Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 01:24, реферат

Описание

Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4—5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный “комфорт”.

Содержание

I. Этапы формирования высшей нервной деятельности у детей;
II. Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков;
III. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента;
IV. Пол и функциональная асимметрия.

Работа состоит из  1 файл

дифференциалка реферат.docx

— 68.44 Кб (Скачать документ)

 Менее изучено  влияние на формирование психики  и поведение подростка так  называемых стихийных (неформальных) групп, которые охватывают примерно 80—85 % подростков. Численность таких  групп — 5—15 человек. Состав  их обычно смешанный и по  возрасту, и по социальной принадлежности. Очень часто уровень организованности  неформальной группы не уступает  уровню организованности классного  коллектива, а иногда и превосходит  его. Вожаком такой группы обычно  бывает подросток, обладающий  реальным авторитетом и чьи  психологические лидерские качества  совпадают с его официальным  статусом.

 Неформальные  группы прежде всего удовлетворяют  потребность подростков в свободном  общении, которая в этом возрасте  очень велика. Свободное общение  подростков — это не просто  форма проведения досуга, а прежде  всего средство самовыражения  личности, установления новых межличностных  отношении- В младшем подростковом  возрасте неформальные группы  обычно бывают однополыми, а в  среднем и старшем — носят  смешанный характер. По своей  функции неформальные группы  тесно связаны с подростковой  субкультурой, включаю щей в себя  такие компоненты, как своеобразие,  другие, чем у взрослых, способы  общения и манеры поведения,  обостренное чувство групповой  общности и солидарности, специфическое  понятие о вкусах, моде, внешнем  виде, языке и т. д.

 Подросток,  с одной стороны, всегда хочет  быть оригинальным, «современным  », с другой — он раб штампов  и стандартов. Так, своеобразный  внешний вид, следование моде  в старшем подростковом возрасте  являются одновременно средством  самовыражения, принадлежности (выглядеть  «своим»), идентификации (выглядеть  «как все») и средством приобретения  авторитета в своей среде. То  же можно сказать относительно  подросткового словотворчества  (молодежное арго). Взрослыми оно  воспринимается как коверканье  языка, однако молодежный жар-  гон выполняет и важные коммуникативные  функции, служит средством отличия  «своих» от «посторонних», барьером  для взрослых на пути к проникновению  во внутренний мир и групповые  интересы подростков. Взрослым чаще  всего бывает трудно понять, почему  интеллектуально развитые подростки придают такое большое значение фирменным штанам, длинным волосам, сознательно коверкают язык и т. п. Дело тут не только в разных вкусах отцов и детей. Главное в том, что подростки хотят отличаться от старших. В фирменных джинсах и своеобразной прическе они видят символ своей индивидуальности. Следует отметить, что и у взрослых также нередко выражено желание привлечь к себе внимание, но у них для этого гораздо больше возможностей, например общественное положение, профессиональные достижения, в крайнем случае — внушительный кабинет, престижный автомобиль, коттедж.

 Сказанное  не означает, что взрослые должны  приветствовать любые чудачества  и безвкусицу подростков, но запрещать  их по меньшей мере наивно. То же касается и попыток  не разрешать подросткам объединяться  в компании, изолировать их от  сверстников, «дурного» влияния  улицы. Здесь нужны более конструктивные  меры, основанные на знаниях подростковой  психологии. Опыт показывает, что  эффективнее, а следовательно,  и целесообразнее не административное  гонение на очередную моду, а  создание новых моделей, соответствующих  вкусам молодежи; не запрещение  неформальных подростковых групп,  а разумное превращение их  в организованные коллективы (кружки, клубы, наставничество). Важной формой  межличностных отношений подростков  является дружба, которая отличается  высокой степенью избирательности,  устойчивости и интимности. Психологическая  ценность дружбы в подростковом  возрасте, по тонкому замечанию  И. С. Кона, заключается в том,  что она одновременно служит  и школой самораскрытия, и школой  понимания другого человека.

 У девочек  дружба обычно возникает на 2-3 года раньше и бывает более  эмоциональной и избирательной,  чем у мальчиков. Мальчики младшего  и среднего подросткового возраста  чаще выбирают друзей среди  сверстников своего пола, Девочки  же начинают раньше тяготеть  к мальчикам, причем более старшего  воз раста.

 Потребность  в психологической близости с  возрастом увеличивается и достигает  апогея в юности. Нередко дружба, зародившаяся в подростковом  возрасте, Несколько видоизменяясь,  сохраняется на долгие годы. Смешанная,  разнополая Дружба существенно  отличается от однополой и  нередко бывает проявлением зарождающейся  любви. Что такое любовь? Каковы  ее соотношения с дружбой? На  эти вечные вопросы никто еще  не дал исчерпывающего ответа. Однако, несомненно, эти прекрасные  чувства играют исключительно  важную роль в формировании  личности человека на протяжении  всей его жизни. В психологии  есть понятие о любви как  о гармоническом сочетании половой  потребности и психологической  близости. У взрослого любящего  человека чувство физического  наслаждения при половой близости  и потребность в психологической  интимности обычно сливаются  воедино.

 У подростка  эти потребности и чувства  разобщены, что откладывает отпечаток  на его психологию и поведение.  Понятие о «чистой» возвышенной  любви в переходном возрасте  очень часто не совпадает с  понятием о половой близости. Многие подростки, особенно девочки,  отождествляют половую близость  с чем-то «грязным», «постыдным».  В этом большую роль играют  сложившиеся традиции и пробелы  в половом воспитании.

 Объекты «любви»  и «секса» у подростка чаще  всего не совпадают, отсюда, с  одной стороны, упрощенное отношение  к половой близости, а с другой  — десек- суализация всего,  что касается «настоящей» любви  и образа идеальной возлюбленной (или возлюбленного).

 Половое созревание  активно влияет на формирование  личности и поведение подростка.  Сначала мальчика (или девочку)  волнуют сроки появления вторичных  половых признаков. Сознание того, что «у меня не так, как  у всех», очень часто сопровождается  чувством тревоги, эмоциональной  напряженности. С возрастом более актуальными становятся критерии «маскулинности» (для мальчиков) и «фемининности» (для девочек).

 Особенно  сложно обстоит дело с «маскулинностью». Если у девочек быть слабой  и «женственной» считается престижным, то феминизированный изнеженный  мальчик вызывает у сверстников  осуждение. Поэтому подростки,  воспитывающиеся без отца и  в коллективах, где нет мужчин (детские сады, школы), тяготеют к  спортивным секциям и неформальным  подростковым группам. Именно  эти группы-коллективы чаще всего  помогают мальчику утвердиться  в мужской роли. Завышенные критерии  «маскулинности» нередко компенсируются  подростками подчеркнутой агрессивностью, грубостью, делинквентностью и  способствуют образованию неформальных  асоциальных групп.

 В последние  два-три десятилетия отмечается  тенденция к либерализации половой  морали и более раннему началу  половой жизни среди подростков. К этому предрасполагают раннее  половое созревание, все нарастающая  эмансипация подростков, а также  широкая доступность полупорнографической  информации по вопросам пола.

 Важной особенностью  процесса полового созревания  в переходном возрасте является  его «экспериментальный» характер. Возникающая половая потребность  «исследуется» подростком, что сопровождается  большим числом транзиторньгх  половых отклонений, близких по  форме как к норме, так и  к патологии (Василь- ченко, 1977; Личко  А. Е., 1983; Исаев Д. Н., Каган В.  Е., 1986). Следует также учитывать  тендерные психологические аспекты  полового созревания подростков. У девочек половое созревание  происходит раньше, что во многом  определяет их отношение к  мальчикам-сверстникам. Вместе с  тем эротические чувства у  девочек появляются позже и  носят несколько иной характер  чем у мальчиков. Эротическому  чувству у девочки-подростка часто  предшествует потребность в психологической  близости с мальчиком, обычно  старше ее по возрасту.

 У мальчиков  половое созревание наступает  позже, но протекает более бурно.  На определенной фазе полового  созревания мальчики отличаются  гиперсексуальностью, которая, в  свою очередь, сопровождается  повышенной половой возбудимостью,  ростом эротических интересов  и фантазий. Необходимо отметить, что чем раньше начинается  половое созревание, тем более  бурно оно протекает и тем  быстрее заканчивается и, наоборот, при позднем начале половое  созревание затягивается и характеризуется  более вялым течением (Васильченко, 1983). Подростковый возраст сложен  еще и тем, что именно в  это время происходит становление  мировоззрения личности. Предпосылками  к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной  суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых  — способность к абстрактному  мышлению, обобщению накопленных  знаний и опыта.

 В старшем  подростковом возрасте особенно  актуальным становится вопрос  о смысле жизни, своем месте  в мире людей. При этом мировоззренческий  поиск отличается крайним максимализмом.  Подростку обязательно нужен  универсальный ответ, формула,  которая разом бы объяснила  ему и смысл собственного существования,  и смысл существования человечества  в целом. Однако познание главной  жизненной цели, как верно подчеркивает  А. Н. Леонтьев (1975), — это сложный  процесс, требующий высокой социальной  и моральной зрелости. Тем не  менее подросток, в отличие  от ребенка, не хочет и не  может воспринимать на веру, как  должное все, о чем ему говорят  взрослые. Он начинает сравнивать  слова и поступки взрослых  и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение  к окружающему миру. 

 Рефлексия,  самоанализ, проявляющиеся в основном  в поиске смысла собственного  существования, сопровождаются переоценкой  ценностей, изменением отношений  к установившимся «правилам»  и авторитетам, склонностью к  философствованию, «самокопанию» в  ощущениях и переживаниях.

 Трудность  поиска ответа на вопрос о  смысле жизни у подростка прежде  всего связана с определением  и совмещением «ближней и дальней  жизненной перспективы » (А.  С. Макаренко), которые даются  человеку нелегко, а иногда  процесс совмещения ближних и  дальних перспектив затягивается  на долгие годы. Некоторые люди  в этом смысле остаются подростками  всю жизнь. По образному выражению  И. С. Кона, «вечная юность —  это вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие».

 Большинство  современной молодежи в социальном  отношении взрослеет очень медленно. Вернее сказать, многие молодые  люди не спешат становиться  взрослыми и брать на себя  их обязанности. «Трагедией позднего  повзросления» назвал это явление  Ю. Н. Давыдов (1983). Ст. Петрович (Petrovic St., 1986) говорит о социально  «незрелой личности». Проблема  эта не нова, но особенно актуальной  она стала примерно четыре  десятилетия тому назад, когда  на горизонте впервые замаячили  длинноволосые, неопрятные, отрешенные  от мира юноши- подростки, именовавшие  себя «битниками», потом появились  «хиппи», «байкеры », «гамлеры»,  «панки», «металлисты» и др. Стараясь  подвести какую-то теоретическую  базу под проблему «загадочной  молодежи», одни социологи объясняют  это упорное нежелание молодых  людей взрослеть психологическим  конфликтом отцов и детей, истолкованным  с позиций психоанализа (Taussieng et al., 1969) другие — конфликтом между  молодежью и обществом (Keniston, 1970), третьи — конфликтом нового  поколения с современной культурой  и цивилизацией в целом (Alien, 1974).

 Статус взрослого  человека дает определенные права  (например, право на половую жизнь,  право распоряжаться материальными  ценностями, реализовать свои жизненные  установки и т. д.), но одновременно  накладывает ряд обязанностей  и обязательств, среди которых  на первом месте — обязанность  трудиться и обязательство отвечать  за себя и за свои поступки  перед обществом. Основные корни  «трагедии позднего повзросления»  заключаются в принципиальном  нежелании «хиппизирующей» молодежи  принимать на себя обязанности  и обязательства взрослых. Однако  это не означает, что они одновременно  отказываются от прав и привилегий  взрослых. Совсем наоборот, именно  эта часть молодежи очень рано (еще в подростковом возрасте) экспроприирует у взрослых их  права и привилегии, даже не  задумываясь об их связи с  соответствующими обязанностями  и обязательствами.

 Формирование  жизненных планов, предполагающее  моральное и социальное самоопределение,  — характерная черта подросткового  и юношеского возраста. В раннем  подростковом возрасте понятия  «кем быть» и «каким быть»  еще, как правило, не дифференцируются. Главное — быть хорошим человеком,  героем, а вопрос, как это осуществить,  еще не ставится. Для подростка  характерна завы- шенность уровня  притязаний, что в определенном  смысле полезно, так как стимулирует  его к преодолению жизненных  трудностей. Но тот же завышенный  уровень в других условиях  может способствовать развитию  эгоизма, вседозволенности, а нередко  — формированию асоциального  поведения. 

Информация о работе Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков