Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 01:24, реферат
Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4—5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный “комфорт”.
I. Этапы формирования высшей нервной деятельности у детей;
II. Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков;
III. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента;
IV. Пол и функциональная асимметрия.
План:
Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет).
Ребенок рождается
с набором безусловных
Возможность простых
пищевых условных реакций, несмотря
на морфологическую и
Со второго месяца жизни образуются рефлексы слуховые, зрительные и тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Важное з начение в совершенствовании условно рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.
К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет пре дметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова (“мама”, “папа”, “ деда”, “тетя”, “ дядя” и др.), и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.
Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, гл отки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно.
На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный з апас (250—300 слов); непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Если у годовалого ребенка условные рефлексы на непосредственные раздражители образуются в 8—12 раз быстрее, чем на слово, то в два года слова приобретают сигнальное значение.
Решающее значение в формировании речи ребенка и всей второй сигнальной системы в целом имеет общение ребенка со взрослыми, т.е. окружающая социальная среда и процессы обучения. Этот факт — еще одно доказательство решающей роли среды в развертывани и потенциальных возможностей генотипа. Дети, лишенные языковой среды, общения с людьми, не владеют речью, более того, их интеллектуальные способности остаются на примитивном животном уровне. При этом возраст с двух до пяти является “критическим” в овладении речью. Известны случаи, что дети, похищенные волками в раннем детстве и возвращенные в человеческое общество после пяти лет, способны научиться говорить лишь в ограниченных пределах, а возвращенные лишь после 10 лет не в состоянии произнести уже ни одного слова.
Второй и третий
год жизни отличаются живой ориентировочной
и исследовательской
Таким образом,
описанный возраст ребенка
Период до трех
лет характеризуется также
Примечательной
особенностью двух - трехлетнего ребенка
является легкость выработки динамических
стереотипов. Интересно, что каждый
новый стереотип вырабатывается
легче. М. М. Кольцова пишет: “Теперь
для ребенка становятся важными
не только режим дня: часы сна, бодрствования,
питания и прогулок,— но и последовательность
в надевании или снимании одежды
или порядок слов в знакомой сказке
и песенке — все получает значение.
Очевидно, что при недостаточно сильных
и подвижных еще нервных
Условные связи и динамические стереотипы у детей до трех лет отличаются необычайной прочностью, поэтому их переделка для ребенка всегда событие неприятное. Важным условием в воспитательной работе в это время является бережное отношение ко всем вырабатываемым стереотипам.
Возраст от трех
до пяти лет характеризуется дальнейшим
развитием речи и совершенствованием
нервных процессов (увеличивается
их сила, подвижность и
Многие выдающиеся педагоги (Д. А. Ушинский, А. С. Макаренко) эмпирически считали возраст от двух до пяти особенно ответственным за гармоничное формирование всех физических и психических возможностей человека. Физиологически это основывается на том, что условные связи и динамические стереотипы, возникающие в это время, отличаются исключительной прочностью и проносятся человеком через всю его жизнь. При этом их постоянное проявление необязательно, они могут быть длительное время заторможенными, но в определенных условиях легко восстанавливаются, подавляя выработанные позже условные связи.
К пяти — семи
годам еще более повышается роль
сигнальной системы слов, и дети
начинают свободно говорить. “Слово в
этом возрасте уже имеет значение
“сигнала сигналов”, т. е. получает обобщающее
значение, близкое к тому, которое
оно имеет для взрослого
Это обусловлено
тем, что только к семи годам постнатального
развития функционально созревает
материальный субстрат второй сигнальной
системы. В связи с этим для
воспитателей особо важно помнить,
что только к семи годам слово
может эффективно применяться для
образования условных связей. Злоупотребление
словом до этого возраста без достаточной
его связи с непосредственными
раздражителями не только малоэффективно,
но и наносит ребенку
Высшая нервная деятельность детей школьного возраста
Существующие
немногочисленные данные физиологии свидетельствуют,
что младший школьный возраст (с
7 до 12 лет) — период относительно “спокойного”
развития высшей нервной деятельности.
Сила процессов торможения и возбуждения,
их подвижность, уравновешенность и
взаимная индукция, а также уменьшение
силы внешнего торможения обеспечивают
возможности широкого обучения ребенка.
Это переход “от рефлекторной
эмоциональности к
Однако только
на базе обучения письму и чтению слово
становится предметом сознания ребенка,
все более отдаляясь от связанных
с ним образов предметов и
действии. Незначительное ухудшение
процессов высшей нервной деятельности
наблюдается только в 1-м классе в
связи с процессами адаптации
к школе. Интересно отметить, что
в младшем школьном возрасте на основе
развития второй сигнальной системы
условно - рефлекторная деятельность ребенка
приобретает специфический
Особое значение
для учителя и воспитателя
имеет следующий возрастной период—подростковый
(с 11 — 12 до 15—17 лет). Это время больших
эндокринных преобразований в организме
подростков и формирования у них
вторичных половых признаков, что
в свою очередь сказывается и
на свойствах высшей нервной деятельности.
Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности подростка (вспыльчивость, “взрывная” ответная реакция даже на незначительные раздражения) и частым конфликтам с родителями и педагогами.
Старший школьный
возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным
морфофункциональным
Все свойства основных
нервных процессов достигают
уровня взрослого человека. Если на
всех предыдущих этапах условия для
развития ребенка были оптимальными,
то высшая нервная деятельность старших
школьников становится упорядоченной
и гармоничной.
Становление
человека как индивида и
Процессы
эти всегда взаимосвязаны, но
не синхронны. Гетерохронность
развития в подростковом
Как влияет
физическое развитие на
Информация о работе Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков