Познавательнее процессы: внимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание

Цель работы: определение индивидуальных особенностей познавательных процессов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1.Теоретическая часть
1.1.Познавательные процессы, их роль в жизни человека……………....6
1.1.1. Ощущения как начальный этап познавательной деятельности.7
1.1.2. Восприятие………………………………………………………..8
1.1.3. Внимание ………………………………………………………...11
1.1.4. Память……………………………………………………………12
1.1.5. Воображение …………………………………………………….14
1.1.6. Мышление …………………………………………………….....16
1.2. Психологическая характеристика процесса внимания …………….17
1.2.1. Проблема внимания в психологии……………………………...17
1.2.2. История развития взглядов на процесс внимания…..…………19
1.2.3. Физиологические основы внимания……………………………22
1.2.4. Виды внимания…………………………………………………..26
1.2.5. Основные свойства внимания…………………………………...29
1.2.6. Функции внимания……………………………………………….32
2. Практическая часть. Исследование индивидуальных особенностей познавательных процессов.
2.1. Описание использованных методик…………………………...….34
2.2. Результаты исследований………………………………………….47
2.3. Корреляционный анализ результатов…………………………….50
Заключение ……………………………………………………………………53
Библиография………………………………………………………………….55

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 302.50 Кб (Скачать документ)

     Еще Вундтом было доказано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять два вида  деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности  должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно [7].

     Распределение внимания, по-существу,  является обратной стороной его переключаемости.  Переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.

     Легкость  переключения внимания у разных людей  различна и зависит от целого ряда условий. Это, прежде всего, соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

   Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менее достоверных анекдотов о рассеянности ученых. Однако, вопреки прочно укоренившемуся в обывательском понимании представлению, «рассеянность» ученых является, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с рядом житейских мелочей они могут оказаться в том смешном положении, которое живописуют анекдоты. Для того чтобы уяснить себе наличие сосредоточенности у «рассеянного» ученого, достаточно сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из рук только что привлекшую его игрушку, когда ему показывают другую; каждое новое впечатление отвлекает его внимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не в состоянии. Здесь отсутствуют и концентрированность, и распределяемость внимания. В поведении рассеянного ученого также обнаруживается дефект внимания, но он заключается, очевидно, не в легкой отвлекаемости, так как его внимание, наоборот, очень сосредоточено, а в слабой переключаемости. Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами — сильной отвлекаемостью и слабой переключаемостью.

   Различные свойства внимания — его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость — в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью. 
 

1.2.6. Функции внимания 
 

     Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

     С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

     Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим  различать детали изображений. Для  человеческой памяти внимание выступает  как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Практическая часть

Исследование  индивидуальных особенностей познавательных процессов 

2.1. Описание использованных  методик 

     Для проведения исследования нами была выбрана группа студентов в количестве 24-х человек, из них 3 мальчика, 21 девочка в возрасте 19-21 года.

 В группе проводились тесты на выявление индивидуальных особенностей познавательных процессов:

     ♦ тест Белова на выявление темперамента,

     ♦ тест Ильина на определение типа нервной системы,

     ♦ тест Русалова на выявление формально – динамических свойств индивидуальностей,

     ♦ тест Пьерона-Рузера на внимание,

     ♦ методика определения памяти (образная, слуховая – логическая, слуховая – механическая, оперативная),

     ♦ метод корректурной пробы Бурдона.  

Определение преобладающего типа темперамента (А.Белов) 

Шкалы: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Назначение  теста 

     Лица  с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны  смешанные типы темперамента, характеризующиеся  наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

     Методика  А.Белова служит для определения  преобладающего типа темперамента и  выявления представленности в нем  свойств других типов. Испытуемому  последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.

Инструкция  к тесту 

     Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте  знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (–) – если оно у Вас отсутствует.

Тестовый  материал ( Приложение 1)

Обработка результатов теста 

     Подсчитать  количество плюсов по каждой карточке отдельно.

Вычислить процент положительных ответов  по каждому типу темперамента:

Х = (А1 / А) * 100%; С = (А2 / А) * 100%;

Ф = (А3 / А) * 100%; М = (А4 / А) * 100%; где 

     • X, С, Ф, М – типы темперамента;

     • A1, A2, A3, A4 – число положительных ответов по карточкам соответствующего блока;

     • А – общее число положительных ответов по четырем карточкам.

     В конечном виде «формула темперамента» приобретает, например, такой вид:

     Т = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М;

     Это значит, что данный темперамент на 35% – холерический, 30% – сангвинический, 14% – флегматический и 21% – меланхолический.

     • Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у вас доминирующий.

     • Если этот результат составляет 30–39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко.

     • Если результат 20–29%, то средне выражены.

     • При результате 10–19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента выражены в малой степени. 

Диагностика индивидуально-типологических особенностей Темп и  работоспособность. Теппинг-тест Ильина

     Необходимые материалы: часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги.

Очень важно:

1. В  точности повторить размер квадратов  (два ряда по три квадрата, каждый  из них 4 на 4 сантиметра, а вместе  они составляют общий прямоугольник  8 на 12 сантиметров).

2. Объяснить,  что прямоугольник заполняется в порядке, пронумерованном цифрами от 1 к 6.

3. При  выполнении теста испытуемый  не должен облокачиваться на  стол, рука должна быть на весу.

4. На  заполнение каждого квадрата  отводится по 5 секунд.

     Инструкция: «Перед каждым из вас лист с пронумерованными квадратами. Сейчас вы будете стучать карандашом по квадратам в указанном порядке от 1 до 6, заполняя каждый квадрат просто точками. При этом нельзя облокачиваться на стол, рука должна быть на весу. Переходить к следующему квадрату можно только по команде «Дальше». Начинаем работать — стучать — по команде «Начали!». На каждый квадрат отводится по пять секунд, а потом, напоминаю, по команде «Дальше!» переходим к следующему квадрату. Ваша задача поставить в квадрате как можно больше точек. Итак, все готовы? Начали!»

     Подсчитайте количество точек в каждом квадрате и запишите. Затем подсчитайте  среднее количество точек для  шести квадратов (для этого сложите  количество точек в каждом квадрате и разделите на 6). 

Определение силы нервной системы

     Составьте график работоспособности, используя  точки, расставленные в квадратах. 

1 2 3
4 5 6
 

Образец бланка

     Напротив  номера каждого квадрата отметьте то количество точек, которое в нем  поставлено.

     Полученные  результаты могут быть условно разделены  на 5 типов, характеризующих различные варианты работоспособности.

     Обработка результатов

     1. Слабый тип. Максимальный темп снижается практически сразу с момента деятельности и остается сниженным до конца работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек.

     2. Средне-слабый тип. Темп снижается уже после 10 секунд и остается сниженным в течение всей работы. Однако разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая).

     3. Средний- сильный тип. Максимальный темп сохраняется некоторое время без изменений, не увеличиваясь и не уменьшаясь, а затем постепенно снижается.

     4. Сильный тип. Темп (количество точек) нарастает от 1 квадрата ко 2 и/или 3, а затем постепенно снижается.

 

Рис. 5. Форма графического представления  результатов теппинг-теста 

Опросник  формально-динамических свойств индивидуальности Русалова В.М.

Назначение  теста 

     Опросник  формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова используется для  диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.

Информация о работе Познавательнее процессы: внимание