Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:25, контрольная работа
К специалисту в области сервиса предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения.
Умение слышать и слушать является по существу одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов по туризму.
Введение 3
I.Понятие слушания 4
II.Слушание как элемент речевой коммуникации 6
III.Основные виды слушания 7
IV.Техники слушания 8
V.Приемы слушания 12
VI.Совершенствование навыков слушания 15
Заключение 18
Список литературы 19
Содержание
Введение
I.Понятие слушания
II.Слушание как элемент речевой коммуникации 6
III.Основные виды слушания
IV.Техники слушания
V.Приемы слушания
VI.Совершенствование навыков слушания 15
Заключение
Список литературы
Введение
К специалисту в области
сервиса предъявляются
Умение слышать и слушать является по существу одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов по туризму.
Специалист в области туризма должен в совершенстве владеть различными видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, т.е., чувствовать себя вполне уверенно в деловой сферах общения.
Стремлением познать сущность, природу человеческого общения одержимы не только лингвисты, но и психологи, социологи, философы. На стыке наук существуют такие направления, как психолингвистика, паралингвистика, социолингвистика, этнолингвистика.
Несмотря на такой широкий интерес к проблемам речевого общения, отечественных учебников и учебных пособий по основам речевой коммуникации для специальностей в сфере сервиса и туризма практически нет. Есть немало книг, посвященных деловому общению, но их авторами являются, как правило, либо психологи, либо специалисты в области управления. На мой взгляд, в этих изданиях факторы языка и речи отодвинуты на второй план.
В современной лингвистической
литературе слушание представляется -
разновидность речевой
Слушание - это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи. Рассматриваемая разновидность речевой деятельности сопутствует человеку с самых первых лет его становления. Именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, усваивает и механизмы порождения речи. Без слушания невозможно общение в повседневной жизни, невозможно усвоение информации как в школе, так и за ее пределами.
В основе слушания лежит активный мыслительный процесс: слушающий одновременно воспринимает звучащий текст и производит смысловую обработку. Результатом слушания, т. е. смысловой обработки воспринятого текста, является понимание услышанного.
Понять воспринятый на слух текст - это значит установить и раскрыть связи и отношения между фактами, явлениями, событиями, о которых идёт речь в тексте.
Как показали исследования, специальное обучение слушанию благотворно влияет на развитие речевого слуха, речевой памяти, на формирование устной речи, в частности ее выразительности, на усвоение норм произношения и правописания1.
Выделяют фонематический слух способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Фонема (греч. звук) минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.
Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы.
Неречевой слух способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах.
Речевой слух способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов2.
Слушание, которое в методической литературе называют также аудированием.
Термин аудирование был введен в литературу американским психологом Брауном. Аудирование это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность, связанную со слуховым восприятием звучащей речи, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др.
Характеризуя сущность восприятия
(слухового и зрительного) надо строго
различать два понятия: восприятие
процесс выделения
В процессе слушания необходимо различать два аспекта:
1) слух как физиологическую характеристику
2) слушание как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию.
Умение слушать — одно из основных умений, которое развивает курс речевой коммуникации. Это умение очень важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека.
Слушание — это элемент речевой коммуникации, который в наибольшей степени достоин того, чтобы уделить ему внимание.
Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов.
I. Объективные факторы:
1) шумы и помехи;
2) акустические характеристики помещения;
3) микроклимат в помещении
(температура, влажность и т.п.
II. Субъективные факторы:
1) пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);
2) тип нервной системы
человека, его темперамент (
3) интеллектуальные способности, которые можно разделить на три группы:
Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:
Таким образом, развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей.
Существует два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.
При нерефлексивном слушании
можно значительно облегчить
общение с собеседником, поскольку,
что даже незначительный знак внимания
побуждает продолжать разговор, а
нейтральные фразы снимают
Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:
Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Особенно важно умение слушать для руководителей.
Как правило, при деловом общении одного нерефлексивного слушания недостаточно, поэтому нужно всегда помнить, что оно представляет собой лишь первый этап овладения техникой слушания. Второй этап – это рефлексивное слушание.
Рефлексивное слушание –
вид слушания, который предполагает,
помимо вслушивания в смысл
Рефлексивное слушание предполагает
использование следующих
В качестве средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие:
Рассмотрим подробно перечисленные умения.
Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Процесс концентрации складывается из следующих стадий:
Концентрация требует определенных усилий. Слушатель способен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Это преимущество во времени должно быть использовано им, чтобы продумать, взвесить и резюмировать то, что говорит оратор. Концентрация требует постоянного, а не периодического внимания. Некоторые слушают внимательно какое-то время, затем на несколько минут отвлекаются на другое, затем снова обращаются к слушанию.
Умение концентрироваться — основное условие эффективного слушания. Оно предполагает серьезное отношение к слушанию, желание работать над улучшением навыков и постоянное внимание к говорящему. Следовательно, концентрация — это не пассивный, а активный творческий процесс, требующий больших усилий.
Знание процесса создания и композиции речи может помочь при развитии навыков слушания. Перечислим некоторые приемы, которыми необходимо пользоваться, чтобы научиться слушать рационально.
1. Определить цель речи.
О цели своей речи может сказать сам оратор во вступлении. Как правило, выделяются три основных вида речей в зависимости от цели: