Понятие слушания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:25, контрольная работа

Описание

К специалисту в области сервиса предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения.
Умение слышать и слушать является по существу одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов по туризму.

Содержание

Введение 3
I.Понятие слушания 4
II.Слушание как элемент речевой коммуникации 6
III.Основные виды слушания 7
IV.Техники слушания 8
V.Приемы слушания 12
VI.Совершенствование навыков слушания 15
Заключение 18
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

«Социальная психология в туризме».docx

— 47.67 Кб (Скачать документ)
  • убеждающая — речь, которая требует адекватного доказательства и логического рассуждения;
  • информационная — речь, которая должна содержать зрелые суждения и точные факты;
  • развлекательная — речь, включающая юмор и отличающаяся хорошим вкусом.

2. Определить композицию речи.

При слушании важно умение понимать, как оратор развивает и  ограничивает тему, как раскрывает основную мысль, определяет технические  термины, дает пояснения.

3. Определить главную тему речи. Это помогает держать речь в фокусе.

4. Определить главные идеи оратора.

Идеи выступающего развивают главную тему. Поняв главные идеи, слушатель будет знать, что искать в речи.

5. Определить формы аргументации.

При слушании важно отмечать, как приводятся доказательства, какие  типы и сколько их используется. Следует определить формы иллюстрирования: примеры, аналогии, статистика, цитирование  и т.д. Это помогает понять идею и  способ доказательства.

6. Определить формы резюмирования и заключительных выводов.

Полезно фиксировать, как  оратор в заключении резюмирует свои идеи и связывает их с главной  темой. Это помогает получить целостное  и связное представление о  речи.

Умение слушать критически можно развить, если постараться соблюдать следующие принципы критического слушания:

1. Связывайте то, что говорит  выступающий, со своим собственным опытом. Когда вы слушаете, поток мыслей будет проникать в ваш ум, что должно будет стимулировать вас слушать конструктивно Вы можете соглашаться с оратором в некоторых моментах, так как у вас есть подобный опыт, и наоборот. Вы можете откладывать свое решение, пока не получите дальнейшие сведения. Учитывая эти соотношения, вы научитесь мыслить конструктивно.

2. Резюмируйте и систематизируйте  то, что услышали. Опережайте оратора  и старайтесь предугадать, как  он будет развивать главную  тему.

3. Анализируйте и оценивайте  то, что услышали. Слушайте разборчиво. Во-первых, анализируйте идеи говорящего, постоянно возвращаясь к их отправной точке, подтексту и доказательствам. Затем взвешивайте утверждения оратора, с тем чтобы: 1) проверить адекватность доказательств, 2) проверить весомость объяснений, 3) определить истинную цель оратора.

Соблюдая принципы критического слушания, можно использовать следующие  критерии:

Критерии критического слушания

1. Адекватность данных.

Здесь следует найти ответы на вопросы: исходят ли данные из надежных источников? Точно ли они отражают то, о чем говорит оратор? Достаточно ли их для подтверждения выводов?

2. Весомость аргументации.

Здесь следует найти ответы на вопросы: вытекают ли выводы оратора  логически из его посылок? Соблюдает  ли оратор правила логической аргументации?

3. Истинная цель оратора.

Постарайтесь различать  субъективный и объективный материал, пропаганду и факты, догматические  утверждения и хорошо обоснованные доводы. Постарайтесь понять, чувствуете ли вы какую-либо пропагандистскую технику, манипуляцию речью.

Когда вы завершите такой  анализ, вы сможете оценить речь в ее единстве. Если речь содержит что-то ценное, вы усвоите это для себя, и наоборот, если речь была «скрытым убеждающим средством», вы будете знать, что вас не смогли вовлечь в  нее.

Запись помогает сконцентрироваться при слушании, дает материал для  обзора и возможность возвращения  к услышанному. Однако если навыки конспектирования недостаточно развиты и сами по себе требуют определенных усилий, то запись может осложнить процесс слушания. Развитию навыков конспектирования способствует соблюдение принципов рационального конспектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Приемы слушания

 

Можно выделить следующие  приемы слушания:

1. Глухое молчание (видимое  отсутствие реакции).

2. Поддакивание.

3. «Эхо-реакция» — повторение  последнего слова собеседника.

4. «Зеркало» — повторение  последней фразы собеседника  с изменением порядка слов.

5. «Парафраз» — передача  содержания высказывания партнера  другими словами.

6. Побуждение.

7. Уточняющие вопросы.

8. Наводящие вопросы.

9. Оценки, советы.

10.Продолжение (когда слушатель  вклинивается в речь и пытается  завершить фразу, подсказывает  слова).

11. Эмоции.

12. Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или  относящиеся лишь формально).

13.Логические следствия  из высказываний партнера, например  предположения о причине события.

14. «Хамовитые реакции».

15. Расспрашивание (задает  вопрос за вопросом, не объясняя  цели).

16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова  внимания, не слушает, игнорирует  партнера, его слова).

 Обычно в слушании  проявляются 3 такта: поддержка;  уяснение;  комментирование. 

Во время поддержки  основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции  слушателя на этом этапе — молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное  «сопровождение».

В процессе уяснения цели: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие  вопросы, делается парафраз.

При комментировании слушатель  высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии4.

Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания  информации, которую хочет донести  до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Приемы активного слушания работают только тогда, когда  учитывают  ситуацию, содержание разговора и  эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять  только в тех случаях, когда ваш  партнер как минимум равен  вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в  состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш  собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно —  успокоиться, прийти в состояние  нормального самоконтроля, только после  этого с ним можно общаться на равных. В таких случаях эффективно работает так называемое пассивное  слушание.

В этом случае важно просто слушать человека, просто давать ему  понять, что он не один, что вы его  слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют  так называемые «угу-реакции».

Дело в том, что эмоциональное  состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, снова падает и т.д. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать»  маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится и, почувствовав это, вы можете уже общаться с ним  нормально.

Каждый человек хочет, чтобы его поняли, разделили с  ним те чувства и переживания, которые он испытывает. Поэтому главное  состоит в понимании чувств собеседника  и сопереживании ему. А секрет хорошего слушания состоит в том, чтобы дать другому человеку облегчение, открыть ему новые пути для  понимания самого себя.

Таким образом, эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное  состояние собеседника и разделять  его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают. Правила эмпатического слушания:

1. Необходимо настроиться  на слушание: на время забыть  о своих проблемах, освободить  душу от собственных переживаний  и постараться отстраниться от  готовых установок и предубеждений  относительно собеседника. Только  в этом случае вы можете  понять то, что чувствует ваш  собеседник, «увидеть» его эмоции.

2. В своей реакции на  слова партнера вы должны в  точности отразить переживание,  чувство, эмоцию, стоящие за его  высказыванием, но сделать это  так, чтобы продемонстрировать  собеседнику, что его чувство  не только правильно понято, но  и принято вами.

3. Необходимо держать  паузу. После вашего ответа  собеседнику обычно надо помолчать,  подумать. Помните, что это время  принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.

4. Необходимо помнить,  что эмпатическое слушание —  не интерпретация скрытых от  собеседника тайных мотивов его  поведения. Надо только отразить  чувство партнера, но не объяснять  ему причину возникновения у  него этого чувства.

5. В тех случаях, когда  партнер возбужден, когда беседа  складывается таким образом, что  партнер говорит «не закрывая  рта», а ваша беседа носит уже  достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать  развернутыми фразами, достаточно  просто поддерживать партнера  междометиями, короткими фразами,  кивать головой или же повторять  его последние слова.

6. Методику эмпатического  слушания имеет смысл применять  только в том случае, когда  человек сам хочет поделиться  какими-то переживаниями.

В деловом мире умение слушать  особенно важно, поскольку это один из важнейших принципов ведения  деловых бесед, коммерческих и политических переговоров. Неумение слушать своего партнера или клиента чате всего приводит к потере имиджа и денег. Однако если вы покажете ему, что вы заинтересованный слушатель, это будет самым приятным комплиментом. Слушать - значит платить вниманием и заинтересованностью в обмен на информацию и понимание5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Совершенствование навыков слушания

 

Слуховая способность  человека, является физиологической  характеристикой.

Чтобы научиться слушать  эффективно, необходимо оценить то полезное, что можно извлечь для  себя при прослушивании устного  выступления, то есть определить цели, в соответствии с которыми рекомендуется его слушать.

1. Получение информации. Среднестатистический гражданин узнает новости, главным образом слушая радио, телевизор, беседуя с близкими. Особую роль играет слушание в работе ученых (например, опросы населения), деловых людей, журналистов (различного рода интервью).

2. Развлечение. Развлечение, получение удовольствия — это одно из основных желаний человека, помогающее ему отвлечься от забот повседневной жизни. Эта потребность и составляет один из мотивов слушания.

3. Воодушевление. Часто мы слушаем не для того, чтобы узнать факты, а для воодушевления. Это одна из потребностей человека. Именно поэтому хорошо продуманные речи начинаются с высказываний, поднимающих настроение и воодушевляющих слушателей.

4. Анализ фактов и идей. Средняя скорость речи составляет 120-150 слов в минуту, в то время как слушающий способен воспринимать 300-500 слов в минуту. Хороший слушатель должен использовать эту разницу, чтобы анализировать факты и идеи говорящего.

5. Улучшение собственной речи. Чтобы слушать эффективно, надо иметь план анализа речи выступающего: в какой степени его речь соответствует стандартам, как он адаптирует свою речь к аудитории, как компонует свой материал и аргументирует свои идеи, как он координирует вербальные и невербальные средства для достижения желаемого эффекта.

При слушании выступления  необходимо более четко определить для себя ту цель, с которой вы будете слушать. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в  соответствии с принципами эффективного слушания.

Принципы эффективного слушания основываются на знании и использовании  факторов, определяющих его эффективность. Помимо тех факторов, о которых  говорилось выше, в большей степени  она зависит от готовности и желания  аудитории слушать. Это в свою очередь определяется комбинацией  следующих факторов:

1) отношение слушателей;

2) интерес слушателей;

3) мотивации слушателей;

4) эмоциональное состояние  слушателей.

Рассмотрим подробно каждый из перечисленных факторов.

Информация о работе Понятие слушания