Поступок в теории деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение поступка, как единицы анализа деятельности личности.
Гипотеза: поступок человека имеет прямую связь с волевой деятельностью и выступает наиважнейшей единицей деятельности для анализа личности.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать феномен поступок в подходах философии и психологии;
2. исследовать и проанализировать деятельность в рамках отечественной психологии;
3. рассмотреть методы исследования поведения, деятельности, поступков человека.

Работа состоит из  1 файл

Поступок как единица анализа личности Оганесян С.В. антиплагиат.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

В других случаях в подготовительной стадии волевого действия на первое место выдвигается выбор способа действия. Чаше всего это бывает в тех случаях, когда трудность заключается в преодолении внешних, а не внутренних препятствий: нет конфликта мотивов, цель действия ясна, но не ясно, какими путями можно достичь этой цели, как преодолеть трудности, стоящие на пути к ней. В этих случаях нужно произвести выбор между разными способами действия, нужно, иначе говоря, составить план действия. Решение здесь должно касаться не вопроса о цели, а вопроса о средствах и путях достижения её.

2.3. Методы исследования деятельности человека

 

 

В соответствии с принципом объективности для изучения феноменов личности, а в частности его деятельность, используется целостная система методов и методик. Нами будут рассмотрены более эффективные среди них. Наиболее распространенным является метод наблюдения. Значение и ценность названного метода состоит в том, что материал для наблюдения берется непосредственно из жизни при наблюдении за психической деятельностью людей, что обнаруживается в их движениях, действиях, поступках, высказываниях. Данный метод характеризуется как один из эмпирических методов психологического исследования, которое обнаруживается в чувствительном познании явления или исследуемого предмета. Различается наблюдение как научный метод (при таких обстоятельствах наблюдения всегда целенаправленные, спланированные и систематизированные; оно становится методом психологического изучения людей тогда, если от описания переходит к объяснению психологической природы явлений) и жизненное наблюдение. Таким образом, сущность метода наблюдение состоит в намеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации психических явлений с целью дальнейшего изучения их специфических изменений при определенных условиях, их анализа и использования для потребностей практической деятельности.

При использовании метода наблюдения могут встречаться определенные трудности:

1)может возникнуть опасность получения необъективной, искривленной информации об исследуемом объекте;

2) наблюдение не всегда дает возможность отделять случайные факты от закономерных;

3)толкование полученных данных о деятельности могут иметь субъективный характер, то есть на результаты наблюдения влияют личные качества исследователя, его жизненный опыт, установки, эмоциональные состояния и т.п.;

4)исследователь находится в пассивном состоянии, то есть не может изменить ход психического явления, и вынужден ждать, пока появятся те или другие процессы, не имея возможности повтора;

5) наблюдение требует значительных затрат времени;

6) этот метод не дает возможности количественно проанализировать собранный материал.

Относительно преимущества метода наблюдение сравнительно с другими, то она состоит в том, что психика человека, его действия, поступки проявляется в естественных условиях, то есть наблюдение дает информацию о действиях индивидов независимо от их установок на «желательную», «одобряемое» поведение.

Стоит так же отметить метод эксперимента, который является одним из основных в психологии. Его преимущество перед другими методами состоит в том, что исследователь сам вызывает явления, которые его интересуют, а не ждет их появления. Метод эксперимента считается самым надежным средством получения возможной информации. Под ним в психологии понимается организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия и сменных, от которых она зависит. Он большей мерой, чем другие методы, связан с теорией. Именно поэтому его можно проводить лишь тогда, когда исследователь имеет представление о природе того или иного поступка человека, о факторах, которые детерминируют эксперимент.

Одним из важных методов способных провести эффективное исследование личности, а в частности его деятельности, являются опросники.

Опросники личностные - класс методик психодиагностических, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик являет собой стандартизованную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться либо не согласиться. Вопросы сформулированы так, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных позиций, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими, и пр.

К настоящему времени создано огромное число личностных опросников самых различных типов. При разработке личностных опросников различия в подходах проявляются в формулировке, компоновке, отборе и группировке вопросов.

Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде.

По содержанию:

* опросники черт личности (измеряют выраженность черт - устойчивых личностных признаков. Один из самых известных - шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. У Кеттелла факторы имеют «технические» и «бытовые» названия; каждый фактор именуется парой полярных характеристик, например, смелость - робость);

* опросники типологические  (разрабатываются на базе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями. Опросник Ганса Айзенка предназначен для определения типа личности в зависимости от выраженности двух независимых факторов - экстраверсии и невротизма (эмоциональной нестабильности). В различных вариантах клиентам предлагается опросный лист с набором вопросов, на которые предлагается ответить утвердительно либо отрицательно (иногда может допускаться неопределенный ответ). Часть вопросов направлена на диагностику экстраверсии, часть - невротизма);

* опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);

* опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);

* опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);

* опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна).

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следует различать:

* опросники факторные, для конструирования которых используется факторный анализ (например, опросники Р. Кеттелла);

* опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-ключевого принципа (например, ММР1).

В.В. Никандров и В.В Новочардов предлагают следующую классификацию опросников:

1. По принципу построения:

а) опросники-анкеты;

б) личностные опросники.

2. По сфере преимущественного применения:

а) узкопрофильные: клинические; профориентационные; сферы обучения; сферы менеджмента и работы с персоналом и др.

б) опросники широкого применения.

3. По форме диагностируемого психического явления:

а) опросники состояний;

б) опросники свойств (личностные опросники);

в) комплексные опросники.

4. По принципу описания личности:

а) опросники, реализующие принцип черт:

- одномерные;

- многомерные.

б) типологические опросники.

5. По оцениваемой макрохарактеристике (подструктуре) личности:

а) опросники темперамента;

б) опросники характера;

в) опросники способностей;

г) опросники направленности личности;

д) опросники смешанные.

6. По форме задаваемых вопросов:

а) открытые (предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям)

б) закрытые (заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать один из них Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов)

Стоит отметить важность личностных опросников для анализа и прогнозирования поведения, действий и поступков человека. Личностные опросники дают некоторую картину личности, его особенности которые дают возможность выявить возможные варианты поведенческих реакций человека, поступков которые он бы совершил в той или иной ситуации. [15, с. 261]

Практически нет необходимости особо говорить о том, что для тестов личности имеет большое значение то, чтобы ответы на вопросы могли быть объективно и с высокой надежностью оценены. Ниже приведены формы вопросов, используемых в наиболее известных опросниках – тех, которые оказались наиболее эффективными на практике.

1) Вопросы с ответом типа «да-нет». Их легко формулировать, они понятны испытуемым и ответы на них даются быстро. Такова форма вопросов личностных тестов Айзенка.

2) Вопросы с ответами типа «да-затрудняюсь ответить – нет». Это вариант вопросов типа «да-нет», описанных выше, с добавлением категории неопределенности, потому что некоторые испытуемые становятся раздражительными и несговорчивыми, если их заставляют отвечать либо «да», либо «нет» на вопросы, в ответах на которые они не очень уверены.

3) Альтернативные задания (с ответами типа «правда-ложь»). Эти задания состоят из утверждений (часто от первого лица), которые испытуемые должны отметить как верные или неверные для них. Примером альтернативного задания является: «Я ненавижу втискиваться в переполненный автобус». Это форма утверждений, используемая в ММРI. По существу, она ненамного отличается от дихотомических вопросов, хотя формулирование их как альтернативных утверждений, а не как дихотомических вопросов, может до некоторой степени повлиять на языковую представленность задания.

4) Задания с ответами типа «нравится-не нравится». Испытуемые должны указать, нравится им предложенное или не нравится. Это чрезвычайно полезная, хотя и необычная, форма заданий.

5) Задания с рейтинговыми шкалами. В них преодолеваются трудности, связанные с коррелирующими дихотомическими заданиями, а также потому, что испытуемым они кажутся более разумными, нежели дихотомические задания, хотя и может проявиться установка на крайние ответы. Очевидной проблемой для этой шкалы является различная интерпретация индивидуумами терминов частоты.

6) Разнообразные трихотомические задания. Примерами трихотомий являются: «обычно – иногда – никогда», «верно – не знаю – неверно», «согласен – не уверен - не согласен «. Эти варианты предоставляют большую гибкость при формулировании заданий, чем жесткие формы типа «да-нет» (дихотомическая) или альтернативные.

Основные типы заданий, описанные в пунктах 1 – 6, – это те, которые в основном используются в наиболее известных личностных опросниках. Все они, с точки зрения формы (в отличие от содержания), довольно легко формулируются, для них существует несколько правил, которые буду обсуждены, ниже, они лаконичны, наконец, просты в работе, а также для подсчетов. Так же они более эффективны и погрешность в их результатах относительно минимальна.

Так же, как метод исследования деятельности личности, стоит отметить беседу. Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. [15, с. 280]

Все выше названные методы  предоставляют информацию о личности, информацию различного порядка и содержания, при глубоком анализе которой возможно более точное изучение и прогнозирование деятельности того или иного человека. То есть прогнозирование поступков, поведения, действий человека в той или иной ситуации.

 

Вывод по второй главе

Из-за довольно отчетливо и заметного слияния в отечественной психологии понятий поступок и действие как единиц деятельности, перед нами появляется задача анализа  деятельности человека. Так как деятельность это сложный и многоуровневый процесс, нами была выделена единица деятельности, которая по внутренней наполняемости синонимична поступку, это действие. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели, где цель это желаемый результат. Мы столкнулись с двумя классификациями видов деятельности, одна более ранняя предложенная С.Л. Выготским, другая его последователем А.Н.Леонтьевым. Классификации даны по разным критериям. В классификации Сергея Леонидовича можно заметить такой вид деятельности, как волевая деятельность. Волевая деятельность обеспечивает преодоление трудностей на пути достижения цели и включает в себя несколько этапов, которые осуществляются в определенной последовательности:

                  Формирование побуждения к деятельности, направленной на удовлетворение потребности;

                  Появление потребности;

                  Выбор средств для достижения цели;

                  Сверка результатов, получаемых в ходе волевых действий, с замыслом, с целью;

                  Постановка цели, которую надо достигнуть;

                  Выполнение волевых действий.

То есть свойства волевых действий схожа со свойствами поступка, которые упоминались в философии и психологии, это такие как осознанность, присутствие плана действия, присутствие трудностей на пути к достижению цели и  полимотивированность феномена. То есть по сути своей феномен поступка был рассмотрен еще до А.Н. Леонтьева и  С.Л. Рубинштейна, но назван был по-другому.

Информация о работе Поступок в теории деятельности