Менее изучено
влияние на формирование психики
и поведение подростка так
называемых стихийных (неформальных)
групп, которые охватывают примерно
80—85 % подростков. Численность таких
групп — 5—15 человек. Состав
их обычно смешанный и по
возрасту, и по социальной принадлежности.
Очень часто уровень организованности
неформальной группы не уступает
уровню организованности классного
коллектива, а иногда и превосходит
его. Вожаком такой группы обычно
бывает подросток, обладающий
реальным авторитетом и чьи
психологические лидерские качества
совпадают с его официальным
статусом.
Неформальные
группы прежде всего удовлетворяют
потребность подростков в свободном
общении, которая в этом возрасте
очень велика. Свободное общение
подростков — это не просто
форма проведения досуга, а прежде
всего средство самовыражения
личности, установления новых межличностных
отношении- В младшем подростковом
возрасте неформальные группы
обычно бывают однополыми, а в
среднем и старшем — носят
смешанный характер. По своей
функции неформальные группы
тесно связаны с подростковой
субкультурой, включаю щей в себя
такие компоненты, как своеобразие,
другие, чем у взрослых, способы
общения и манеры поведения,
обостренное чувство групповой
общности и солидарности, специфическое
понятие о вкусах, моде, внешнем
виде, языке и т. д.
Подросток,
с одной стороны, всегда хочет
быть оригинальным, «современным
», с другой — он раб штампов
и стандартов. Так, своеобразный
внешний вид, следование моде
в старшем подростковом возрасте
являются одновременно средством
самовыражения, принадлежности (выглядеть
«своим»), идентификации (выглядеть
«как все») и средством приобретения
авторитета в своей среде. То
же можно сказать относительно
подросткового словотворчества
(молодежное арго). Взрослыми оно
воспринимается как коверканье
языка, однако молодежный жар-
гон выполняет и важные коммуникативные
функции, служит средством отличия
«своих» от «посторонних», барьером
для взрослых на пути к проникновению
во внутренний мир и групповые
интересы подростков. Взрослым чаще
всего бывает трудно понять, почему
интеллектуально развитые подростки
придают такое большое значение фирменным
штанам, длинным волосам, сознательно
коверкают язык и т. п. Дело тут не только
в разных вкусах отцов и детей. Главное
в том, что подростки хотят отличаться
от старших. В фирменных джинсах и своеобразной
прическе они видят символ своей индивидуальности.
Следует отметить, что и у взрослых также
нередко выражено желание привлечь к себе
внимание, но у них для этого гораздо больше
возможностей, например общественное
положение, профессиональные достижения,
в крайнем случае — внушительный кабинет,
престижный автомобиль, коттедж.
Сказанное
не означает, что взрослые должны
приветствовать любые чудачества
и безвкусицу подростков, но запрещать
их по меньшей мере наивно.
То же касается и попыток
не разрешать подросткам объединяться
в компании, изолировать их от
сверстников, «дурного» влияния
улицы. Здесь нужны более конструктивные
меры, основанные на знаниях подростковой
психологии. Опыт показывает, что
эффективнее, а следовательно,
и целесообразнее не административное
гонение на очередную моду, а
создание новых моделей, соответствующих
вкусам молодежи; не запрещение
неформальных подростковых групп,
а разумное превращение их
в организованные коллективы (кружки,
клубы, наставничество). Важной формой
межличностных отношений подростков
является дружба, которая отличается
высокой степенью избирательности,
устойчивости и интимности. Психологическая
ценность дружбы в подростковом
возрасте, по тонкому замечанию
И. С. Кона, заключается в том,
что она одновременно служит
и школой самораскрытия, и школой
понимания другого человека.
У девочек
дружба обычно возникает на 2-3
года раньше и бывает более
эмоциональной и избирательной,
чем у мальчиков. Мальчики младшего
и среднего подросткового возраста
чаще выбирают друзей среди
сверстников своего пола, Девочки
же начинают раньше тяготеть
к мальчикам, причем более старшего
воз раста.
Потребность
в психологической близости с
возрастом увеличивается и достигает
апогея в юности. Нередко дружба,
зародившаяся в подростковом
возрасте, Несколько видоизменяясь,
сохраняется на долгие годы. Смешанная,
разнополая Дружба существенно
отличается от однополой и
нередко бывает проявлением зарождающейся
любви. Что такое любовь? Каковы
ее соотношения с дружбой? На
эти вечные вопросы никто еще
не дал исчерпывающего ответа.
Однако, несомненно, эти прекрасные
чувства играют исключительно
важную роль в формировании
личности человека на протяжении
всей его жизни. В психологии
есть понятие о любви как
о гармоническом сочетании половой
потребности и психологической
близости. У взрослого любящего
человека чувство физического
наслаждения при половой близости
и потребность в психологической
интимности обычно сливаются
воедино.
У подростка
эти потребности и чувства
разобщены, что откладывает отпечаток
на его психологию и поведение.
Понятие о «чистой» возвышенной
любви в переходном возрасте
очень часто не совпадает с
понятием о половой близости.
Многие подростки, особенно девочки,
отождествляют половую близость
с чем-то «грязным», «постыдным».
В этом большую роль играют
сложившиеся традиции и пробелы
в половом воспитании.
Объекты «любви»
и «секса» у подростка чаще
всего не совпадают, отсюда, с
одной стороны, упрощенное отношение
к половой близости, а с другой
— десек- суализация всего,
что касается «настоящей» любви
и образа идеальной возлюбленной
(или возлюбленного).
Половое созревание
активно влияет на формирование
личности и поведение подростка.
Сначала мальчика (или девочку)
волнуют сроки появления вторичных
половых признаков. Сознание того,
что «у меня не так, как
у всех», очень часто сопровождается
чувством тревоги, эмоциональной
напряженности. С возрастом более актуальными
становятся критерии «маскулинности»
(для мальчиков) и «фемининности» (для
девочек).
Особенно
сложно обстоит дело с «маскулинностью».
Если у девочек быть слабой
и «женственной» считается престижным,
то феминизированный изнеженный
мальчик вызывает у сверстников
осуждение. Поэтому подростки,
воспитывающиеся без отца и
в коллективах, где нет мужчин
(детские сады, школы), тяготеют к
спортивным секциям и неформальным
подростковым группам. Именно
эти группы-коллективы чаще всего
помогают мальчику утвердиться
в мужской роли. Завышенные критерии
«маскулинности» нередко компенсируются
подростками подчеркнутой агрессивностью,
грубостью, делинквентностью и
способствуют образованию неформальных
асоциальных групп.
В последние
два-три десятилетия отмечается
тенденция к либерализации половой
морали и более раннему началу
половой жизни среди подростков.
К этому предрасполагают раннее
половое созревание, все нарастающая
эмансипация подростков, а также
широкая доступность полупорнографической
информации по вопросам пола.
Важной особенностью
процесса полового созревания
в переходном возрасте является
его «экспериментальный» характер.
Возникающая половая потребность
«исследуется» подростком, что сопровождается
большим числом транзиторньгх
половых отклонений, близких по
форме как к норме, так и
к патологии (Василь- ченко, 1977; Личко
А. Е., 1983; Исаев Д. Н., Каган В.
Е., 1986). Следует также учитывать
тендерные психологические аспекты
полового созревания подростков.
У девочек половое созревание
происходит раньше, что во многом
определяет их отношение к
мальчикам-сверстникам. Вместе с
тем эротические чувства у
девочек появляются позже и
носят несколько иной характер
чем у мальчиков. Эротическому
чувству у девочки-подростка часто
предшествует потребность в психологической
близости с мальчиком, обычно
старше ее по возрасту.
У мальчиков
половое созревание наступает
позже, но протекает более бурно.
На определенной фазе полового
созревания мальчики отличаются
гиперсексуальностью, которая, в
свою очередь, сопровождается
повышенной половой возбудимостью,
ростом эротических интересов
и фантазий. Необходимо отметить,
что чем раньше начинается
половое созревание, тем более
бурно оно протекает и тем
быстрее заканчивается и, наоборот,
при позднем начале половое
созревание затягивается и характеризуется
более вялым течением (Васильченко,
1983). Подростковый возраст сложен
еще и тем, что именно в
это время происходит становление
мировоззрения личности. Предпосылками
к его формированию являются,
во-первых, приобретение определенной
суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых
— способность к абстрактному
мышлению, обобщению накопленных
знаний и опыта.
В старшем
подростковом возрасте особенно
актуальным становится вопрос
о смысле жизни, своем месте
в мире людей. При этом мировоззренческий
поиск отличается крайним максимализмом.
Подростку обязательно нужен
универсальный ответ, формула,
которая разом бы объяснила
ему и смысл собственного существования,
и смысл существования человечества
в целом. Однако познание главной
жизненной цели, как верно подчеркивает
А. Н. Леонтьев (1975), — это сложный
процесс, требующий высокой социальной
и моральной зрелости. Тем не
менее подросток, в отличие
от ребенка, не хочет и не
может воспринимать на веру, как
должное все, о чем ему говорят
взрослые. Он начинает сравнивать
слова и поступки взрослых
и, находя в них противоречия,
вырабатывает собственное отношение
к окружающему миру.
Рефлексия,
самоанализ, проявляющиеся в основном
в поиске смысла собственного
существования, сопровождаются переоценкой
ценностей, изменением отношений
к установившимся «правилам»
и авторитетам, склонностью к
философствованию, «самокопанию» в
ощущениях и переживаниях.
Трудность
поиска ответа на вопрос о
смысле жизни у подростка прежде
всего связана с определением
и совмещением «ближней и дальней
жизненной перспективы » (А.
С. Макаренко), которые даются
человеку нелегко, а иногда
процесс совмещения ближних и
дальних перспектив затягивается
на долгие годы. Некоторые люди
в этом смысле остаются подростками
всю жизнь. По образному выражению
И. С. Кона, «вечная юность —
это вечная весна, вечное цветение,
но также и вечное бесплодие».
Большинство
современной молодежи в социальном
отношении взрослеет очень медленно.
Вернее сказать, многие молодые
люди не спешат становиться
взрослыми и брать на себя
их обязанности. «Трагедией позднего
повзросления» назвал это явление
Ю. Н. Давыдов (1983). Ст. Петрович
(Petrovic St., 1986) говорит о социально
«незрелой личности». Проблема
эта не нова, но особенно актуальной
она стала примерно четыре
десятилетия тому назад, когда
на горизонте впервые замаячили
длинноволосые, неопрятные, отрешенные
от мира юноши- подростки, именовавшие
себя «битниками», потом появились
«хиппи», «байкеры », «гамлеры»,
«панки», «металлисты» и др. Стараясь
подвести какую-то теоретическую
базу под проблему «загадочной
молодежи», одни социологи объясняют
это упорное нежелание молодых
людей взрослеть психологическим
конфликтом отцов и детей, истолкованным
с позиций психоанализа (Taussieng et al.,
1969) другие — конфликтом между
молодежью и обществом (Keniston, 1970),
третьи — конфликтом нового
поколения с современной культурой
и цивилизацией в целом (Alien,
1974).
Статус взрослого
человека дает определенные права
(например, право на половую жизнь,
право распоряжаться материальными
ценностями, реализовать свои жизненные
установки и т. д.), но одновременно
накладывает ряд обязанностей
и обязательств, среди которых
на первом месте — обязанность
трудиться и обязательство отвечать
за себя и за свои поступки
перед обществом. Основные корни
«трагедии позднего повзросления»
заключаются в принципиальном
нежелании «хиппизирующей» молодежи
принимать на себя обязанности
и обязательства взрослых. Однако
это не означает, что они одновременно
отказываются от прав и привилегий
взрослых. Совсем наоборот, именно
эта часть молодежи очень рано
(еще в подростковом возрасте)
экспроприирует у взрослых их
права и привилегии, даже не
задумываясь об их связи с
соответствующими обязанностями
и обязательствами.
Формирование
жизненных планов, предполагающее
моральное и социальное самоопределение,
— характерная черта подросткового
и юношеского возраста. В раннем
подростковом возрасте понятия
«кем быть» и «каким быть»
еще, как правило, не дифференцируются.
Главное — быть хорошим человеком,
героем, а вопрос, как это осуществить,
еще не ставится. Для подростка
характерна завы- шенность уровня
притязаний, что в определенном
смысле полезно, так как стимулирует
его к преодолению жизненных
трудностей. Но тот же завышенный
уровень в других условиях
может способствовать развитию
эгоизма, вседозволенности, а нередко
— формированию асоциального
поведения.