Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа
Цель работы: определение индивидуальных особенностей познавательных процессов.
Введение ……………………………………………………………………….3
1.Теоретическая часть
1.1.Познавательные процессы, их роль в жизни человека……………....6
1.1.1. Ощущения как начальный этап познавательной деятельности.7
1.1.2. Восприятие………………………………………………………..8
1.1.3. Внимание ………………………………………………………...11
1.1.4. Память……………………………………………………………12
1.1.5. Воображение …………………………………………………….14
1.1.6. Мышление …………………………………………………….....16
1.2. Психологическая характеристика процесса внимания …………….17
1.2.1. Проблема внимания в психологии……………………………...17
1.2.2. История развития взглядов на процесс внимания…..…………19
1.2.3. Физиологические основы внимания……………………………22
1.2.4. Виды внимания…………………………………………………..26
1.2.5. Основные свойства внимания…………………………………...29
1.2.6. Функции внимания……………………………………………….32
2. Практическая часть. Исследование индивидуальных особенностей познавательных процессов.
2.1. Описание использованных методик…………………………...….34
2.2. Результаты исследований………………………………………….47
2.3. Корреляционный анализ результатов…………………………….50
Заключение ……………………………………………………………………53
Библиография………………………………………………………………….55
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ульяновский
государственный технический
Экономико-математический факультет
Кафедра
«Управление персоналом»
Курсовая работа
Познавательнее
процессы: внимание.
Ульяновск
2010
Содержание
Введение ………………………………………………………
1.Теоретическая часть
1.1.Познавательные процессы, их роль в жизни человека……………....6
1.1.1. Ощущения как начальный этап познавательной деятельности.7
1.1.2.
Восприятие……………………………………………………
1.1.3. Внимание ………………………………………………………...11
1.1.4.
Память……………………………………………………………
1.1.5. Воображение …………………………………………………….14
1.1.6. Мышление …………………………………………………….....16
1.2. Психологическая характеристика процесса внимания …………….17
1.2.1. Проблема внимания в психологии……………………………...17
1.2.2. История развития взглядов на процесс внимания…..…………19
1.2.3. Физиологические основы внимания……………………………22
1.2.4.
Виды внимания…………………………………………………..
1.2.5. Основные свойства внимания…………………………………...29
1.2.6. Функции внимания……………………………………………….32
2. Практическая часть. Исследование индивидуальных особенностей познавательных процессов.
2.1. Описание использованных методик…………………………...….34
2.2.
Результаты исследований………………………………………….
2.3. Корреляционный анализ результатов…………………………….50
Заключение …………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложения
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется в памяти, становиться содержанием размышлений. Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит не сама мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из данных процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.
Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только
применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, на самостоятельное рассмотрение которого среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов [18].
Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания.
Темой моего исследования является индивидуальные особенности познавательных процессов человека. Исходя из анализа исследований, я определила цель работы.
Цель работы: определение индивидуальных особенностей познавательных процессов.
Объект исследования: познавательные процессы человека.
Предмет исследования: индивидуальные особенности познавательных процессов.
Задачи исследования:
1. Изучить теорию познавательных процессов, в частности внимания;
2. Проанализировать исследования по проблеме выявления индивидуальных
особенностей познавательных процессов;
3. Разработать программу исследования с использованием различных методик;
4. Выявить индивидуальные особенности познавательных процессов и их взаимосвязь.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психологической литературы на данную тему;
2. Изучение методик по определению типа темперамента, силы нервной системы, уровня развития памяти и внимания.
Исследования
индивидуальных особенностей внимания
мною проводились среди студентов группы
3 курса высшего учебного заведения. Изучение
качественных характеристик познавательных
процессов человека особенно актуальный
вопрос, т.к. особенности их развития определяют
степень готовности к обучению, к выполнению
любой трудовой деятельности.
1.
Теоретическая часть
1.1.
Познавательные процессы,
их роль в жизни человека
Познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что познавательные процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
В
чем же заключается роль познавательных
процессов? Это функция сигнала или регулятора,
которая приводит действие в соответствие
с изменяющимися условиями. Психические
познавательные процессы - это ответы
мозга на внешние (окружающая среда) и
внутренние (состояние организма как физиологической
системы) воздействия. Иными словами познавательные
процессы - это постоянные регуляторы
деятельности, возникающей в ответ на
раздражения, которые действуют сейчас
(ощущение и восприятие) и были когда-то
в прошлом опыте (память), обобщающие эти
воздействия или предвидящие результаты,
к которым они приведут (мышление, воображение).
Познавательные процессы – это процессы,
происходящие в голове человека и отражающиеся
в динамически изменяющихся психических
явлениях [5].
1.1.1.
Ощущения как начальный
этап познавательной
деятельности
Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но к осознаваемым ощущениям - только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.
Физиологическим аппаратом,
Для ощущений характерны следующие закономерности:
♦ чувствительность - способность организма реагировать на сравнительно слабые воздействия. Ощущения каждого человека имеют определенный диапазон, с двух сторон этот диапазон ограничивается абсолютным порогом ощущения. За пределами нижнего абсолютного порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб, за пределами верхнего порога ощущений уже нет, так как раздражитель слишком силен. В результате систематических упражнений, человек может повысить свою чувствительность (сенсибилизацию).
♦ адаптация (приспособление) - изменение порога чувствительности под влиянием действующего раздражителя, например: человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущения притупляются, так как человек к ним адаптировался.
♦ контрастность - изменение чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя, например одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном светлее.