Понятие о дидактике, ее историческое развитие. Процесс обучения и его основные компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:57, реферат

Описание

Перед педагогикой встал вопрос – каким должен быть процесс передачи и получения знаний, как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования личности. теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие научной дисциплины - дидактики.
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didacticos – поучающий и didasko – изучающий. Этот термин ввел немецкий педагог В.Ратке (1571-1635). Под дидактикой он понимал дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методологических основ обучения.

Содержание

1.Понятие о дидактике, ее историческое развитие. Вклад Я.А.Коменского в становление дидактики как науки. Вклад зарубежных и отечественных ученых в разработку дидактики.
2.Процесс обучения и его основные компоненты: понятие преподавания и ученья;
3.Основные дидактические категории; знания, умения, навыки; взаимосвязь дидактики и конкретных методик. Методологическая основа процесса обучения.
4. Система дидактических принципов, их взаимосвязь, реализация в учебном процессе. Принципы, разработанные Коменским и Ушин

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

 Развивающая функция обеспечивает процесс создания личности, Развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.  

 Эти  функции взаимосвязаны и взаимодействуют  в процессе комплексного планирования  и решения задач образования,  воспитания и развития личности обучаемого с использованием разнообразных форм, методов и средств обучения.  

 Процесс  обучения как совместная деятельность  педагога и обучающихся подразделяется  на два взаимосвязанных процесса: преподавание как деятельность  педагога и учение как деятельность обучаемого. Преподавание состоит из нескольких слагаемых: знания педагогом своего предмета; умения организовывать учебно-воспитательный процесс; знания современных методов и средств обучения и др. Руководящая деятельность преподавателя включает ряд структурных элементов: составление календарно-тематических планов, организацию учебной работы стимулирование внимания и интереса к предмету; контроль и внесение изменений в организацию обучения с последующим анализом результатов учения, общение. Последнее оказывает сильное влияние на мотивацию учения, создание эмоционально-психологического климата в учебном коллективе.  

 Учение  — активный познавательный процесс,  в котором проявляются и формируются  умственные силы обучаемого, моральные  и волевые черты его характера, свойства личности и темперамента.  

 Преподавание  и учение — две стороны единого  учебно-воспитательного процесса  в любом учебно-воспитательном  учреждении. Нельзя осуществлять  преподавательскую деятельность  без ориентации на деятельность обучаемых, на то, как они усваивают знания, насколько активны в процессе обучения.   

 Существует  несколько подходов к организации  усвоения знаний Среди них  выделяют рефлекторно-ассоциативную  теорию и теорию поэтапного  формирования умственных действий. Первую рассматривают известные психологи Н. Менчинская и Д. Богоявленский, которые, подчеркивая значение самостоятельного поиска определения понятий и способов решения новых задач, рекомендуют аналитико-синтетическую деятельность, при которой сравнения, ассоциации, обобщения достигаются на основе конкретных данных. Они предлагают такую утвердившуюся в отечественной дидактике структуру процесса усвоения знаний.

1) восприятие  — отображение в сознании человека  отдельных свойств предметов  и явлений, действующих в данный момент на органы чувств;

2) понимание  (осмысление) — установление связей  между предметами и явлениями,  процессами, выяснение их строения, состава, назначения, вскрытие причин  явлений или событий, т. е.  анализ, синтез, сравнение и т.  п.;

3) обобщение предполагает выделение и объединение существенных черт предметов и явлений действительности, изучаемых в данный период;

4) закрепление  обеспечивает прочное запоминание,  углубляет и расширяет знания, развивает учебно-познавательные  умения и навыки;

5) применение  — умение использовать полученные  знания на практике в учебном  процессе и жизни. 

 Естественно,  все описанные элементы усвоения  существуют не изолированно, они  не являются навсегда предопределенными.  Возможны случаи, когда усвоение  учебного материала начинается с решения проблемы, которое ведет от практического применения к теоретическому обоснованию, пониманию и осмыслению, т. е. последовательность и мера применения элементов усвоения зависят от задач обучения, специфики содержания, возможностей студента и пути, избранного педагогом. 

 Характерной  чертой рефлекторно-ассоциативной  теории обучения, базирующейся на  основных закономерностях условно-рефлекторной  деятельности головного мозга,  является особое внимание, направленное  на активизацию познавательной деятельности и умственное развитие обучаемых, на формирование у них самостоятельного и творческого мышления на основе принципов сознательности, активности, последовательности и других, которые с точки зрения рассматриваемой концепции необходимы для продуктивного обучения. 

 Теорию  поэтапного формирования умственных  действий представляют такие  ученые-психологи, как А. Леонтьев, П. Гальперин, Д. Эльконин, Н.  Талызина и др. По их мнению, высокая эффективность подготовки  специалиста (возможно, и учащихся) обеспечивается прежде всего полнотой ориентировки обучаемых в осваиваемом действии, чего нет при традиционном обучении. Кроме того, высокая эффективность данной теории заключается в том, что она задает строгую целенаправленность и последовательность обучения. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий овладение новыми знаниями, навыками и умениями проходит несколько этапов: 

I этап  — формирование мотивационной  основы действия (предварительное  ознакомление с действиями и  условиями их выполнения); 

 И  этап — формирование действий  в материальной форме с развертыванием  всех операций, которые в них  входят; 

III этап  — формирование деятельности  с использованием внешней Речи, т. е. выполняя какое-то действие, обучаемые проговаривают, что они будут делать дальше;

IV этап  — формирование действия во  внутренней речи;  

V этап  — переход действий в обобщенные  процессы мышления, что позволяет  выполнять их безошибочно, самостоятельно  и качественно  

 Последний  этап наглядно показывает различие  рассмотрении теорий; при традиционном обучении знание является результатом предварительного заучивания, запоминания и затем применения, а при по этапном формировании умственных действий знание приобретается в процессе самой деятельности (но специально организованной), и в результате оно переходит в обобщенные процессы мышления.  

 Обе  рассмотренные теории имеют много  положительного, но у них есть  и отрицательные стороны. Поэтому  преподавателю следует творчески  подходить к использованию рассмотренных  концептуальных положений.  

 Составляющими  процесса обучения являются следующие  компоненты (по Ю. Бабанскому): целевой,  стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Они отражают  развитие взаимодействия педагогов и обучаемых в учебном процессе.  

 Так,  целевой компонент представляет  собой осознание педагогами и  принятие целей и задач изучения  темы или учебного предмета  в целом.  

 Стимулирующе-мотивационный  компонент предполагает стимулирование педагогом у обучаемых интереса к занятиям, потребности в решении поставленных учебно-воспитательных задач, развитие мотивов учения и познавательной активной деятельности обучаемых.  

 Содержательный  компонент определяется учебным  планом, государственными учебными программами и учебниками по данному предмету.  

 Операционно-деятельностный  компонент непосредственно отражает  процессуальную сущность обучения. Он реализуется посредством определенных  методов, средств и форм организации  преподавания и учения.  

 Контрольно-регулировочный  компонент предполагает осуществление  контроля со стороны преподавателя  за ходом решения поставленных  задач и самоконтроля обучающихся  за правильностью учебных действий, результатов учения. Обратная связь  в течение занятий помогает регулировать, корректировать учебный процесс.

Оценочно-результативный компонент предполагает оценку знании обучаемых, самооценку ими достигнутых  в процессе обучения результатов  согласно поставленным задачам, проектирование новых задач, восполнение пробелов в знаниях и умениях. 

 Все  компоненты учебного процесса  закономерно взаимосвязаны. Так,  цель определяет его содержание. Цель и содержание требуют  определенных форм, методов и  средств стимулирования и организации  обучения. По ходу обучения необходим контроль. Все компоненты процесса обучения в совокупности обеспечивают конечный результат — приобретение знаний, умений, навыков.  

   

 Система  дидактических принципов, их взаимосвязь,  реализация в учебном процессе. Принципы, разработанные Коменским  и Ушинским. 

 Принцип  (от лат. prmcipium — основа, первоначало)  — это руководящая идея, основное  правило или требование к деятельности.  

 Принципом  обучения называют исходные требования  к процессу обучения, вытекающие  из закономерностей его эффективной  организации. В современной дидактике выделяют следующие принципы:

- гуманистическая  целенаправленность (обучение и  воспитание всесторонне развитой  личности с учетом ее индивидуальности  и социальных условий);

- связь  с жизнью, с задачами, которые  решают общество, коллектив, личность в их единстве;

- сотрудничество  преподавателя и студента, семьи  и общественности, трудового (студенческого)  коллектива в достижении намеченных  задач обучения и воспитания;

- научность  в организации обучения (разработка  целей, отбор содержания, выбор методов и форм организации обучения, разработка новых технологий обучения);

- наглядность,  единство абстрактного и конкретного,  материально-предметного, наглядно-образного,  словесно-знакового и др.;

- доступность  в обучении, единство научного и эмпирического, учет индивидуальных уровней развития творческих способностей обучающихся;

- прочность,  систематичность и последовательность  в реализации содержания и  использования новых технологий, методов, форм организации на  разных этапах обучения;

- сознательное и активное отношение учащейся молодежи к обучению при руководящей роли преподавателя;

- сочетание  различных форм, методов и средств  обучения

в зависимости  от задач и содержания;

— создание необходимых условий для обучения.   

 Эти  принципы в совокупности обеспечивают эффективность процесса обучения.  

 Как  и сама дидактика, ее принципы  находятся в постоянном совершенствовании.

Фундаментальную научную разработку дидактических  принципов впервые осуществил Ян Амос Коменский (1595-1670) – чешский  выдающийся философ-гуманист, лингвист, историк. В 1632 он написал свою «Великую дидактику», которая в 1633-1638 гг. перевели с чешского на латинский. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему». Эта капитальная работа вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохраняет свое научное значение до настоящего времени.

Будучи  проповедником и одновременно учителем Коменский много занимался самообразованием, изучая педагогическое наследие Древнего мира, произведения гуманистов эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла), обобщая все положительное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в области методики обучения. В результате он создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему основному содержанию. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Именно Коменским была высказана мысль о непрерывности образования. Он разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания. Говорил о том, что в каждом государстве должны быть высшие школы для молодежи от 18 до 24 лет «школы зрелого возраста, в которых преподает сама жизнь». Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности. Его девиз: никакого насилия над человеком. Он был убежден, что «академические работы будут продвигаться вперед легче и успешнее, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому его предназначила природа». Многие дидактические принципы и положения Коменского вошли в современную теорию обучения.

Информация о работе Понятие о дидактике, ее историческое развитие. Процесс обучения и его основные компоненты