за единицу, и  исходя из этого высчитывается его  развитие в процентах. 12

     Рассмотрев  результаты обоих тестов, можно прийти к выводу, что показатели социализации учащихся среднего звена, тем выше, чем выше их уровень развития, чувства эмпатии, что и подтверждает первоначальную гипотезу (принятие других, как главный социальный показатель преимущественно на уровне 60-100 % - рисунок 2).

     Особенно  тесно связаны адаптация и  восприятие других, они напрямую зависят  от уровня развития эмпатии и варьируются  незначительно в зависимости  от темперамента и особенностей психики  ребенка.

     У детей-интровертов и уровень эмпатии выше и соттвественно сопереживание к людям больше, выше процент принятия других. В тоже время может быть занижено самовосприятие. Слишком высокий уровень эмпатии способен играть обратную роль, мешая социализации ученика. 13

     Эмоциональный комфорт от этого также может  ухудшиться. Наиболее низкие показатели, например, у Егорова О. и Новиковой  Л. и Федорова Д., так как их отличает акцентуация характера и выраженность негативных черт темперамента. В отличие  от них у детей с наивысшими показателями эмпатии и социальных навыков, Абрамовой Я., Леонидовой М. и Сергеевой К. эмпатия выступает, как проявление лучших свойств характера, без акцентуаций и склонности к девиантонму поведению.

 

      Рисунок 2

     Соотношения показателей принятия других людей у чащихся пятого класса

 

     Федоров Д. занимает особое место. Ему необходимо не только обычные тренинги, но и психокорекционаая работа, направленная на исправление отклонений поведения, и определения причин их вызывающих.

     Для удачной психокоррекционной работы необходимо собрать максимум информации об учащемся, проводить регулярные индивидуальные занятия с ним,  работать с социальным окружением подростка: с родителями, учителями, работниками полиции и друзьями. Для них проводить индивидуальные консультации и тематические семинары.

 

      Глава 3. Планирование развития эмпатии  у учащихся среднего звена для улучшения  процесса социализации 

     Руководствуясь  проведенным исследование и полученный интерпретацией данных можно предложить свою методику планирования развития эмпатии у учеников данного класса.

     Для начала необходимо разработать программу индивидуального подхода к учащимся. В зависимости от их темперамента, показателей эмпатии и социальной адаптации разделять их на тренингах на группы, чтобы более развитые ученики могли помочь своим одноклассникам.

     Проводить частные беседы с детьми, чей уровень эмпатии значительно ниже или выше нормального, выясняя причины проблемы. И в ходе тренингов и уроков устраняя их.

     Внедрять  уроки, способствующие развитию эмпатии, не только на биологии, но и в других гуманитарных дисциплинах, например истории или литературе.

     Распланировано  не единичные тренинги, а семь занятий по 45 минут каждое для развития эмпатии и социально-психологических навыков. Соответственно каждое занятие можно проводить один или два раза в неделю.

     ЗАНЯТИЕ 1. Организационное. Происходит знакомство педагога с классом. Обсуждается программа занятий, выявляются ожидания учеников от данного курса, вырабатываются правила поведения на занятиях. Правила поведения участники могут устанавливать сами или воспользоваться теми, который предложит педагог-психолог. Обычно это следующий набор:

     1. Искренность.

     2. Высказывание от своего имени  (я-высказывание).

     3. Обсуждение того, что происходит  непосредственно в группе в  данный момент (правило «здесь и сейчас»).

     4. Уважение говорящего.

Информация о работе Планирование развития эмпатии у учащихся среднего звена для улучшения процесса социализации