Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа
Цель исследования – изучение поступка, как единицы анализа деятельности личности.
Гипотеза: поступок человека имеет прямую связь с волевой деятельностью и выступает наиважнейшей единицей деятельности для анализа личности.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать феномен поступок в подходах философии и психологии;
2. исследовать и проанализировать деятельность в рамках отечественной психологии;
3. рассмотреть методы исследования поведения, деятельности, поступков человека.
Из методов, которые дают возможность исследования деятельности человека, были выделены более эффективные на настоящее время: наблюдение, эксперимент, различного виды опросников, здесь нас больше интересуют личностные опросники, и беседа. Все они предоставляют информацию о личности, информацию различного порядка и содержания, при глубоком анализе которой возможно более точное изучение и прогнозирование деятельности того или иного человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решая поставленную нам задачу, рассмотрели теоретический анализ психологии и философии, на основе этого сделав следующие выводы:
1 Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность, в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей производится самостоятельный выбор целей и способов поведения.
2. Поступок — основная единица деятельности человека. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий.
Поступок может быть выражен:
1. действием или бездействием;
2. позицией, высказанной в словах;
3. отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;
4. действием, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины.
Деятельность в отечественной психологии была и есть центральной категорией, разработки ее ведутся уже почти полвека. Связь поступка и действия повлекло к рассмотрению теории деятельности. В процессе анализа работ С.Л. Выготского было замечено более близкая синонимичность такого вида деятельности как волевого с поступком, чем действия.
Хотелось бы отметить отличие поступка от деятельности т.к. не смотря на синкретичность их трактовок в психологии, стоит дифференцировать эти два понятия. Поступок отличается от действия иным отношением к субъекту. Действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание. Генезис поступка самосознания – это сложный, обычно внутренне противоречивый, но единый процесс, так же единым процессом является генезис действия как сознательной операции и генезис самого предметного сознания. Различные уровни и типы сознания означают вместе с тем и различные уровни или типы поведения (реакция, сознательное действие, поступок). Ступени в развитии сознания означают изменения внутренней природы действия или актов поведения, а изменение внутренней природы есть вместе с тем и изменение психологических закономерностей их внешнего объективного протекания. Поэтому структура сознания принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия.
При оценке поступка нужно учитывать систему норм социальных, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступки включены в систему нравственных отношений общества, а через них — в систему всех общественных отношений. В поступке можно выделить следующие компоненты:
мотив поступка (что его направляет)
цели поступка (могут совпадать, частично совпадать или противоречить интересам других людей)
средства (словесные, практические, наглядные; прямые, косвенные и др.) - процесс (собственно поступок)
результат (внутри- или межличностные изменения; при этом то, каким будет результат можно только предполагать)
оценка (для того чтобы оценить поступок необходимо знать мотивы).
Перечисленные методы исследования деятельности, поведения и поступков презентуют способы возможного исследования тех компонентов личности, которые могут влиять на поступок.
Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута выше, подтверждается. Свойства волевых действий схожа со свойствами поступка, которые упоминались в философии и психологии, это такие как осознанность, присутствие плана действия, присутствие трудностей на пути к достижению цели и полимотивированность феномена. Важность анализа именно поступков личности, подразумевая под личностью сложную систему, для понимания психологических аспектов и особенностей человека. Анализ одного-единственного поступка человека мог бы, как в капле воды, отразить все проблемы психологии личности не только в узком, но и широком смысле слова и раскрыть конкретное «функционирование» каждой оболочки личности.
Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. – М.: Изд-во Моск., 1979. – С. 151.
2. Бахтин, М.М. К философии поступка // Собр. соч. Т. 1. – М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2005/ – С. 68.
3. Войтыла, К. Личность и поступок // Иоанн Павел II. Соч.: В 2 т. Т. 1. - М.: Изд-во францисканцев, 2004. – С. 449.
4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – С. 336.
5. Захаров, А.И. Генезис некоторых образований личности у студентов // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - М., 1976. - С. 87.
6. Зинченко, В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. - М.: Новая школа, 2007. – С.56.
7. . Зинченко, В. П Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. - С.672.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность - М. Смысл, Академия 2005. – С. 352.
9. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М.: Изд-во Моск., 2006. – С. 416.
10. Мамардашвили, М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). - М.: Ad Marginem, 1995. – С. 128.
11. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Класс, 2004. – С. 316.
12. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 2006. – С. 256.
13. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. - Т. 18. - N 5. - С. 220.
14. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: 2004.- С.651.
15. Петровский, А.В.. Общая психология. – М.: ВЛАДОС, 2007. – С.535.
16. Петровский, А.В. Введение в психологию. – М.: Просвещение, 2005. –С. 478.
17. Рогов, Е.И.. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС,2005-С. 448.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,2006. – С. 444.
19. Слободчиков, В.И. Исаев Е.И. Психология человека. - М.: ВЛАДОС, 2004. – С.476.
20. Соколова, Е.Е. Идеи А.Н. Леонтьева и его школы о поступке как единице анализа личности в их значении для исторической психологии // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. - М.: Смысл, 2004. - С. 342.
21. Ткаченко, А.А. Понятие «дела жизни» и акме /Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч./Под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского и др. — М.: Смысл, 2004.— Ч.1.— С. 239.
22. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л. Медицина, 1970. –С. 326.
23. Юнг, К.Г. О становлении личности // Юнг К.Г. Развитие психики и процесс индивидуации. - М.: Наука, 2006. - С. 219.
24. Шнырев, О.Ю. Развитие рефлексивных умений школьников через анализ поступков Word XP [Электронная версия] - Режим доступа: http://cmm.univer.omsk.su/nou/