В результате
бурного и неравномерного роста
у подростка удлиняются конечности,
движения его становятся неуклюжими
и угловатыми. Осознавая это, подросток
смущается, старается замаскировать
свою нескладность, принимая порой
неестественные позы. Даже легкий
намек на особенности внешности
вызывает у подростка бурные
аффективные реакции и грубость.
Современная наука различает
три основных соматотипа: эндоморфный
(рыхлый, с избытком жира); мезоморфный
(стройный, мускулистый) и эктоморфный
(худой, костлявый) (Кондрашенко В.
Т., 1988).
Мезоморфный
тип (атлетическое сложение, высокий
рост) всегда ассоциируется у
подростков с такими понятиями,
как мужественность, сила, спортивность.
Для подростка-мальчика высокий
рост и величие почти синонимы.
Напротив, подростки низкого роста,
щуплые кажутся окружающим «маленькими»
не только в физическом, но
и в социально-психологическом
смысле. Наблюдения показывают, что
рослые мальчики послушнее, держатся
естественнее и требуют к себе
меньшего внимания, чем их низкорослые
сверстники. По оценке психологов,
подростки мезоморфного типа обычно
более популярны, менее интроспективны
и кажутся более социально зрелыми, чем
мальчики со слабовыраженными мезоморфными
компонентами.
Подростки
с эндоморфной конституцией, наоборот,
редко занимают ведущее положение
среди сверстников, часто бывают
предметом насмешек товарищей,
имеют меньше возможностей в
выборе друзей и больше нуждаются
в поддержке. В старшем подростковом
возрасте подростки с ретардацией
физического развития чаще акселератов
испытывают чувство собственной
неполноценности, отверженности.
Нередко устойчивая потребность
в опеке сочетается у низкорослых
подростков с повышенной эмоциональностью,
обостренной потребностью в эмансипации
и самоутверждении.
Однако влияние
соматотипа на психику и поведение
подростков не обязательно и
не однозначно. Одни, осознав свою
физическую слабость, смиряются
с ней, другие компенсируют
физический недостаток в иной,
чаще интеллектуальном, сфере, третьи
начинают усиленно заниматься
спортом и нередко достигают
завидных результатов.
Влияние соматотипа
и темпа физического развития
на психику и поведение у
девочек выражено не так резко,
как у мальчиков. Если мальчику
быть выше В сильнее сверстников
всегда престижно, то высокий
рост и раннее половое со- зревание
нередко создают для девочки
дополнительные психологические
трудности, отдаляют ее от сверстниц.
Однако то, что неприятно для
девочки в раннем подростковом
возрасте, может оказаться весьма
желательным в старшем подростковом.
Всегда ли раннее физическое
созревание благоприятно воздействует
на формирование психики подростка?
На этот вопрос нельзя ответить
однозначно. Не- редко раннее половое
созревание вызывает у подростка
тревогу, а появившее- ся половое
влечение накладывает отпечаток
на поведение. С возрастом (после
20 лет), когда вопросы физической
силы и роста для человека
становятся менее актуальными,
бывшие акселераты долгое время
могут оставаться более напористыми,
конфликтными, претендующими на
лидерство, а ретарданты —
психологически более тонкими,
чувствительными, гибкими.
На психическое
формирование подростка, несомненно,
влияет степень его соци- ального
возмужания. По-разному мыслят и
по-разному ведут себя школьник
и рабочий, не обремененный
семьей юноша и молодой муж.
Некоторые исследователи считают
рубежом социальной зрелости
начало самостоятельной трудовой
деятельности. Этот критерий, безусловно,
важный, но он не единственный.
Нель- зя не согласиться с И.
С. Коном (1979), по мнению которого,
если взять за основу только
этот критерий, получится, что
раньше взрослеет сельская молодежь,
по- том рабочая, позже всех
— учащиеся и студенты.
Социальное
созревание — сложный процесс,
темпы и этапы которого опреде-
ляются такими основными критериями,
как завершение образования, приобрете-
ние стабильной профессии, начало
трудовой деятельности, материальная
зависимость от родителей, совершеннолетие,
служба в армии, вступление
в брак, рожде- ние первого ребенка
и т. д.
Темпы социального
созревания в младшем и среднем
подростковом возрасте невелики,
так как подавляющее большинство
подростков в это время учится
в школе и находится на иждивении
у родителей. Однако у некоторых
из них, особенно у акселератов,
чувство взрослости и связанные
с этим претензии «взрослого»
человека появляются очень рано.
У таких подростков обостряется
желание сбросить с себя «иго»
родительской опеки, получить
полную самостоятельность. В старшем
подростковом периоде темпы социального
развития заметно возрастают. На
это время приходятся такие
важные для самоутверждения события,
как получение паспорта, призыв
в армию, выбор профессии, начало
трудовой Деятельности, которые
во многом определяют поведение
и психику подростка. Общеизвестно, что
у работающей молодежи раньше формируется
чувство личной ответственности, определяется
цена труду и деньгам. Претензии на полную
эмансипацию сменяются поисками своего
места в мире взрослых.
Следует,
однако, учитывать, что социальное
развитие, так же как и физическое,
протекает неравномерно. Подросток
может, например, быть достаточно
зрелым в сфере трудовой деятельности,
но оставаться беспомощным в
вопросах быта (такая диспропорция
социальной зрелости у многих
людей может сохраняться на
долгие годы). Кроме того, социальное
созревание по времени чаще
всего не совпадает с физическим.
Если сравнить современных подростков
с их сверстниками 1940—1950-х гг.
то окажется, что у нынешних
подростков физическое созревание
начинается раньше и заканчивается
быстрее, а социальное, наоборот,
затягивается. Современные подростки
дольше учатся и значительно
позже, чем их ровесники в
прошлом, начинают самостоятельную
жизнь, а поэтому дольше сохраняют
материальную зависимость от
родителей.
Таким образом,
диспропорция физического и социального
созревания с явным преобладанием
темпа физического развития создает
дополнительные психологические
трудности и во многом определяет
особенности психики и поведения
подростков.
Важным этапом
подросткового возраста является
процесс формирования самосознания.
Именно в это время формируется
осознанное отношение к своим
потребностям и способностям, влечениям
и мотивам поведения, переживаниям
и мыслям. Самосознание выражается
также в эмоционально-смысловой
оценке своих субъективных возможностей,
которая в свою очередь выступает
в качестве обоснования целесообразности
действий и поступков.
В основе
самосознания лежит способность
человека отличать себя от
своей жизнедеятельности. Это
отношение к своему осознанному
бытию способствует формированию
определенного представления о
себе самом, о своих способностях
и возможностях. Представление о
себе (субъективный образ своего
«я») складывается под влиянием
мнений и оценок окружающих, при
соотнесении мотивов, целей и
результатов своих поступков
с нормами поведения, принятыми
в данном обществе.
Самооценка
— обязательный компонент самосознания,
включающий наряду со знаниями
о себе оценку человеком самого
себя, своих способностей, нравственных
качеств и поступков. Правильная
самооценка помогает отнестись
к себе критически, правильно
соотнести свои силы и возможности
с поставленной целью и реальными
трудностями. В подростковом возрасте,
на который приходится процесс
формирования самосознания, самооценка
чаще всего бывает неадекватной.
При этом подросток или завышает,
или занижает свои возможности.
В первом случае подросток
относится к себе как к уже
обладающему нужными, престижными
качествами и способностями (завышенная
самооценка), во втором — относит
себя к типу людей, у которых
таких качеств и способностей
нет (заниженная самооценка).
Как уже
отмечалось, формирование личности
у мальчиков и девочек имеет
свои особенности, которые касаются
всех сфер психической деятельности,
но в большей мере — интеллектуальной
и эмоциональной. У мальчиков
обычно больше выражена способность
к абстрагированию, круг интересов
их более широк и дифференцирован.
Однако они часто бывают беспомощнее
сверстниц в решении практических
задач, связанных с повседневной
жизнью. Девочки превосходят мальчиков
в словесно-речевой деятельности,
у них более выражено чувство
сострадания, сопереживания. Вместе
с тем для девочек важнее, как
они выглядят, что о них думают
другие, они чувствительнее к
критике и насмешкам, относящимся
к их внешности. Девочка-подросток,
например, может спокойно отнестись
к тому, что ее посчитают «глупой»,
но будет глубоко уязвлена, если
ее назовут «уродкой».
У мальчиков
и девочек обычно различается
и оценка своих психических
качеств. Мальчики склонны считать
себя храбрыми, сильными, энергичными,
девочки более самокритичны и
зачастую не стесняются своей
слабости. В старшем подростковом
возрасте направленность личности
становится все более дифференцированной:
одни подростки четко ориентированы
на деятельность и быстро выбирают
себе цель в жизни, другие
витают в мире нереальных фантазий,
третьи пассивно плывут по
течению и живут только «сегодняшним
днем».
Важной и
трудной проблемой подросткового
возраста, имеющей как психологический,
так и социальный аспекты, является
проблема взаимоотношений подростков
и взрослых. Прежде всего это
касается взаимоотношений с родителями
и учителями. Анализируя мир
собственных переживаний, оценивая
свое поведение, подросток постоянно
сравнивает их с переживаниями
и поведением взрослых. Да и
сам мир воспроизводится подростком
через посредство взрослых людей.
Преемственность поколений всегда
предусматривает два мира —
мир взрослых и мир детей.
Взаимоотношения этих миров неравноправны,
но и взрослые, и дети считают
их вполне естественными. У
подростка эта естественность
взаимоотношений вызывает сомнения,
которые все более возрастают
по мере взросления.
Самым главным
новообразованием подросткового
возраста является многогранное
и противоречивое чувство взрослости.
Считая себя взрослым, подросток
протестует против мелочной опеки,
контроля, беспрекословного послушания,
несправедливого, с его точки
зрения, наказания. Формой протеста
может быть непослушание, грубость,
упрямство, замкнутость и т.
п. Эти реакции эмансипации
бывают особенно выраженными,
когда взрослые, видя в подростке
ребенка, «несмышленыша », полностью
игнорируют его желания, интересы
и инициативу. Очень часто между
подростками и взрослыми возникают
разногласия в художественных
вкусах, во взглядах на моду, формы
проведения досуга. В этих вопросах
молодежь всегда опережает старших,
заставляя их в итоге приспосабливаться
к веяниям времени. Реже предметом
разногласий служат вопросы, касающиеся
потребительских ориентации, мировоззрения
и политических взглядов. Разговоры
на эту тему редко заканчиваются
миром, и причина разногласий
заключается не только в незрелости
и безапелляционности подростков,
но в значительной мере и
в психологии взрослых, не желающих
замечать изменений внутреннего
мира подростка.
Сложность
взаимоотношений подростка и
взрослого заключается еще и
в том, что, с одной стороны,
подросток стремится к самостоятельности,
протестует против опеки и
недоверия, а с другой —
сталкиваясь с новыми жизненными
трудностями, испытывает тревогу
и опасения, ждет от взрослого
помощи и поддержки, но не
всегда хочет открыто признаваться
в этом.
Чрезвычайно
важным фактором, влияющим на
формирование личности подростка,
является его общение со сверстниками.
Такая потребность возникает
уже в 4-5 лет и достигает
апогея в подростковом возрасте.
По мнению М. Шовена (Chauvin, 1963) и
др., «общество сверстников» —
это специфическая форма взаимодействия
и коммуникации детей и подростков,
которая существовала и существует
не только во всех человеческих
обществах, но и у многих
животных.
Общаясь со
сверстниками, подросток получает
необходимые знания о жизни
которые по тем или иным
причинам ему не могут дать
взрослые (например, информацию о
взаимоотношении полов). Группа сверстников
вырабатывает у подростка навыки
социального взаимодействия. Только
здесь он может выступить в
качестве ведомого и ведущего,
командира и подчиненного, виновного
и судьи учителя и ученика
и т. д.
Для подростка
очень важно, что о нем говорят
и думают сверстники. Принадлежность
к компании повышает уверенность
в себе и дает дополнительные
возможности для самоутверждения.
Ориентируясь на сверстников
и подражая им подросток воспитывает
в себе те качества, которые
особенно ценятся товарищами. Происходит
своеобразная «переоценка ценностей»,
складывается новая иерархия
морально-этических требований. При
этом нормы и критерии, принятые
в кругу сверстников, нередко
становятся психологически более
значимыми, чем те, которые существуют
у взрослых.
Условно выделяют
организованные, формальные (школьный
класс, молодежный лагерь, спортивная
секция и т. п.), и неформальные,
стихийно образующиеся группы-коллективы.
Влияние организованного коллектива
на формирование личности подростка
исследовалось многими авторами
и изучено достаточно полно
(Новикова Л. И., 1973; Петровский
А. В., Шпалинский В. В., 1978, и
др.). Если в младших классах
наиболее значимый критерий «ценности»
сверстника — успеваемость, школьные
отметки, то со временем межличностные
отношения более дифференцируются,
а критерии социометрического
статуса усложняются. Более резкой
становится разница в положении
«признанных» и «отвергнутых».
В свою очередь положение подростка
в коллективе влияет на его
поведение. И. С. Кон (1979), ссылаясь
на исследования М. А. Алемаскина,
Г. Г. Бочкаревой, подчеркивает, что
неблагоприятное положение в
классном коллективе — одна
из основных причин формирования
«трудных» подростков. Такие подростки
обычно преждевременно оставляют
школу и чаще сверстников попадают
под дурное влияние вне школы.
При обследовании несовершеннолетних
правонарушителей оказалось, что
90 % из них были в школах «изолированными»,
почти все были недовольны
своим положением в классе, более
50 % относились к одноклассникам
безразлично или враждебно.