Развивающая 
функция обеспечивает процесс создания 
личности, Развивает ее восприятие, мышление, 
волевую, эмоциональную и мотивационную 
сферы.  
 Эти 
функции взаимосвязаны и взаимодействуют 
в процессе комплексного планирования 
и решения задач образования, 
воспитания и развития личности обучаемого 
с использованием разнообразных форм, 
методов и средств обучения.  
 Процесс 
обучения как совместная деятельность 
педагога и обучающихся подразделяется 
на два взаимосвязанных процесса: 
преподавание как деятельность 
педагога и учение как деятельность обучаемого. 
Преподавание состоит из нескольких слагаемых: 
знания педагогом своего предмета; умения 
организовывать учебно-воспитательный 
процесс; знания современных методов и 
средств обучения и др. Руководящая деятельность 
преподавателя включает ряд структурных 
элементов: составление календарно-тематических 
планов, организацию учебной работы стимулирование 
внимания и интереса к предмету; контроль 
и внесение изменений в организацию обучения 
с последующим анализом результатов учения, 
общение. Последнее оказывает сильное 
влияние на мотивацию учения, создание 
эмоционально-психологического климата 
в учебном коллективе.  
 Учение 
— активный познавательный процесс, 
в котором проявляются и формируются 
умственные силы обучаемого, моральные 
и волевые черты его характера, свойства 
личности и темперамента.  
 Преподавание 
и учение — две стороны единого 
учебно-воспитательного процесса 
в любом учебно-воспитательном 
учреждении. Нельзя осуществлять 
преподавательскую деятельность 
без ориентации на деятельность 
обучаемых, на то, как они усваивают знания, 
насколько активны в процессе обучения.
  
 Существует 
несколько подходов к организации 
усвоения знаний Среди них 
выделяют рефлекторно-ассоциативную 
теорию и теорию поэтапного 
формирования умственных действий. 
Первую рассматривают известные психологи 
Н. Менчинская и Д. Богоявленский, которые, 
подчеркивая значение самостоятельного 
поиска определения понятий и способов 
решения новых задач, рекомендуют аналитико-синтетическую 
деятельность, при которой сравнения, 
ассоциации, обобщения достигаются на 
основе конкретных данных. Они предлагают 
такую утвердившуюся в отечественной 
дидактике структуру процесса усвоения 
знаний.
1) восприятие 
— отображение в сознании человека 
отдельных свойств предметов 
и явлений, действующих в данный 
момент на органы чувств;
2) понимание 
(осмысление) — установление связей 
между предметами и явлениями, 
процессами, выяснение их строения, 
состава, назначения, вскрытие причин 
явлений или событий, т. е. 
анализ, синтез, сравнение и т. 
п.;
3) обобщение 
предполагает выделение и объединение 
существенных черт предметов и явлений 
действительности, изучаемых в данный 
период;
4) закрепление 
обеспечивает прочное запоминание, 
углубляет и расширяет знания, 
развивает учебно-познавательные 
умения и навыки;
5) применение 
— умение использовать полученные 
знания на практике в учебном 
процессе и жизни. 
 Естественно, 
все описанные элементы усвоения 
существуют не изолированно, они 
не являются навсегда предопределенными. 
Возможны случаи, когда усвоение 
учебного материала начинается с решения 
проблемы, которое ведет от практического 
применения к теоретическому обоснованию, 
пониманию и осмыслению, т. е. последовательность 
и мера применения элементов усвоения 
зависят от задач обучения, специфики 
содержания, возможностей студента и пути, 
избранного педагогом. 
 Характерной 
чертой рефлекторно-ассоциативной 
теории обучения, базирующейся на 
основных закономерностях условно-рефлекторной 
деятельности головного мозга, 
является особое внимание, направленное 
на активизацию познавательной деятельности 
и умственное развитие обучаемых, на формирование 
у них самостоятельного и творческого 
мышления на основе принципов сознательности, 
активности, последовательности и других, 
которые с точки зрения рассматриваемой 
концепции необходимы для продуктивного 
обучения. 
 Теорию 
поэтапного формирования умственных 
действий представляют такие 
ученые-психологи, как А. Леонтьев, 
П. Гальперин, Д. Эльконин, Н. 
Талызина и др. По их мнению, 
высокая эффективность подготовки 
специалиста (возможно, и учащихся) 
обеспечивается прежде всего полнотой 
ориентировки обучаемых в осваиваемом 
действии, чего нет при традиционном обучении. 
Кроме того, высокая эффективность данной 
теории заключается в том, что она задает 
строгую целенаправленность и последовательность 
обучения. Согласно теории поэтапного 
формирования умственных действий овладение 
новыми знаниями, навыками и умениями 
проходит несколько этапов: 
 I этап 
— формирование мотивационной 
основы действия (предварительное 
ознакомление с действиями и 
условиями их выполнения); 
 И 
этап — формирование действий 
в материальной форме с развертыванием 
всех операций, которые в них 
входят; 
 III этап 
— формирование деятельности 
с использованием внешней Речи, 
т. е. выполняя какое-то действие, 
обучаемые проговаривают, что они 
будут делать дальше;
IV этап 
— формирование действия во 
внутренней речи;  
 V этап 
— переход действий в обобщенные 
процессы мышления, что позволяет 
выполнять их безошибочно, самостоятельно 
и качественно  
 Последний 
этап наглядно показывает различие 
рассмотрении теорий; при традиционном 
обучении знание является результатом 
предварительного заучивания, запоминания 
и затем применения, а при по этапном формировании 
умственных действий знание приобретается 
в процессе самой деятельности (но специально 
организованной), и в результате оно переходит 
в обобщенные процессы мышления.  
 Обе 
рассмотренные теории имеют много 
положительного, но у них есть 
и отрицательные стороны. Поэтому 
преподавателю следует творчески 
подходить к использованию рассмотренных 
концептуальных положений.  
 Составляющими 
процесса обучения являются следующие 
компоненты (по Ю. Бабанскому): целевой, 
стимулирующе-мотивационный, содержательный, 
операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, 
оценочно-результативный. Они отражают 
развитие взаимодействия педагогов и 
обучаемых в учебном процессе.  
 Так, 
целевой компонент представляет 
собой осознание педагогами и 
принятие целей и задач изучения 
темы или учебного предмета 
в целом.  
 Стимулирующе-мотивационный 
компонент предполагает стимулирование 
педагогом у обучаемых интереса к занятиям, 
потребности в решении поставленных учебно-воспитательных 
задач, развитие мотивов учения и познавательной 
активной деятельности обучаемых.  
 Содержательный 
компонент определяется учебным 
планом, государственными учебными программами 
и учебниками по данному предмету.  
 Операционно-деятельностный 
компонент непосредственно отражает 
процессуальную сущность обучения. 
Он реализуется посредством определенных 
методов, средств и форм организации 
преподавания и учения.  
 Контрольно-регулировочный 
компонент предполагает осуществление 
контроля со стороны преподавателя 
за ходом решения поставленных 
задач и самоконтроля обучающихся 
за правильностью учебных действий, 
результатов учения. Обратная связь 
в течение занятий помогает регулировать, 
корректировать учебный процесс.
Оценочно-результативный 
компонент предполагает оценку знании 
обучаемых, самооценку ими достигнутых 
в процессе обучения результатов 
согласно поставленным задачам, проектирование 
новых задач, восполнение пробелов 
в знаниях и умениях. 
 Все 
компоненты учебного процесса 
закономерно взаимосвязаны. Так, 
цель определяет его содержание. 
Цель и содержание требуют 
определенных форм, методов и 
средств стимулирования и организации 
обучения. По ходу обучения необходим 
контроль. Все компоненты процесса обучения 
в совокупности обеспечивают конечный 
результат — приобретение знаний, умений, 
навыков.  
   
 Система 
дидактических принципов, их взаимосвязь, 
реализация в учебном процессе. 
Принципы, разработанные Коменским 
и Ушинским. 
 Принцип 
(от лат. prmcipium — основа, первоначало) 
— это руководящая идея, основное 
правило или требование к деятельности.
 
 Принципом 
обучения называют исходные требования 
к процессу обучения, вытекающие 
из закономерностей его эффективной 
организации. В современной дидактике 
выделяют следующие принципы:
- гуманистическая 
целенаправленность (обучение и 
воспитание всесторонне развитой 
личности с учетом ее индивидуальности 
и социальных условий);
- связь 
с жизнью, с задачами, которые 
решают общество, коллектив, личность 
в их единстве;
- сотрудничество 
преподавателя и студента, семьи 
и общественности, трудового (студенческого) 
коллектива в достижении намеченных 
задач обучения и воспитания;
- научность 
в организации обучения (разработка 
целей, отбор содержания, выбор методов 
и форм организации обучения, разработка 
новых технологий обучения);
- наглядность, 
единство абстрактного и конкретного, 
материально-предметного, наглядно-образного, 
словесно-знакового и др.;
- доступность 
в обучении, единство научного и 
эмпирического, учет индивидуальных уровней 
развития творческих способностей обучающихся;
- прочность, 
систематичность и последовательность 
в реализации содержания и 
использования новых технологий, 
методов, форм организации на 
разных этапах обучения;
- сознательное 
и активное отношение учащейся молодежи 
к обучению при руководящей роли преподавателя;
- сочетание 
различных форм, методов и средств 
обучения
в зависимости 
от задач и содержания;
— создание 
необходимых условий для обучения.
  
 Эти 
принципы в совокупности обеспечивают 
эффективность процесса обучения.  
 Как 
и сама дидактика, ее принципы 
находятся в постоянном совершенствовании.
Фундаментальную 
научную разработку дидактических 
принципов впервые осуществил Ян 
Амос Коменский (1595-1670) – чешский 
выдающийся философ-гуманист, лингвист, 
историк. В 1632 он написал свою «Великую 
дидактику», которая в 1633-1638 гг. перевели 
с чешского на латинский. Под дидактикой 
Коменский понимал «всеобщее искусство 
учить всех всему». Эта капитальная работа 
вошла в историю как выдающееся достижение 
мировой педагогики и сохраняет свое научное 
значение до настоящего времени.
Будучи 
проповедником и одновременно учителем 
Коменский много занимался самообразованием, 
изучая педагогическое наследие Древнего 
мира, произведения гуманистов эпохи Возрождения 
(Т.Мор, Т.Кампанелла), обобщая все положительное, 
что было достигнуто его предшественниками 
и современниками в области методики обучения. 
В результате он создал стройную педагогическую 
систему, прогрессивную по своему основному 
содержанию. Дидактику он трактовал как 
теорию образования и обучения и как теорию 
воспитания. Именно Коменским была высказана 
мысль о непрерывности образования. Он 
разработал систему дошкольного и школьного 
обучения и воспитания. Говорил о том, 
что в каждом государстве должны быть 
высшие школы для молодежи от 18 до 24 лет 
«школы зрелого возраста, в которых преподает 
сама жизнь». Его дидактика построена 
на принципе целесообразности и природосообразности. 
Его девиз: никакого насилия над человеком. 
Он был убежден, что «академические работы 
будут продвигаться вперед легче и успешнее, 
если каждый посвятит себя тому виду занятий, 
к которому его предназначила природа». 
Многие дидактические принципы и положения 
Коменского вошли в современную теорию 
обучения.