Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:25, контрольная работа
К специалисту в области сервиса предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения.
Умение слышать и слушать является по существу одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов по туризму.
Введение 3
I.Понятие слушания 4
II.Слушание как элемент речевой коммуникации 6
III.Основные виды слушания 7
IV.Техники слушания 8
V.Приемы слушания 12
VI.Совершенствование навыков слушания 15
Заключение 18
Список литературы 19
Эффективное слушание требует объективного, непредубежденного, кооперативного отношения слушателей. На отношение слушателя могут влиять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу. Интересы у людей могут быть первичными, вторичными и сиюминутными. Первичный интерес существует тогда, когда человек имеет прямую заинтересованность в том, о чем говорит оратор, когда его идеи касаются повседневной жизни. Например, бизнесмена вообще интересует вопрос о налогообложении, но он становится крайне заинтересованным, когда собеседник говорит об увеличении налога на его бизнес.
Вторичные интересы — это общечеловеческие интересы, касающиеся общих вопросов жизни общества (законы, программы и т.п.).
Сиюминутный интерес — это интерес в данный момент времени. Замечено, что люди проявляют больший интерес к знакомым вещам, чем к незнакомым, а также интересуются конструктивными и новыми идеями. Поэтому выступающий в своей речи должен проявлять энтузиазм, говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия.
Человек слушает охотно, когда оратор задевает его основные желания и нужды (деньги, повышение престижа, авторитета, сохранение дорогих для человека вещей и т.п.).
Предлагается следующая понятийная классификация мотивов:
1. Самосохранение — главный из всех мотивов. У человека желание выжить включает необходимость добывать пищу и кров, сохранять здоровье и комфорт, ум и тело. Это основной закон природы.
2. Собственность. Желание владеть материальными благами играет важную роль в жизни большинства людей. На этом часто основывается реклама. Это желание является неотъемлемой частью системы свободного предпринимательства. Оно заставляет людей искать более эффективные пути для увеличения прибыли.
Если говорящий сможет показать слушателям, как увеличить прибыль, как сохранить деньги или увеличить материальную собственность, он заставит их захотеть слушать.
3. Власть. Авторитет и влияние — сильные факторы для некоторых людей. Многие хотят улучшить себя, чтобы расширить свое влияние.
4. Репутация. Стремление к всеобщему признанию и восхищению — это универсальный подчиняющий мотив. Большинство людей стремится к общественному одобрению, чтобы быть уважаемыми в своем окружении. Говорящий может достичь признания своих идей, если он покажет, как он ценит репутацию своих слушателей.
5. Привязанность. Любовь семьи, друзей, всей страны составляет сильный мотив. Любовь семьи — наиболее важный мотив. На этом основывается система страхования. Любовь страны заставляет людей идти на войну. Этические стандарты сотрудничества, личной чести, уважения к другим людям определяются главным образом любовью и привязанностью. Оратор, который апеллирует к любви, заставляет аудиторию слушать.
6. Сентиментальность. Сентиментальность определяет наше чувство верности и патриотизма. Организация музеев, восстановление исторических зданий, сохранение исторических документов осуществляются из сентиментальных причин. Оратор, который взывает к чувствам, дает аудитории дополнительный повод слушать.
7. Вкус. Не все действия мотивируются практическими решениями, некоторые вытекают из эстетической оценки, из чувства красоты и гармонии. Оратор, который учитывает эстетическую оценку аудитории, заставляет ее слушать.
Нежелательные эмоции, которые мешают непрерывному вниманию, могут исходить из состояния подавленности слушателя, его антагонистического отношения к оратору, его возражений по отношению к утверждениям оратора.
Когда эмоции облегчают слушание, это обычно следствие того, что мы слушаем нечто, что подтверждает наши глубокие внутренние чувства. Когда мы слышим такое подтверждение, наш ментальный барьер рушится и все становится желанным.
Оратор должен понимать, что аудитория слушает лучше, когда она свободна от эмоционального дискомфорта.
Таким образом, техники эффективного
слушания основываются на знании и
использовании факторов, определяющих
его эффективность. Это в свою
очередь определяется комбинацией
следующих факторов: отношение слушателей;
интерес слушателей; мотивации слушателей;
эмоциональное состояние
Заключение
Умение слушать и слышать
является важнейшей, характеристикой
коммуникативной
Слушание — это элемент речевой коммуникации, который в наибольшей степени достоин того, чтобы уделить ему внимание.
Существует два вида слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание.
Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.
Рефлексивное слушание (рефлексия) - вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника — «сверку» того, что вы поняли из его речи с тем, что он хотел вам сообщить в действительности.
Можно выделить следующие приемы слушания: глухое молчание (видимое отсутствие реакции); поддакивание; «эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника; «зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов; «парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами; побуждение; уточняющие вопросы; наводящие вопросы; оценки, советы; продолжение; эмоции; нерелевантные высказывания; логические следствия из высказываний партнера, например предположения о причине события; «хамовитые реакции»; расспрашивание; пренебрежение к партнеру.
Техника эффективного слушания основываются на знании и использовании факторов, определяющих его эффективность, определяется комбинацией следующих факторов:
Умение слушать является способностью, обучению которой меньше всего уделяют внимания. Слух очень важен для нас, но, подобно обонянию, является одним из тех чувств, которыми мы часто пренебрегаем или злоупотребляем. Если вы начнете заботиться о нем, вы обязательно почувствуете прогресс. И больше не заметите явления, описываемого поговоркой «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Вся информация останется в уме.
Список литературы
Аминов, И.И. Психология делового общения: учеб. пособие. 4е изд. – М., 2007.
Аллахвердов, В.М., Богданова С.И. и др. Психология / отв. ред. А.А. Бодалев, А.А. Психология общения. - М., 1996.
Гойхман, О. Я., Т. М. Надеина. Основы речевой коммуникации. М., 2007.
Дебольский, М. Психология делового общения. – М., 1991.
Крылов, П.А.. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
Морозов, А.В. Деловая психология. - М.: Академический проект, 2005.
Андреева И. В. Этика деловых отношений. – Спб.: Вектор, 2006
Бабаева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие. – М., 2002
Голикова Н.В., Голикова Г.В. Учебно-методическое пособие по разработке и реализации деловой стратегии коммерческой организации. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005
Деловое общение. Учебное пособие / И.А. Мальханова. М.: Академический проспект, 2004
Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 2000
Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет. М., 2002
Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Н. Лавриненко – М., 2005
Рамендик Д. Деловое общение. Формы и правила / Учебное пособие. – М., 2003
Рева В.Е. Деловое общение: Учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2003
1 Бабаева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие. – М., 2002
2 Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет. М., 2002
3 Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 2000
4 Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Н. Лавриненко – М., 2005
5 Рева В.Е. Деловое общение: Учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2003