Понятие и теории мотивации в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание

Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности – одна из основных в психологии. Вряд ли найдется такая область психологии, которая не затрагивала бы мотивационного процесса.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава I. Понятие мотивации, мотивационный процесс 5
1.1. Понятие и сущность мотивации 5
1.2. Этапы мотивационного процесса 10
1.3. Индивидуальные особенности мотивации 16
Глава II. Теории мотивации в психологии 21
2.1 Представление о мотивах в психоанализе 21
2.2. Теория мотивации в гуманистической психологии 26
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 62.86 Кб (Скачать документ)

     Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние оказываемое потребностями  безопасности. Дети воспитанные в  безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.  [6, 100]  

     В дополнение к своей иерархической  концепции мотивации Маслоу выделил  две глобальные категории мотивов  человека:

     дефицитные  мотивы

     мотивы  роста.

     Первые  направлены на удовлетворение дефицитарных состояний, например, голод, холод опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения.

     В отличии от дефицитных  мотивов мотивы роста  имеют отдаленные цели. Их функция состоит в обогащении и расширении жизненного опыта. К ним можно отнести: целостность, совершенство, активность, красота, доброта, уникальность, истина, честь, реальность и т.д.

 

     

     Заключение

     Итак, в результате проведенных теоретических  исследований, на основе анализа различных  теорий по изучению мотивации, можно  заключить, что мотивационная сфера  человека очень сложна и неоднородна.

     Мотивация человека, с одной стороны, имеет  много общего с мотивацией животных, в части удовлетворения своих  биологических потребностей. Но, с  другой стороны, имеется ряд специфических  особенностей, присущих только человеку, что так же необходимо учитывать  при изучении именно человеческой мотивационной  сферы. Нельзя умалять влияния ни той, ни другой части мотивационной  сферы человека, на систему мотивационной  направленности личности в целом, так  как это может привести к искажению  целостного понимания данного вопроса.

     Структура мотивационной сферы человека в  процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой  сложный процесс, происходящий как  под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних  факторов окружающей его среды.  Поэтому большое внимание в работе уделено и индивидуальным различиям, так как сформировавшаяся система мотивации человека оказывает большое влияние не только на его поведенческие особенности, но и, как динамическая характеристика личности, на структуру личности человека в целом. Определяет общую направленность личности, стремления человека, его жизненный путь, и профессиональную деятельность.

     В современной психологии в настоящее  время существует множество различных  теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать  диаметрально противоположными. Сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех упомянутых выше теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.

 

     Список  используемой литературы

  1. Азаров В. Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стилей действования // Вопросы психологии. 1988.  № 3. С. 132-137.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.,1976.
  3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1982.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.
  7. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 т. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
  8. Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: Прогресс, 1972.
  9. Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов. - М. ВЛАДОС, 1995.
  10. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественные основы общей психологии. – М.,1987.
  11. Словарь практического психолога /сост. С.Ю.Головин. - М.,1997.
  12. Фрейд З., Буллит У. Т. В. Вильсон. Психологическое исследование. - М.: ИГ «Прогресс», 1999.
  13. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986.
  14. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб, 2001.
  15. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М., 2000
  16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - Спб., 1997.
  17. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация. М. - Воронеж, 1998.

Информация о работе Понятие и теории мотивации в психологии