Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:57, реферат
Перед педагогикой встал вопрос – каким должен быть процесс передачи и получения знаний, как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования личности. теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие научной дисциплины - дидактики.
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didacticos – поучающий и didasko – изучающий. Этот термин ввел немецкий педагог В.Ратке (1571-1635). Под дидактикой он понимал дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методологических основ обучения.
1.Понятие о дидактике, ее историческое развитие. Вклад Я.А.Коменского в становление дидактики как науки. Вклад зарубежных и отечественных ученых в разработку дидактики.
2.Процесс обучения и его основные компоненты: понятие преподавания и ученья;
3.Основные дидактические категории; знания, умения, навыки; взаимосвязь дидактики и конкретных методик. Методологическая основа процесса обучения.
4. Система дидактических принципов, их взаимосвязь, реализация в учебном процессе. Принципы, разработанные Коменским и Ушин
Реферат
" Понятие о
дидактике, ее историческое
развитие. Процесс
обучения и его
основные компоненты"
1.Понятие
о дидактике, ее историческое
развитие. Вклад Я.А.Коменского в
становление дидактики как
2.Процесс
обучения и его основные
3.Основные
дидактические категории;
4. Система
дидактических принципов, их взаимосвязь,
реализация в учебном процессе. Принципы,
разработанные Коменским и Ушинским.
Перед педагогикой встал вопрос – каким должен быть процесс передачи и получения знаний, как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования личности. теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие научной дисциплины - дидактики.
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didacticos – поучающий и didasko – изучающий. Этот термин ввел немецкий педагог В.Ратке (1571-1635). Под дидактикой он понимал дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методологических основ обучения.
Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Ян Амос Коменский (1595-1670) – чешский выдающийся философ-гуманист, лингвист, историк. В 1632 он написал свою «Великую дидактику», которая в 1633-1638 гг. перевели с чешского на латинский. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему». Эта капитальная работа вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохраняет свое научное значение до настоящего времени.
Большой вклад в развитие дидактики внесли Песталоцци, Ушинский, Острогорский. Так, К. Ушинский в своих педагогических трудах, отличающихся глубиной и оригинальностью, рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он считал, что обучение должно строиться на основе учета возрастных и педагогических особенностей развития детей. К.Ушинский выделял такие важнейшие принципы обучения, как посильность, последовательность, наглядность, осмысленность, прочность, повторение, системность. Большое внимание ученый уделял уроку и методам обучения. Критикуя рутину в проведении уроков и учитывая быструю утомляемость детей, К. Ушинский рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов обучения.
Дидактические
идеи К. Ушинского развивали
такие его последователи, как
П. Коптерев, В. Бехтерев, В. Водовозов,
Н. Левицкий. Они создали методическую
систему первоначального
В Украине А. Духнович написал такие замечательные дидактические труды, как "Книжица читальная для начинающих", "Краткий землепис для молодых русинов", "Народная педагогия" и др. Автором ряда учебников был Б. Гринченко, среди которых наиболее известный — "Украинська граматика до науки читання i писания".
Во
второй половине XIX в. в Западной
Европе были известны работы
по дидактике немецкого
В
начале XX в. мировая дидактика
развивалась на основе
Достойный
вклад в развитие дидактики
в 50-60-х годах внес В.
В
50-80-х годах в дидактику
Большое
значение для разработки
Современная дидактика стремится выйти на мировые позиции. Она изучает новые технологии, формы и методы обучения.
Как
и каждая наука, дидактика
Обучение
— путь получения знаний, процесс
овладения знаниям передачи и
усвоения знаний, умений и навыков,
а также способов
Учение
— система познавательных
Преподавание
— деятельность педагога по
управлению учебной (
Активная
познавательная деятельность —
характерная черта учебной
Содержание
образования — один из
Знания
— это целостная система
Навыки — это упрочившиеся, доведенные до автоматизма способ1 выполнения действий. В дидактике рассматривают навыки интеллектуальные (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), практически' (трудовые) и учебные (работа с компьютером, чертежами, измерительными приборами, справочной литературой и др.).
умения — это возможность успешного осознанного выполнения действий на основе приобретенных знаний и навыков для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями. К умениям относятся, например, трудовые умения, умение решать математические задачи, чертить чертежи, а также логические и другие умения.
Методологической основой процесса обучения в современной дидактике является научная теория познания, которая предполагает единство исторического и логического в педагогических процессах, методологический анализ дидактических понятий и т. п.
Процесс познания идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике. Усваивая знания, обучаемые познают объективный мир. С этой точки зрения усвоение знаний является разновидностью познания. А это значит, что закономерности познания имеют Для учебного процесса методологическое значение. В дидактике выделяют следующие закономерности процесса обучения :
1. Процесс
обучения обусловлен
2. Процесс
обучения является основной
3. Процесс
обучения зависит от реальных
учебных и возрастных
4. Процесс
обучения закономерно зависит
от материальных условий
5. Закономерной является и руководящая роль преподавателя при сознательной активности познавательной деятельности обучаемых.
Таким
образом, специфика процесса
Как и процесс научного познания, процесс обучения сложен и противоречив. Его движущими силами являются внутренние противоречия — источники развития и совершенствования:
- между
постоянно возрастающими
- между
познавательными задачами, которые
выдвигаются процессом
- между
преподаванием и учением,
Существует ряд условий, при которых возникающие противоречия становятся движущими силами учебного процесса:
а) раскрытие значимости знаний для обучаемого и для общества в целом;
б) определение
преподавателями
в) умелая организация познавательной деятельности студентов; концентрация внимания на главном.
Процесс обучения имеет свою логику движения: от незнания — к знанию, от знания неполного — к знанию полному.
Естественнонаучной
основой процесса обучения
Процесс
обучения выполняет три
Образовательная
функция — основная, определяющая.
Главное назначение обучения
— вооружение знаниями, формирование
специальных и общенаучных
Воспитательная
функция предполагает решение
основных задач в процессе
учения, формирование мировоззрения,
духовных, нравственных, трудовых, эстетических
представлений, убеждений,