Понятие о дидактике, ее историческое развитие. Процесс обучения и его основные компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:57, реферат

Описание

Перед педагогикой встал вопрос – каким должен быть процесс передачи и получения знаний, как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования личности. теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие научной дисциплины - дидактики.
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didacticos – поучающий и didasko – изучающий. Этот термин ввел немецкий педагог В.Ратке (1571-1635). Под дидактикой он понимал дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методологических основ обучения.

Содержание

1.Понятие о дидактике, ее историческое развитие. Вклад Я.А.Коменского в становление дидактики как науки. Вклад зарубежных и отечественных ученых в разработку дидактики.
2.Процесс обучения и его основные компоненты: понятие преподавания и ученья;
3.Основные дидактические категории; знания, умения, навыки; взаимосвязь дидактики и конкретных методик. Методологическая основа процесса обучения.
4. Система дидактических принципов, их взаимосвязь, реализация в учебном процессе. Принципы, разработанные Коменским и Ушин

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

Реферат " Понятие о  дидактике, ее историческое развитие. Процесс  обучения и его  основные компоненты" 

1.Понятие  о дидактике, ее историческое  развитие. Вклад Я.А.Коменского в  становление дидактики как науки.  Вклад зарубежных и отечественных  ученых в разработку дидактики.

2.Процесс  обучения и его основные компоненты: понятие преподавания и ученья;

3.Основные  дидактические категории; знания, умения, навыки; взаимосвязь дидактики  и конкретных методик. Методологическая  основа процесса обучения.

4. Система  дидактических принципов, их взаимосвязь, реализация в учебном процессе. Принципы, разработанные Коменским и Ушинским. 

Перед педагогикой встал вопрос – каким  должен быть процесс передачи и получения  знаний, как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования личности. теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие научной дисциплины - дидактики.

Термин  «дидактика» происходит от греческих  слов didacticos – поучающий и didasko –  изучающий. Этот термин ввел немецкий педагог В.Ратке (1571-1635). Под дидактикой он понимал дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методологических основ обучения.

Фундаментальную научную разработку дидактики впервые  осуществил Ян Амос Коменский (1595-1670) –  чешский выдающийся философ-гуманист, лингвист, историк. В 1632 он написал свою «Великую дидактику», которая в 1633-1638 гг. перевели с чешского на латинский. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему». Эта капитальная работа вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохраняет свое научное значение до настоящего времени.

Большой вклад в развитие дидактики внесли Песталоцци, Ушинский, Острогорский. Так, К. Ушинский в своих педагогических трудах, отличающихся глубиной и оригинальностью, рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он считал, что обучение должно строиться на основе учета возрастных и педагогических особенностей развития детей. К.Ушинский выделял такие важнейшие принципы обучения, как посильность, последовательность, наглядность, осмысленность, прочность, повторение, системность. Большое внимание ученый уделял уроку и методам обучения. Критикуя рутину в проведении уроков и учитывая быструю утомляемость детей, К. Ушинский рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов обучения. 

 Дидактические  идеи К. Ушинского развивали  такие его последователи, как  П. Коптерев, В. Бехтерев, В. Водовозов,  Н. Левицкий. Они создали методическую  систему первоначального обучения, равной которой не было в  мировой педагогике.  

 В  Украине А. Духнович написал такие замечательные дидактические труды, как "Книжица читальная для начинающих", "Краткий землепис для молодых русинов", "Народная педагогия" и др. Автором ряда учебников был Б. Гринченко, среди которых наиболее известный — "Украинська граматика до науки читання i писания".   

 Во  второй половине XIX в. в Западной  Европе были известны работы  по дидактике немецкого педагога, общественного деятеля Ф. Дистервега. Он, как и К. Ушинский, выдвигал  прогрессивные дидактические идеи  и выступал за народную школу.  

 В  начале XX в. мировая дидактика  развивалась на основе прагматизма.  Американский философ, психолог  и педагог Дж. Дьюи создал педагогическую  теорию педоцентризма (руководство  практическим опытом на основе  детской и учительской самодеятельности). Его называют также основателем деятельностного подхода в обучении. 

 Достойный  вклад в развитие дидактики  в 50-60-х годах внес В. Сухомлинский. В своих трудах он показал  образцы дидактического подхода  к обучению. Особое внимание он  уделял идее умственного развития Детей, а также индивидуальному подходу как в ходе учения, так и в практической деятельности.   

 В  50-80-х годах в дидактику внесли  свой вклад такие известные  теоретики, как М. Скаткин, М.  Данилов, Ю. Бабанский, Л. Занков, в Украине — С. Чавдаров, В. Памагайба, А. Алексюк, В. Онищук, И. Федоренко и др.  

 Большое  значение для разработки проблем  дидактики имеет практическая  деятельность учителей-новаторов,  участников движения "педагогики  сотрудничества", таких как И.  Волков, Е. Ильин, С. Лысенкова, В. Шаталов, Н. Гузик и др. 

Современная дидактика стремится выйти на мировые позиции. Она изучает  новые технологии, формы и методы обучения.  

 Как  и каждая наука, дидактика состоит  из понятий, среди которых выделяют  такие основные, как "обучение", "познавательная деятельность", "учение", "преподавание" и др. Рассмотрим некоторые из них.  

 Обучение  — путь получения знаний, процесс  овладения знаниям передачи и  усвоения знаний, умений и навыков,  а также способов познавательной  деятельности. В процессе обучения реализуются цели образования. Это процесс двусторонний, осуществляемый преподавателем и обучающимися в их взаимодействии. Обучение всегда носит воспитательный характер, поскольку в его процессе формируется мировоззрение, развиваются познавательные способности, мышление, память, творчество, инициатива, самостоятельность и др.  

 Учение  — система познавательных действий  обучаемого, направленная на решение  учебно-воспитательных задач. Это  сложный процесс овладения знаниями, умениями и навыками.  

 Преподавание  — деятельность педагога по  управлению учебной (познавательной) деятельностью обучающихся, направленная  на усвоение ими учебного материала.   

 Активная  познавательная деятельность —  характерная черта учебной деятельности. В ней выражается интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, живое участие обучающегося в процессе обучения, в выполнении индивидуальных и общих заданий, его интерес к деятельности преподавателя и сокурсников. Активность в познавательной деятельности ведет к формированию важных личностных качеств, которые способствуют развитию личности в целом.  

 Содержание  образования — один из компонентов  процесса обучения. Это система  научных знаний, умений и навыков,  овладение которыми обеспечивает  всестороннее развитие умственных способностей обучающихся, формирование мировоззрения, моральных качеств и поведения, осознание своего долга и ответственности, подготовку к трудовой деятельности.  

 Знания  — это целостная система научных  понятий о законах развития  природы, общества и мышления, накопленных человечеством в процессе активной преобразующей деятельности, направленной на дальней шее познание и изменение объективного мира.  

 Навыки  — это упрочившиеся, доведенные  до автоматизма способ1 выполнения  действий. В дидактике рассматривают навыки интеллектуальные (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), практически' (трудовые) и учебные (работа с компьютером, чертежами, измерительными приборами, справочной литературой и др.).

умения  — это возможность успешного  осознанного выполнения действий на основе приобретенных знаний и навыков для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями. К умениям относятся, например, трудовые умения, умение решать математические задачи, чертить чертежи, а также логические и другие умения.

Методологической  основой процесса обучения в современной  дидактике является научная теория познания, которая предполагает единство исторического и логического  в педагогических процессах, методологический анализ дидактических понятий и  т. п. 

 Процесс познания идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике. Усваивая знания, обучаемые познают объективный мир. С этой точки зрения усвоение знаний является разновидностью познания. А это значит, что закономерности познания имеют Для учебного процесса методологическое значение. В дидактике выделяют следующие закономерности процесса обучения :

1. Процесс  обучения обусловлен потребностями  общества в образованных и  всесторонне развитых людях, которые  продолжат развитие прогресса  и возрождение украинского государства.

2. Процесс  обучения является основной частью  комплексного учеб но-воспитательного  процесса учебного заведения;  он являете единственным и  закономерным; его учебно-информативная,  вое питательная и развивающая  функции закономерно представляют собой единое целое.

3. Процесс  обучения зависит от реальных  учебных и возрастных особенностей  обучаемых.

4. Процесс  обучения закономерно зависит  от материальных условий учебного  заведения (помещения, финансирования  и др.).

5. Закономерной является и руководящая роль преподавателя при сознательной активности познавательной деятельности обучаемых.  

 Таким  образом, специфика процесса обучения  состоит в том, что обучение  протекает под руководством педагога; источниками знаний являются  не только излагаемый преподавателем материал, но и книги, средства массовой информации (фильмы, радио- и телепередачи, газеты, журналы), практические и лабораторные занятия; обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном и систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль; практика является средством совершенствования знаний и источником новых знаний; в единстве с обучением и на его основе формируются научное мировоззрение и нравственные принципы обучающихся; развиваются умственные способности; теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный характер.  

 Как  и процесс научного познания, процесс обучения сложен и  противоречив. Его движущими силами являются внутренние противоречия — источники развития и совершенствования:

- между  постоянно возрастающими требованиями  общества к образованию, которые  диктуются социально-экономическим  прогрессом, и возможностями процесса  обучения в данных условиях. Это  противоречие — важнейший источник совершенствования самого учебного процесса, содержания образования, форм и методов обучения;

- между  познавательными задачами, которые  выдвигаются процессом обучения, и уровнем знаний, умений, умственного  развития обучаемых (между знанием и незнанием);

- между  преподаванием и учением, требующим  самостоятельности и активности  обучаемых. 

Существует  ряд условий, при которых возникающие  противоречия становятся движущими  силами учебного процесса:

а) раскрытие  значимости знаний для обучаемого и для общества в целом;

б) определение  преподавателями познавательного  уровня, интеллекта обучаемых;

в) умелая организация познавательной деятельности студентов; концентрация внимания на главном.   

 Процесс  обучения имеет свою логику  движения: от незнания — к знанию, от знания неполного — к знанию полному.  

 Естественнонаучной  основой процесса обучения является  учение 0 высшей нервной деятельности  человека. Для дидактики особое  значение имеет учение о пластичности  нервной системы, динамическом стереотипе, сигнальных системах. Учение о типах высшей нервной деятельности дает педагогу возможность индивидуализировать процесс обучения, а знание закономерностей движения основных нервных процессов (возбуждения и торможения) — правильно организовывать его.  

 Процесс  обучения выполняет три основные  функции: образовательную, воспитательную  и развивающую. 

 Образовательная  функция — основная, определяющая. Главное назначение обучения  — вооружение знаниями, формирование  специальных и общенаучных умений  и навыков. С философской точки зрения знание — это результат познания действительности в виде фактов, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука. Знания непрерывно обновляются, их объем быстро растет. Требования к знаниям: полнота, систематичность, осознанность, действенность.  

 Воспитательная  функция предполагает решение  основных задач в процессе  учения, формирование мировоззрения,  духовных, нравственных, трудовых, эстетических  представлений, убеждений, взглядов, идей и т. п. 

Информация о работе Понятие о дидактике, ее историческое развитие. Процесс обучения и его основные компоненты