Понятие и теории мотивации в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание

Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности – одна из основных в психологии. Вряд ли найдется такая область психологии, которая не затрагивала бы мотивационного процесса.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава I. Понятие мотивации, мотивационный процесс 5
1.1. Понятие и сущность мотивации 5
1.2. Этапы мотивационного процесса 10
1.3. Индивидуальные особенности мотивации 16
Глава II. Теории мотивации в психологии 21
2.1 Представление о мотивах в психоанализе 21
2.2. Теория мотивации в гуманистической психологии 26
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 62.86 Кб (Скачать документ)
>     Объект  означает любого человека, предмет  в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Действия, ведущие  к инстинктивному удовлетворению, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивидуумы способны откладывать разрядку энергии инстинкта  на продолжительные отрезки времени. [5, 52]

     Практически любой поведенческий процесс  в психоаналитической теории может  быть описан в терминах: привязки, или  направления энергии на объект (катексис); препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис). 

     Примером  катексиса может служить эмоциональная  привязанность к другим людям, (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами.

     Антикатексис  проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между  выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.

     Наконец, стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое  требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным  образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые  предстоит преодолеть человеку в  поисках конкретной цели. [12, 78]

     Ключом  к пониманию динамики энергии  инстинктов и её выражения в выборе объектов является понятие смещенной  активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене  поведенческой активности. Смещенная  активность имеет место тогда, когда  по каким-то причинам выбор нужного  объекта для удовлетворения инстинкта  невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте.

     Фрейд считал, что многие социально-психологические  феномены можно понять в контексте  смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. [12, 102] Например, социализацию ребенка можно частично объяснить как результат последовательного смещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом расовые предрассудки и войны могут быть объяснены смещением агрессивных побуждений. Согласно Фрейду, все устройство современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.

     2.2. Теория мотивации в гуманистической психологии

     Еще одно направление исследований личности известно как «третья сила», наряду с психоаналитической теорией и  бихевиоризмом, и называется «Теория  роста» или (в отечественной психологии)  это направление получило название «гуманистическая психология». Это  направление представлено такими психологами, как Маслоу, Роджерс и Голдштейн. Теория роста подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению. [7,25]

     Создатель теории самоактуализации Курт Голдштейн  развивал это представление: будучи нейрофизиологом, занимающимся в основном пациентами с поврежденным мозгом, он рассматривал самоактуализацию как  фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь  как позитивные, так и негативные  последствия для индивидуума. Голдштейн  писал, что «организм управляется  тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире». Голдштейн  утверждает, что ослабление напряжения является сильным побуждением  только у больных организмов. Для  здорового организма первичной  целью является «формирование определенного  уровня напряжения, такого, который  сделает возможной дальнейшую упорядоченную  деятельность». Такое влечение, как  голод, - это особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешение ищется для того, чтобы возвратить организм к оптимальному состоянию  для дальнейшего выражения его  способностей. Однако лишь в ненормальных случаях это влечение становится слишком настоятельным. Голдштейн  утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы, такие  как любопытство или желание  игры, вызывают это. По Голдштейну, успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и  шока. Здоровый самоактуализирующийся  организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации ради использования своих возможностей. Для Голдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страданий. Голдштейн писал, что способности организма определяют его потребности. [7,34]

     Несмотря  на то, что Маслоу был последователем Голдштейна, его представления, однако, существенно отличаются от первых разработок Голдштейна в данном направлении, хотя и сохраняют общую концепцию. Маслоу начал исследовать самоактуализацию более формализовано, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые  казались ему наиболее душевно здоровыми  и творческими, тех, кто казался  ему в высшей степени самоактуализированными, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Маслоу утверждает, что более резонно  строить обобщения относительно человеческой природы, изучая лучших ее представителей, каких только удается  найти, а не каталогизируя трудности  и ошибки средних и невротических  индивидуумов. [6, 77]

     Маслоу  определяет невроз и психологическую  неприспособленность как «болезни лишенности», то есть считает, что они  вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей. Примерами  фундаментальных потребностей могут  служить физиологические потребности, такие как голод, жажда или  потребность во сне. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет, в конце концов, к болезни, которая  может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи  всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения различен в различных  обществах, но никогда фундаментальные  потребности не могут полностью  игнорироваться. Для сохранения здоровья должны удовлетворяться также и  определенные психологические потребности. Маслоу перечисляет следующие фундаментальные  потребности: потребность в безопасности, обеспеченности и стабильности; потребность в любви и чувстве принадлежности; потребность в самоуважении и уважении и других. Кроме того, каждый индивидуум имеет потребности роста, то есть потребности развивать свои задатки и способности и потребность в самоактуализации. Таким образом Маслоу, изучая лучших представителей человеческого рода, косвенно изучал тех индивидуумов, у которых удовлетворены все вышеперечисленные фундаментальные потребности. [6, 82]

     Маслоу  предположил, что все потребности  врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности: 

        потребности самоактуали-зации: реализация потенциала        
      Потребности самоуважения: значение, компетентность      
    Потребности принадлежности и любви: присоединение и принятие    
  Потребности безопасности: долговременное выживание  и стабильность  
Физиологические потребности: голод, жажда и т.д.
 

     В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек  осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

     Ключевым  моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности  никогда не бывают удовлетворены  по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

  • физиологические - 85%,
  • безопасность и защита - 70%,
  • любовь и принадлежность - 50%,
  • самоуважение - 40%,
  • самоактуализация - 10%. 

           Если потребности  более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены. [6, 89]

     Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план. [6, 93]

     Потребности безопасности и защиты. Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

     Другое  проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными  обстоятельствами - такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание, общественные беспорядки и т.д. [6, 94]

     Потребности принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся установить отношения  привязанности с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола.

     Маслоу  определил два вида любви у  взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Эта любовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти. [6, 95]

     Потребности самоуважения. Когда потребность  любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень  ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. Здесь человеку необходимо знать, что то, что он делает, признается и оценивается.

     Удовлетворение  потребностей самоуважения порождает  чувство уверенности, достоинство  и осознание того, что вы полезны  и необходимы. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается. [6, 97]

     Потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал  самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования  своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е.  самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы.  Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

     Так же тормозное влияние на процесс  самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно  «способствующее» общество, в котором  можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно.

Информация о работе Понятие и теории мотивации в психологии