Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 01:24, реферат

Описание

Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4—5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный “комфорт”.

Содержание

I. Этапы формирования высшей нервной деятельности у детей;
II. Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков;
III. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента;
IV. Пол и функциональная асимметрия.

Работа состоит из  1 файл

дифференциалка реферат.docx

— 68.44 Кб (Скачать документ)

 Важным моментом  социального самоопределения является  выбор профессии. Профессиональная  ориентация — сложный и многоступенчатый  процесс. Обычно выделяют несколько  этапов профессионального самоопределения:  первый — детская игра; второй  — подростковая фантазия; третий  — предварительный выбор, где  различные виды профессии оцениваются  уже не только с точки зрения интересов подростка, но и с точки зрения его способностей и социальной значимости профессии; и, наконец, четвертый этап — практическое принятие решения, выбор конкретной специальности. Поздний выбор профессии, так же как и чересчур ранний, нежелателен.

 Как уже  говорилось, задержка профессионального  самоопределения обычно связана  с общей социальной незрелостью,  инфантильностью, что уводит подростка  в мир бесплодных хобби или  вырабатывает в его поведении  иждивенческие, асоциальные тенденции.

 Ранний выбор  профессии часто бывает случайным.  В погоне за «престижной» специальностью  подросток нередко обращает внимание  лишь на внешние, романтические  ее стороны и не учитывает  других, будничных и более трудных.  Позже это может привести к  разочарованию в выбранной профессии  и смене ее. В этих случаях  особо важную роль играет уровень  информированности о будущей  профессии. Нередко вопрос «кем  быть» подростку приходится решать  уже в 13-14 лет. Естественно,  что в этом возрасте он не  может знать особенностей каждой  специальности, и при отсутствии  должного уровня информации выбор  профессии, как правило, делается  по чьей-то подсказке, «за компанию»  с товарища ми и т. п. Случайно  выбранная, «неинтересная» профессия  вызывает у подростка чувство  неудовлетворенности, эмоциональной  напряженности или, наоборот, безразличие  и скуку. В этих случаях образовавшийся  «вакуум» нередко заполняется  различного рода «приключениями»,  пьянством, правонарушениями. Иногда  подростку на первых порах  кажется, что он выбрал профессию  неправильно. Продуманный педагогический  подход, наставничество, направленное  формирование способностей и  интересов подростка могут способствовать  превращению профессии из «неинтересной»  и нелюбимой в интересную и  любимую.

 Неотъемлемой  частью формирования мировоззрения  и общественной активности подростка  является становление морального  сознания, определенным образом  связанное с возрастом. Если  ребенок в своем поведении  ориентируется преимущественно  на внешнюю систему правил (можно  — нельзя), то у подростка ■вырабатываются  осознанные моральные принципы. Поведение ребенка целиком зависит  от внешних влияний, подросток  же в своих поступках все  чаще ориентируется на внутренние  убеждения, собственную совесть.

 Психологи  давно обратили внимание, что  безапелляционность суждений и  категоричность оценок у подростков  уживаются с постоянными сомнениями  и неуверенностью в правильности  своих поступков. Такое противоречие  объясняется, с одной стороны,  психологической, и прежде всего  интеллектуальной, незрелостью, а  с другой — поисками осознанных  моральных принципов.

 Для ребенка  незрелость морального сознания  — своего рода защитная реакция,  ограждающая его от внутренних  сомнений. Подростки, в отличие  от детей, (все чаще сомневаются  в правильности слов, осознают  относительность существующих в  мире взрослых «норм» поведения.  Отсюда психологическая потребность  в «свержении» авторитетов, «разрушении»  существующих правил и традиций. Формирование морального облика  человека — чрезвычайно сложный  и многоступенчатый процесс, и  подростковый возраст — один  из наиболее важных его этапов.

    1. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента

Сила  нервной системы. По данным А. М. Сухаревой (1972), увеличение с возрастом количества лиц, имеющих большую и среднюю силу нервной системы, выражено как у лиц мужского, так и женского пола, но у последних более ярко (за счет того, что девочек 7-8 лет со слабой нервной системой больше, чем мальчиков того же возраста, а в возрасте 18-25 лет различий между лицами мужского и женского пола в количестве лиц с сильной и слабой нервной системой нет) — рис. 1.8.

(а — сильная нервная система; б — слабая нервная система)

Рис. 1.8. Изменение с возрастом числа  лиц с различной силой нервной  системы

Подвижность нервных процессов. По данным Н. Е. Высотской (1972) и А. Г. Пинчукова (1974), среди мальчиков 7-16 лет количество лиц с подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чем среди девочек (рис. 1.9). Затем с подвижностью возбуждения больше становится женщин.

Рис. 1.9. Изменение с возрастом подвижности  возбуждения у лиц мужского и  женского пола (Н. Е. Высотская, 1972)

Баланс  нервных процессов. Существенных различий между мальчиками и девочками школьного возраста по «внешнему» балансу нет. До периода полового созревания лиц с преобладанием торможения несколько больше среди девочек, так же как и после него. В пубертатном возрасте лиц с преобладанием торможения больше среди мальчиков. Возможно, это связано с тем, что этот период наступает раньше у девочек и, следовательно, у них раньше уменьшается (в связи со сдвигом баланса в сторону возбуждения) число лиц с преобладанием торможения. По количеству лиц с преобладанием возбуждения различий между лицами мужского и женского пола практически не было во всех возрастных группах (рис. 1.10).

(а — преобладание возбуждения; б преобладание торможения)

Рис. 1.10. «Внешний» баланс между возбуждением и торможением у лиц мужского и женского пола (М. И. Семенов, 1972)

Лабильность. По данным Е. В. Воронина (1984), существенных различий по лабильности между мужчинами и женщинами нет: лабильность на свет была в среднем равна соответственно 39,2 и 38,9 единицы, а на звук — 75,9 и 74,5 единицы. Однако Н. М. Пейсахов и А. О. Прохоров (1975) нашли статистически достоверные различия по КЧМ (критическая частота мелькания) в пользу мужчин.

Свойства  темперамента. И. М. Владимирова (2001), используя опросник Д. Кейрси для выявления типов темперамента, установила, что в выборке мужчин оказалось вдвое больше лиц сенсорного планирующего (SJ) и вчетверо — интуитивного мыслительного (NT) типа, в группе женщин — вдвое больше лиц интуитивного эмоционального (NF) типа. Девушки оказались более экстравертированными (E), эмоциональными (F), с более развитой интуицией (N), и более спонтанными (P), чем юноши. Юноши же отличались мыслительностью (T) и планомерностью (J).

По данным Н. Герасимовой (1998), общительность женщин 20-25 лет значительно выше таковой  у мужчин того же возраста.

Распространенность  типов с акцентуацией характера по А. Е. Личко. На большом контингенте обследованных М. К. Омарова (2002) выявила, что у юношей достоверно чаще, чем у девушек, встречается эпилептоидный и гипертимный типы, а у девушек — лабильный и психастенический типы. Остальные типы представлены у тех и других практически одинаково (табл. 1.5).

  Таблица 1.5. Частота разных типов акцентуации  у юношей и девушек, проценты случаев

Тип акцентуации Юноши Девушки
Эпилептоидный 28,0 23,2
Гипертимный 9,9 7,2
Лабильный 7,1 11,5
Психастенический 3,3 9,0
Циклоидный 1,5 1,6
Астено-невротический 0,8 0,9
Сенситивный 0,9 1,2
Шизоидный 4,1 3,6
Истероидный 0,4 0,4
Неустойчивый 2,0 1,2
Смешанный 36,3 37,3
    1. Пол и функциональная асимметрия

Еще в древних  мифологиях и обрядах правая сторона  тела ассоциировалась с мужским  началом, а левая — с женским (В. В. Иванов, 1978). Конечно, эти представления  были наивными, и все же половые  различия в проявлении функциональной асимметрии были выявлены многими исследователями.

По данным М. П. Брайдена (M. P. Bryden, 1977), мужчины более склонны считать себя левшами, чем женщины. Однако самооценка не всегда совпадает с объективными данными. Показано, что леворукость у женщин связана с хорошими пространственными навыками, а у мужчин — с плохими.

Мужчины и женщины  различаются по билатеральной электрокожной  активности (M. Ketterer, B. Smith, 1977), по взаимосвязи разных форм асимметрии больших полушарий (R. E. Gur, R. С. Gur, 1977), латерализации эмоций (R. Alford, K. Alford, 1981; J. Borod, H. Caron, 1980; R. Graves et al., 1981; Е. Ladavas et al., 1980). Показано, что при осмыслении слов мужчины пользуются преимущественно левым полушарием, а женщины — обоими. По теории Г. Ленсделла (H. Lansdell, 1962), подтвержденной его собственными наблюдениями над больными эпилепсией и данными более поздних исследований, отделы мозга, отвечающие за пространственные и вербальные способности, у мужчин располагаются в противоположных полушариях, а у женщин приблизительно поровну в обоих полушариях. В связи с этим у мужчин поражение левого полушария ухудшает выполнение вербальных тестов, а поражение правого полушария — невербальных, у женщин успешность выполнения вербальных и невербальных тестов не зависит от того, какое полушарие повреждено. И если в результате несчастного случая повреждается левое полушарие, у женщин восстановление основных функций (за счет правого полушария) происходит быстрее, чем у мужчин.

Девочки распознают на ощупь предметы одинаково хорошо правой и левой рукой, между тем  как мальчики значительно лучше  распознают предметы, когда ощупывают  их левой рукой.

Д. Лейк и М. Брайден (D. Lake, M. Bryden, 1976) выявили, что правое ведущее ухо у мужчин встречается чаще, чем у женщин (соответственно в 73,6 % и 62,2 %). Однако ряд исследователей считают эти различия случайными.

Н. Гешвинд (N. Geschwind, 1978) полагает, что существует мозг мужской и мозг женский. Он утверждает, что тестостерон в период внутриутробного развития человека замедляет развитие левого полушария головного мозга. Следствием этого является увеличение у представителей мужского пола правого полушария. Таким образом, именно им на роду написано стать выдающимися музыкантами, художниками, математиками. Этот вывод вроде бы подтверждается данными В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман (2001): в массовой школе более успешны в начальных классах мальчики правополушарного типа («художники») и девочки левополушарного («мыслители»). Однако в гимназии, где в первом классе введен иностранный язык и предметы преподают разные учителя, у мальчиков картина обратная: более успешно учатся левополушарные, а не правополушарные.

По данным Д. Джианитрапани (D. Giannitrapani, 1981), у мужчин функциональная асимметрия мозга выражена сильнее, чем у женщин. Амплитудные характеристики альфа-ритма ЭЭГ у женщин в левом полушарии выражены слабее, чем в правом; у мужчин наблюдается обратная картина (W. Haynes, W. Moore, 1981). В. Ф. Коновалов и Н. А. Отмахова (1984) нашли, что межполушарная функциональная асимметрия (по ЭЭГ) у женщин при запечатлении различной информации выражена меньше, чем у мужчин. К сходным выводам при изучении функциональной асимметрии с помощью регистрации ЭЭГ пришли и другие исследователи (W. Ray et al., 1976; S. Trotman, G. Hummond, 1979; S. Warrenberg, R. Pagano, 1981).

Вообще, многие авторы отмечают, что выраженность функциональной асимметрии у женщин в целом ниже, чем у мужчин, и близка к таковой у амбидекстров и у лиц с семейной леворукостью (B. Jones, 1979; R. Kail, A. Siegel, 1978; J. MacGlone, 1980; S. Trotman, G. Hummond, 1979).

Однако такое  заключение выглядит слишком общим, не учитывающим всю сложность  такого явления, как функциональная асимметрия. Многое зависит от показателя, который принимался во внимание при  выявлении асимметрии: двигательный навык или двигательное качество, от того, какая система (двигательная, слуховая, зрительная) рассматривается. Например, по моим данным (Е. П. Ильин, 1958), различий между лицами мужского и  женского пола в степени выраженности асимметрии по силе рук нет.1 В одни возрастные периоды асимметрия может быть не намного больше у мужчин, а в другие периоды — у женщин.

Сопоставляя свои данные с данными других ученых, В. Ф. Коновалов и Н. А. Отмахова пришли к выводу, что левое полушарие  и у мужчин, и у женщин специализировано одинаково, а именно для аналитического, последовательного вербально-логического  мышления. Правое же полушарие у  мужчин более специализировано в  аналоговом, образном, пространственном мышлении, которое меньше представлено у женщин ввиду участия его  в речевом поведении. Другими  словами, заключают авторы, специализация  правого полушария у мужчин и  женщин различна.

Некоторые подробности  о половых различиях в проявлении функциональной асимметрии мозга можно  найти в книге С. Спрингера  и Г. Дейча (1982). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Евгений Павлович Ильин «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины»;

Информация о работе Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков