Развивающая
функция обеспечивает процесс создания
личности, Развивает ее восприятие, мышление,
волевую, эмоциональную и мотивационную
сферы.
Эти
функции взаимосвязаны и взаимодействуют
в процессе комплексного планирования
и решения задач образования,
воспитания и развития личности обучаемого
с использованием разнообразных форм,
методов и средств обучения.
Процесс
обучения как совместная деятельность
педагога и обучающихся подразделяется
на два взаимосвязанных процесса:
преподавание как деятельность
педагога и учение как деятельность обучаемого.
Преподавание состоит из нескольких слагаемых:
знания педагогом своего предмета; умения
организовывать учебно-воспитательный
процесс; знания современных методов и
средств обучения и др. Руководящая деятельность
преподавателя включает ряд структурных
элементов: составление календарно-тематических
планов, организацию учебной работы стимулирование
внимания и интереса к предмету; контроль
и внесение изменений в организацию обучения
с последующим анализом результатов учения,
общение. Последнее оказывает сильное
влияние на мотивацию учения, создание
эмоционально-психологического климата
в учебном коллективе.
Учение
— активный познавательный процесс,
в котором проявляются и формируются
умственные силы обучаемого, моральные
и волевые черты его характера, свойства
личности и темперамента.
Преподавание
и учение — две стороны единого
учебно-воспитательного процесса
в любом учебно-воспитательном
учреждении. Нельзя осуществлять
преподавательскую деятельность
без ориентации на деятельность
обучаемых, на то, как они усваивают знания,
насколько активны в процессе обучения.
Существует
несколько подходов к организации
усвоения знаний Среди них
выделяют рефлекторно-ассоциативную
теорию и теорию поэтапного
формирования умственных действий.
Первую рассматривают известные психологи
Н. Менчинская и Д. Богоявленский, которые,
подчеркивая значение самостоятельного
поиска определения понятий и способов
решения новых задач, рекомендуют аналитико-синтетическую
деятельность, при которой сравнения,
ассоциации, обобщения достигаются на
основе конкретных данных. Они предлагают
такую утвердившуюся в отечественной
дидактике структуру процесса усвоения
знаний.
1) восприятие
— отображение в сознании человека
отдельных свойств предметов
и явлений, действующих в данный
момент на органы чувств;
2) понимание
(осмысление) — установление связей
между предметами и явлениями,
процессами, выяснение их строения,
состава, назначения, вскрытие причин
явлений или событий, т. е.
анализ, синтез, сравнение и т.
п.;
3) обобщение
предполагает выделение и объединение
существенных черт предметов и явлений
действительности, изучаемых в данный
период;
4) закрепление
обеспечивает прочное запоминание,
углубляет и расширяет знания,
развивает учебно-познавательные
умения и навыки;
5) применение
— умение использовать полученные
знания на практике в учебном
процессе и жизни.
Естественно,
все описанные элементы усвоения
существуют не изолированно, они
не являются навсегда предопределенными.
Возможны случаи, когда усвоение
учебного материала начинается с решения
проблемы, которое ведет от практического
применения к теоретическому обоснованию,
пониманию и осмыслению, т. е. последовательность
и мера применения элементов усвоения
зависят от задач обучения, специфики
содержания, возможностей студента и пути,
избранного педагогом.
Характерной
чертой рефлекторно-ассоциативной
теории обучения, базирующейся на
основных закономерностях условно-рефлекторной
деятельности головного мозга,
является особое внимание, направленное
на активизацию познавательной деятельности
и умственное развитие обучаемых, на формирование
у них самостоятельного и творческого
мышления на основе принципов сознательности,
активности, последовательности и других,
которые с точки зрения рассматриваемой
концепции необходимы для продуктивного
обучения.
Теорию
поэтапного формирования умственных
действий представляют такие
ученые-психологи, как А. Леонтьев,
П. Гальперин, Д. Эльконин, Н.
Талызина и др. По их мнению,
высокая эффективность подготовки
специалиста (возможно, и учащихся)
обеспечивается прежде всего полнотой
ориентировки обучаемых в осваиваемом
действии, чего нет при традиционном обучении.
Кроме того, высокая эффективность данной
теории заключается в том, что она задает
строгую целенаправленность и последовательность
обучения. Согласно теории поэтапного
формирования умственных действий овладение
новыми знаниями, навыками и умениями
проходит несколько этапов:
I этап
— формирование мотивационной
основы действия (предварительное
ознакомление с действиями и
условиями их выполнения);
И
этап — формирование действий
в материальной форме с развертыванием
всех операций, которые в них
входят;
III этап
— формирование деятельности
с использованием внешней Речи,
т. е. выполняя какое-то действие,
обучаемые проговаривают, что они
будут делать дальше;
IV этап
— формирование действия во
внутренней речи;
V этап
— переход действий в обобщенные
процессы мышления, что позволяет
выполнять их безошибочно, самостоятельно
и качественно
Последний
этап наглядно показывает различие
рассмотрении теорий; при традиционном
обучении знание является результатом
предварительного заучивания, запоминания
и затем применения, а при по этапном формировании
умственных действий знание приобретается
в процессе самой деятельности (но специально
организованной), и в результате оно переходит
в обобщенные процессы мышления.
Обе
рассмотренные теории имеют много
положительного, но у них есть
и отрицательные стороны. Поэтому
преподавателю следует творчески
подходить к использованию рассмотренных
концептуальных положений.
Составляющими
процесса обучения являются следующие
компоненты (по Ю. Бабанскому): целевой,
стимулирующе-мотивационный, содержательный,
операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный,
оценочно-результативный. Они отражают
развитие взаимодействия педагогов и
обучаемых в учебном процессе.
Так,
целевой компонент представляет
собой осознание педагогами и
принятие целей и задач изучения
темы или учебного предмета
в целом.
Стимулирующе-мотивационный
компонент предполагает стимулирование
педагогом у обучаемых интереса к занятиям,
потребности в решении поставленных учебно-воспитательных
задач, развитие мотивов учения и познавательной
активной деятельности обучаемых.
Содержательный
компонент определяется учебным
планом, государственными учебными программами
и учебниками по данному предмету.
Операционно-деятельностный
компонент непосредственно отражает
процессуальную сущность обучения.
Он реализуется посредством определенных
методов, средств и форм организации
преподавания и учения.
Контрольно-регулировочный
компонент предполагает осуществление
контроля со стороны преподавателя
за ходом решения поставленных
задач и самоконтроля обучающихся
за правильностью учебных действий,
результатов учения. Обратная связь
в течение занятий помогает регулировать,
корректировать учебный процесс.
Оценочно-результативный
компонент предполагает оценку знании
обучаемых, самооценку ими достигнутых
в процессе обучения результатов
согласно поставленным задачам, проектирование
новых задач, восполнение пробелов
в знаниях и умениях.
Все
компоненты учебного процесса
закономерно взаимосвязаны. Так,
цель определяет его содержание.
Цель и содержание требуют
определенных форм, методов и
средств стимулирования и организации
обучения. По ходу обучения необходим
контроль. Все компоненты процесса обучения
в совокупности обеспечивают конечный
результат — приобретение знаний, умений,
навыков.
Система
дидактических принципов, их взаимосвязь,
реализация в учебном процессе.
Принципы, разработанные Коменским
и Ушинским.
Принцип
(от лат. prmcipium — основа, первоначало)
— это руководящая идея, основное
правило или требование к деятельности.
Принципом
обучения называют исходные требования
к процессу обучения, вытекающие
из закономерностей его эффективной
организации. В современной дидактике
выделяют следующие принципы:
- гуманистическая
целенаправленность (обучение и
воспитание всесторонне развитой
личности с учетом ее индивидуальности
и социальных условий);
- связь
с жизнью, с задачами, которые
решают общество, коллектив, личность
в их единстве;
- сотрудничество
преподавателя и студента, семьи
и общественности, трудового (студенческого)
коллектива в достижении намеченных
задач обучения и воспитания;
- научность
в организации обучения (разработка
целей, отбор содержания, выбор методов
и форм организации обучения, разработка
новых технологий обучения);
- наглядность,
единство абстрактного и конкретного,
материально-предметного, наглядно-образного,
словесно-знакового и др.;
- доступность
в обучении, единство научного и
эмпирического, учет индивидуальных уровней
развития творческих способностей обучающихся;
- прочность,
систематичность и последовательность
в реализации содержания и
использования новых технологий,
методов, форм организации на
разных этапах обучения;
- сознательное
и активное отношение учащейся молодежи
к обучению при руководящей роли преподавателя;
- сочетание
различных форм, методов и средств
обучения
в зависимости
от задач и содержания;
— создание
необходимых условий для обучения.
Эти
принципы в совокупности обеспечивают
эффективность процесса обучения.
Как
и сама дидактика, ее принципы
находятся в постоянном совершенствовании.
Фундаментальную
научную разработку дидактических
принципов впервые осуществил Ян
Амос Коменский (1595-1670) – чешский
выдающийся философ-гуманист, лингвист,
историк. В 1632 он написал свою «Великую
дидактику», которая в 1633-1638 гг. перевели
с чешского на латинский. Под дидактикой
Коменский понимал «всеобщее искусство
учить всех всему». Эта капитальная работа
вошла в историю как выдающееся достижение
мировой педагогики и сохраняет свое научное
значение до настоящего времени.
Будучи
проповедником и одновременно учителем
Коменский много занимался самообразованием,
изучая педагогическое наследие Древнего
мира, произведения гуманистов эпохи Возрождения
(Т.Мор, Т.Кампанелла), обобщая все положительное,
что было достигнуто его предшественниками
и современниками в области методики обучения.
В результате он создал стройную педагогическую
систему, прогрессивную по своему основному
содержанию. Дидактику он трактовал как
теорию образования и обучения и как теорию
воспитания. Именно Коменским была высказана
мысль о непрерывности образования. Он
разработал систему дошкольного и школьного
обучения и воспитания. Говорил о том,
что в каждом государстве должны быть
высшие школы для молодежи от 18 до 24 лет
«школы зрелого возраста, в которых преподает
сама жизнь». Его дидактика построена
на принципе целесообразности и природосообразности.
Его девиз: никакого насилия над человеком.
Он был убежден, что «академические работы
будут продвигаться вперед легче и успешнее,
если каждый посвятит себя тому виду занятий,
к которому его предназначила природа».
Многие дидактические принципы и положения
Коменского вошли в современную теорию
обучения.