Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 01:24, реферат

Описание

Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4—5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный “комфорт”.

Содержание

I. Этапы формирования высшей нервной деятельности у детей;
II. Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков;
III. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента;
IV. Пол и функциональная асимметрия.

Работа состоит из  1 файл

дифференциалка реферат.docx

— 68.44 Кб (Скачать документ)

 В результате  бурного и неравномерного роста  у подростка удлиняются конечности, движения его становятся неуклюжими  и угловатыми. Осознавая это, подросток  смущается, старается замаскировать  свою нескладность, принимая порой  неестественные позы. Даже легкий  намек на особенности внешности  вызывает у подростка бурные  аффективные реакции и грубость. Современная наука различает  три основных соматотипа: эндоморфный  (рыхлый, с избытком жира); мезоморфный  (стройный, мускулистый) и эктоморфный  (худой, костлявый) (Кондрашенко В.  Т., 1988).

 Мезоморфный  тип (атлетическое сложение, высокий  рост) всегда ассоциируется у  подростков с такими понятиями,  как мужественность, сила, спортивность. Для подростка-мальчика высокий  рост и величие почти синонимы. Напротив, подростки низкого роста,  щуплые кажутся окружающим «маленькими»  не только в физическом, но  и в социально-психологическом  смысле. Наблюдения показывают, что  рослые мальчики послушнее, держатся  естественнее и требуют к себе  меньшего внимания, чем их низкорослые  сверстники. По оценке психологов, подростки мезоморфного типа обычно более популярны, менее интроспективны и кажутся более социально зрелыми, чем мальчики со слабовыраженными мезоморфными компонентами.

 Подростки  с эндоморфной конституцией, наоборот, редко занимают ведущее положение  среди сверстников, часто бывают  предметом насмешек товарищей,  имеют меньше возможностей в  выборе друзей и больше нуждаются  в поддержке. В старшем подростковом  возрасте подростки с ретардацией  физического развития чаще акселератов  испытывают чувство собственной  неполноценности, отверженности.  Нередко устойчивая потребность  в опеке сочетается у низкорослых  подростков с повышенной эмоциональностью, обостренной потребностью в эмансипации  и самоутверждении. 

 Однако влияние  соматотипа на психику и поведение  подростков не обязательно и  не однозначно. Одни, осознав свою  физическую слабость, смиряются  с ней, другие компенсируют  физический недостаток в иной, чаще интеллектуальном, сфере, третьи  начинают усиленно заниматься  спортом и нередко достигают  завидных результатов.

 Влияние соматотипа  и темпа физического развития  на психику и поведение у  девочек выражено не так резко,  как у мальчиков. Если мальчику  быть выше В сильнее сверстников  всегда престижно, то высокий  рост и раннее половое со- зревание  нередко создают для девочки  дополнительные психологические  трудности, отдаляют ее от сверстниц.  Однако то, что неприятно для  девочки в раннем подростковом  возрасте, может оказаться весьма  желательным в старшем подростковом. Всегда ли раннее физическое  созревание благоприятно воздействует  на формирование психики подростка?  На этот вопрос нельзя ответить  однозначно. Не- редко раннее половое  созревание вызывает у подростка  тревогу, а появившее- ся половое  влечение накладывает отпечаток  на поведение. С возрастом (после  20 лет), когда вопросы физической  силы и роста для человека  становятся менее актуальными,  бывшие акселераты долгое время  могут оставаться более напористыми,  конфликтными, претендующими на  лидерство, а ретарданты —  психологически более тонкими,  чувствительными, гибкими.

 На психическое  формирование подростка, несомненно, влияет степень его соци- ального  возмужания. По-разному мыслят и  по-разному ведут себя школьник  и рабочий, не обремененный  семьей юноша и молодой муж.  Некоторые исследователи считают  рубежом социальной зрелости  начало самостоятельной трудовой  деятельности. Этот критерий, безусловно, важный, но он не единственный. Нель- зя не согласиться с И.  С. Коном (1979), по мнению которого, если взять за основу только  этот критерий, получится, что  раньше взрослеет сельская молодежь, по- том рабочая, позже всех  — учащиеся и студенты.

 Социальное  созревание — сложный процесс,  темпы и этапы которого опреде- ляются такими основными критериями, как завершение образования, приобрете-  ние стабильной профессии, начало  трудовой деятельности, материальная  зависимость от родителей, совершеннолетие,  служба в армии, вступление  в брак, рожде- ние первого ребенка  и т. д.

 Темпы социального  созревания в младшем и среднем  подростковом возрасте невелики, так как подавляющее большинство  подростков в это время учится  в школе и находится на иждивении  у родителей. Однако у некоторых  из них, особенно у акселератов,  чувство взрослости и связанные  с этим претензии «взрослого»  человека появляются очень рано. У таких подростков обостряется  желание сбросить с себя «иго»  родительской опеки, получить  полную самостоятельность. В старшем  подростковом периоде темпы социального  развития заметно возрастают. На  это время приходятся такие  важные для самоутверждения события,  как получение паспорта, призыв  в армию, выбор профессии, начало  трудовой Деятельности, которые  во многом определяют поведение и психику подростка. Общеизвестно, что у работающей молодежи раньше формируется чувство личной ответственности, определяется цена труду и деньгам. Претензии на полную эмансипацию сменяются поисками своего места в мире взрослых.

 Следует,  однако, учитывать, что социальное  развитие, так же как и физическое, протекает неравномерно. Подросток  может, например, быть достаточно  зрелым в сфере трудовой деятельности, но оставаться беспомощным в  вопросах быта (такая диспропорция  социальной зрелости у многих  людей может сохраняться на  долгие годы). Кроме того, социальное  созревание по времени чаще  всего не совпадает с физическим. Если сравнить современных подростков  с их сверстниками 1940—1950-х гг. то окажется, что у нынешних  подростков физическое созревание  начинается раньше и заканчивается  быстрее, а социальное, наоборот, затягивается. Современные подростки  дольше учатся и значительно  позже, чем их ровесники в  прошлом, начинают самостоятельную  жизнь, а поэтому дольше сохраняют  материальную зависимость от  родителей.

 Таким образом,  диспропорция физического и социального  созревания с явным преобладанием  темпа физического развития создает  дополнительные психологические  трудности и во многом определяет  особенности психики и поведения  подростков.

 Важным этапом  подросткового возраста является  процесс формирования самосознания. Именно в это время формируется  осознанное отношение к своим  потребностям и способностям, влечениям  и мотивам поведения, переживаниям  и мыслям. Самосознание выражается  также в эмоционально-смысловой  оценке своих субъективных возможностей, которая в свою очередь выступает  в качестве обоснования целесообразности  действий и поступков.

 В основе  самосознания лежит способность  человека отличать себя от  своей жизнедеятельности. Это  отношение к своему осознанному  бытию способствует формированию  определенного представления о  себе самом, о своих способностях  и возможностях. Представление о  себе (субъективный образ своего  «я») складывается под влиянием  мнений и оценок окружающих, при  соотнесении мотивов, целей и  результатов своих поступков  с нормами поведения, принятыми  в данном обществе.

 Самооценка  — обязательный компонент самосознания, включающий наряду со знаниями  о себе оценку человеком самого  себя, своих способностей, нравственных  качеств и поступков. Правильная  самооценка помогает отнестись  к себе критически, правильно  соотнести свои силы и возможности  с поставленной целью и реальными  трудностями. В подростковом возрасте, на который приходится процесс  формирования самосознания, самооценка  чаще всего бывает неадекватной. При этом подросток или завышает, или занижает свои возможности.  В первом случае подросток  относится к себе как к уже  обладающему нужными, престижными  качествами и способностями (завышенная  самооценка), во втором — относит  себя к типу людей, у которых  таких качеств и способностей  нет (заниженная самооценка).

 Как уже  отмечалось, формирование личности  у мальчиков и девочек имеет  свои особенности, которые касаются  всех сфер психической деятельности, но в большей мере — интеллектуальной  и эмоциональной. У мальчиков  обычно больше выражена способность  к абстрагированию, круг интересов  их более широк и дифференцирован.  Однако они часто бывают беспомощнее  сверстниц в решении практических  задач, связанных с повседневной  жизнью. Девочки превосходят мальчиков  в словесно-речевой деятельности, у них более выражено чувство  сострадания, сопереживания. Вместе  с тем для девочек важнее, как  они выглядят, что о них думают  другие, они чувствительнее к  критике и насмешкам, относящимся  к их внешности. Девочка-подросток,  например, может спокойно отнестись  к тому, что ее посчитают «глупой», но будет глубоко уязвлена, если  ее назовут «уродкой».

 У мальчиков  и девочек обычно различается  и оценка своих психических  качеств. Мальчики склонны считать  себя храбрыми, сильными, энергичными,  девочки более самокритичны и  зачастую не стесняются своей  слабости. В старшем подростковом  возрасте направленность личности  становится все более дифференцированной: одни подростки четко ориентированы  на деятельность и быстро выбирают  себе цель в жизни, другие  витают в мире нереальных фантазий, третьи пассивно плывут по  течению и живут только «сегодняшним  днем». 

 Важной и  трудной проблемой подросткового  возраста, имеющей как психологический,  так и социальный аспекты, является  проблема взаимоотношений подростков  и взрослых. Прежде всего это  касается взаимоотношений с родителями  и учителями. Анализируя мир  собственных переживаний, оценивая  свое поведение, подросток постоянно  сравнивает их с переживаниями  и поведением взрослых. Да и  сам мир воспроизводится подростком  через посредство взрослых людей.  Преемственность поколений всегда  предусматривает два мира —  мир взрослых и мир детей.  Взаимоотношения этих миров неравноправны,  но и взрослые, и дети считают  их вполне естественными. У  подростка эта естественность  взаимоотношений вызывает сомнения, которые все более возрастают  по мере взросления.

 Самым главным  новообразованием подросткового  возраста является многогранное  и противоречивое чувство взрослости. Считая себя взрослым, подросток  протестует против мелочной опеки,  контроля, беспрекословного послушания, несправедливого, с его точки  зрения, наказания. Формой протеста  может быть непослушание, грубость, упрямство, замкнутость и т.  п. Эти реакции эмансипации  бывают особенно выраженными,  когда взрослые, видя в подростке  ребенка, «несмышленыша », полностью  игнорируют его желания, интересы  и инициативу. Очень часто между  подростками и взрослыми возникают  разногласия в художественных  вкусах, во взглядах на моду, формы  проведения досуга. В этих вопросах  молодежь всегда опережает старших,  заставляя их в итоге приспосабливаться  к веяниям времени. Реже предметом  разногласий служат вопросы, касающиеся  потребительских ориентации, мировоззрения  и политических взглядов. Разговоры  на эту тему редко заканчиваются  миром, и причина разногласий  заключается не только в незрелости  и безапелляционности подростков, но в значительной мере и  в психологии взрослых, не желающих  замечать изменений внутреннего  мира подростка.

 Сложность  взаимоотношений подростка и  взрослого заключается еще и  в том, что, с одной стороны,  подросток стремится к самостоятельности,  протестует против опеки и  недоверия, а с другой —  сталкиваясь с новыми жизненными  трудностями, испытывает тревогу  и опасения, ждет от взрослого  помощи и поддержки, но не  всегда хочет открыто признаваться  в этом.

 Чрезвычайно  важным фактором, влияющим на  формирование личности подростка,  является его общение со сверстниками. Такая потребность возникает  уже в 4-5 лет и достигает  апогея в подростковом возрасте. По мнению М. Шовена (Chauvin, 1963) и  др., «общество сверстников» —  это специфическая форма взаимодействия  и коммуникации детей и подростков, которая существовала и существует  не только во всех человеческих  обществах, но и у многих  животных.

 Общаясь со  сверстниками, подросток получает  необходимые знания о жизни  которые по тем или иным  причинам ему не могут дать  взрослые (например, информацию о  взаимоотношении полов). Группа сверстников  вырабатывает у подростка навыки  социального взаимодействия. Только  здесь он может выступить в  качестве ведомого и ведущего, командира и подчиненного, виновного  и судьи учителя и ученика  и т. д.

 Для подростка  очень важно, что о нем говорят  и думают сверстники. Принадлежность  к компании повышает уверенность  в себе и дает дополнительные  возможности для самоутверждения.  Ориентируясь на сверстников  и подражая им подросток воспитывает  в себе те качества, которые  особенно ценятся товарищами. Происходит  своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия  морально-этических требований. При  этом нормы и критерии, принятые  в кругу сверстников, нередко  становятся психологически более  значимыми, чем те, которые существуют  у взрослых.

 Условно выделяют  организованные, формальные (школьный  класс, молодежный лагерь, спортивная  секция и т. п.), и неформальные, стихийно образующиеся группы-коллективы. Влияние организованного коллектива  на формирование личности подростка  исследовалось многими авторами  и изучено достаточно полно  (Новикова Л. И., 1973; Петровский  А. В., Шпалинский В. В., 1978, и  др.). Если в младших классах  наиболее значимый критерий «ценности»  сверстника — успеваемость, школьные  отметки, то со временем межличностные  отношения более дифференцируются, а критерии социометрического  статуса усложняются. Более резкой  становится разница в положении  «признанных» и «отвергнутых».  В свою очередь положение подростка  в коллективе влияет на его  поведение. И. С. Кон (1979), ссылаясь  на исследования М. А. Алемаскина, Г. Г. Бочкаревой, подчеркивает, что  неблагоприятное положение в  классном коллективе — одна  из основных причин формирования  «трудных» подростков. Такие подростки  обычно преждевременно оставляют  школу и чаще сверстников попадают  под дурное влияние вне школы.  При обследовании несовершеннолетних  правонарушителей оказалось, что  90 % из них были в школах «изолированными», почти все были недовольны  своим положением в классе, более  50 % относились к одноклассникам  безразлично или враждебно.

Информация о работе Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков