Понятие и теории мотивации в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание

Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности – одна из основных в психологии. Вряд ли найдется такая область психологии, которая не затрагивала бы мотивационного процесса.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава I. Понятие мотивации, мотивационный процесс 5
1.1. Понятие и сущность мотивации 5
1.2. Этапы мотивационного процесса 10
1.3. Индивидуальные особенности мотивации 16
Глава II. Теории мотивации в психологии 21
2.1 Представление о мотивах в психоанализе 21
2.2. Теория мотивации в гуманистической психологии 26
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 62.86 Кб (Скачать документ)

 

     

Содержание 

Введение 3

Глава I. Понятие мотивации, мотивационный процесс 5

1.1. Понятие и сущность мотивации 5

1.2. Этапы мотивационного процесса 10

1.3. Индивидуальные особенности мотивации 16

Глава II. Теории мотивации в психологии 21

2.1 Представление о мотивах в психоанализе 21

2.2. Теория мотивации в гуманистической психологии 26

Заключение 33

Список используемой литературы 35

 

     

     Введение

     Проблема  мотивации и мотивов поведения  в деятельности – одна из основных в психологии. Вряд ли найдется такая  область психологии, которая не затрагивала  бы мотивационного процесса.

     В настоящее время мотивация как  психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

     Путь  к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через  понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его  действий, можно попытаться разработать  эффективную систему форм и методов  управления им. Для этого нужно  знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены  в действие, как осуществляется мотивирование  людей.

     Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного  человека, причем диапазон их постоянно  растет.

     Более того, тот фактор, который сегодня  мотивирует конкретного человека к  интенсивному труду,  завтра может  способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует  механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда  он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.

     Эта тема была разработана такими известными психологами в отечественной  психологии как: И.П. Павлов, Д.И. Фельдштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и многими другими.

     В зарубежной психологии – это Д. Аткинсон, З. Фрейд – психоаналитическая теория, Голдштейн – теория роста, Ч. Дарвин – эволюционная теория, У. Доллард, К. Левин – теория ролей. Эриксон Э. – психогенетический подход (теория психодинамической ориентации), Шпангер Э., Маслоу А. – теория персонологической ориентации.

     Целью работы является изучение мотивации человека.

     В соответствии с целью можно выделить следующие задачи: рассмотреть понятие и сущность мотивации; описать этапы мотивационного процесса; изучить индивидуальные особенности мотивации; рассмотреть теории мотивации в психоанализе и гуманистической психологии.

      

 

     

     Глава I. Понятие мотивации, мотивационный процесс

     1.1. Понятие и сущность мотивации

     Термин  «мотив» – русифицированное французское  слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или  от латинского слова «moveo» – двигаю.

     Впервые слово “мотивация” употребил  А. Шопенгауэр в статье “Четыре принципа достаточной причины” (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. [11, 53]

     В лабораторных условиях проводились  опыты над животными, в которых  пытались выявить, при помощи раздражения  электрическим током отдельных  участков коры головного мозга, те участки  мозга, воздействие на которые, приводило  бы к активизации поведения животного  на удовлетворение своих биологических  потребностей.

     С помощью прямого раздражения  мозга электрическим током, через  заранее вживленные электроды, были найдены структуры, ответственные  за эмоции, потребности и действия. В результате подобного рода исследований было обнаружено, что потребности (жажда, голод и т.п.), эмоции (ярость, страх  и т.д.) и действие, как сложно организованные целенаправленные двигательные акты, репрезентированы в головном мозге, тесно связанными между собой, но самостоятельными нервными образованиями. Мотивационные и подкрепляющие (эмоционально положительные) системы разделены в мозге, хотя при самостимуляции наблюдается их одновременное возбуждение. Таким образом, существует различие механизмов потребностей и эмоций (о чем так же свидетельствует и фармологический анализ), хотя полный комплекс морфофизиологической организации поведения включает в себя помимо потребности и мотивации также и эмоции. [10, 46]

     Слабое  раздражение током приводит к  поисковому беспокойству. Происходит актуализация потребности. Система  структур, необходимых и достаточных для актуализации потребности более проста, содержит в себе меньшее число компонентов. Усиление интенсивности тока ведет к началу действия у мотивированного животного. Это происходит воздействие на систему, обеспечивающую целенаправленное мотивирование животного. Дальнейшее усиление тока ведет к активизации структур эмоционально положительного подкрепления и животное переходит к самораздражению, то есть произошло подключение и нервного аппарата эмоций.

     Этот  опыт показывает не только тесную взаимосвязь  между структурами, отвечающими  за активизацию потребности и  эмоционального фона удовлетворения этой потребности, но и то, а это наиболее важно для нас в данной работе, что мотивация, как сложная структура, представлена в коре головного мозга  самостоятельным нервным образованием.  [10, 52]

     Рассмотрим  теперь структуру возникновения  потребности и её актуализацию через  действие, ведущее к её удовлетворению, то есть как происходит мотивация  человека посредством следующей  схемы: нужда – потребность –  действие.

     Нужда, как свойство жизни, является не усматриваемым, а реальным онтологическим состоянием организма, выражающим необходимость  определенных изменений для своего носителя, а не для наблюдателя, то есть она всегда «нужда» для себя, а не только «нужда» для другого.

     Компонент нужды – благо – это то, в чем организм нуждается, и что  способно эту нужду устранить.

     Но  не все нужды живого организма  способны привести его в состояние  активности, направленной на их устранение. Для того, чтобы нужда была способной  вызвать какие бы то ни было активные процессы, должны существовать специальные  механизмы, способные эту нужду  обнаружить до того, как наступают  необратимые разрушительные ее последствия, то есть организм должен быть оснащен  средствами выявления нужды. Также  организм должен быть оснащен еще  и механизмами, способными обеспечивать его необходимыми благами.

     А.Н. Леонтьев указывает, что потребность представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. То есть потребность – это не только нужда, но и определенный закрепившийся (в фило-, и онтогенезе) способ ее удовлетворения. [5, 13]

     Собственно  потребность – это всегда потребность  в чем-то, что на психологическом  уровне потребности опосредованы психическим  отражением, и при том двояко. С одной стороны предметы, отвечающие потребностям субъекта, выступают перед  ним своими объективными сигнальными  признаками. С другой стороны –  сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и сами потребностные  состояния, в простейших случаях  – в результате действия интероцептивных  раздражителей. При этом важнейшее  изменение, характеризующее переход  на психологический уровень, состоит  в возникновении подвижных связей потребностей с отвечающими им предметами. Дело в том, что в самом потребностном  состоянии субъекта предмет, который  способен удовлетворить потребность, жестко «не записан». До своего первого  удовлетворения потребность «не  знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность  приобретает свою предметность, а  воспринимаемый предмет – свою побудительную  и направляющую деятельность функции, то есть становится мотивом.

     В.К. Вилюнас различает два аспекта вопроса о «первичности» и «вторичности» биологических и духовных потребностей: аспект временной последовательности их оформления как относительно самостоятельных в филогенезе и онтогенезе и аспект их структурно-функционального взаимоотношения. В первом аспекте биологические потребности действительно первичны: духовные окончательно оформляются несколько позже. Но зато во втором, наоборот, духовные потребности являются первичными, поскольку выполняют важнейшую смыслообразующую функцию человеческого сознания в регулировании поведения, в управлении потребностями (в том числе и биологическими), создавая при определенных условиях принципиальную возможность предпочесть духовные высшие потребности биологическим, пожертвовать последними и даже жизнью ради той из высших потребностей, которую человек считает смыслом своей жизни. [3, 87]

     И духовные, и биологические потребности  имеют как минимальный, жизненно необходимый для человека уровень удовлетворения, так и более высокие, жизненно не необходимые, например «эстетические», уровни. Последние являются, так сказать, роскошью для человека, они возникают только при наиболее благоприятных обстоятельствах жизни. Но было бы неверным считать, что человек может позволить удовлетворение духовных потребностей только после значительного или полного удовлетворения биологических. В минимальной степени те и другие, по-видимому, являются совершенно необходимыми для существования человека. Но их содержательная роль, их функция в жизни человека и в его деятельности совершенно различны. Те и другие одинаково важны в конечном счете, в масштабе всей жизнедеятельности человека, но в зависимости от конкретных обстоятельств, от ситуации эти потенциально одинаково существенные потребности актуально могут проявляться совершенно по-разному: в одних случаях духовные отодвигаются на задний план, уступая место биологическим, в других — биологические уступают место духовным, причем это может наблюдаться не только в узких ситуативных рамках, но и в более широких масштабах жизнедеятельности, на протяжении длительного времени.

     Неправомерно  также умозаключение по аналогии следующего вида: поскольку общественно-экономические факторы являются первичными по отношению к духовным, то и материально-биологические потребности являются первичными и определяющими по отношению к духовным. В этой формулировке принижается регулирующая роль человеческого сознания.

     Целеполагание, такая способность организма  активно преследовать цели средствами гибкого приспособления к ситуации, стала возможной благодаря наличию  плана предвосхищаемого будущего, так  как иначе, чем в этом плане, цель (в строгом смысле слова) просто не может быть задана.

     Таким образом, мотивационный аспект психического отражения касается движущих сил  и содержательной направленности психических  процессов. Возникновение целей  – есть основной феномен мотивации. [3, 89]

     Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и  целей. Напротив, их совпадение есть вторичное  явление: либо результат приобретения целью самостоятельно побудительной  силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели.

     В отличие от  целей, мотивы актуально  не осознаются субъектом: когда мы совершаем  те или иные  действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. (Правда, нам не трудно привести их мотивировку, но она вовсе не  всегда содержит в себе указание на их действительный мотив).

Информация о работе Понятие и теории мотивации в психологии