Познавательнее процессы: внимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание

Цель работы: определение индивидуальных особенностей познавательных процессов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1.Теоретическая часть
1.1.Познавательные процессы, их роль в жизни человека……………....6
1.1.1. Ощущения как начальный этап познавательной деятельности.7
1.1.2. Восприятие………………………………………………………..8
1.1.3. Внимание ………………………………………………………...11
1.1.4. Память……………………………………………………………12
1.1.5. Воображение …………………………………………………….14
1.1.6. Мышление …………………………………………………….....16
1.2. Психологическая характеристика процесса внимания …………….17
1.2.1. Проблема внимания в психологии……………………………...17
1.2.2. История развития взглядов на процесс внимания…..…………19
1.2.3. Физиологические основы внимания……………………………22
1.2.4. Виды внимания…………………………………………………..26
1.2.5. Основные свойства внимания…………………………………...29
1.2.6. Функции внимания……………………………………………….32
2. Практическая часть. Исследование индивидуальных особенностей познавательных процессов.
2.1. Описание использованных методик…………………………...….34
2.2. Результаты исследований………………………………………….47
2.3. Корреляционный анализ результатов…………………………….50
Заключение ……………………………………………………………………53
Библиография………………………………………………………………….55

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 302.50 Кб (Скачать документ)

Тест  Пьерона-Рузера 

     Цель  исследования: определить уровень концентрации внимания.

Процедура исследования

     Исследование  можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные  условия при работе с группой  – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами  и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

     Инструкция  испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как  можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в  треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

     Бланк с геометрическими фигурами теста  Пьерона-Рузера имеет следующий вид ( Приложение 4).

Обработка и анализ результатов 

     Результатами  данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур  Ранг  Уровень концентрации внимания
100 5 очень высокий
91-99 4 высокий
80-90

65-79

3

2

Средний

средний низкий

64 и  меньше 1 очень низкий
 

     За  допущенные при выполнении задания  ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

     Тест  на образную память 

Описание  теста 

     В качестве единицы объема памяти принимается  образ (изображение предмета). Испытуемому, предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). Тестовый материал  (Приложение 5).

Обработка и интерпретация результатов теста

     Подсчитывается  количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более  правильных ответов. 

     Тест  на слуховую логическую и механическую память 

     Прочитайте  вслух приведенный ниже ряд слов или цифр (интервал между словами 3 с). Теперь закройте этот ряд листком бумаги и попытайтесь его воспроизвести (порядок слов или цифр постарайтесь сохранить). Запишите запомнившиеся слова или цифры. Проверьте, какое количество вы запомнили правильно.

     Слова для запоминания на слух: ЛИПА. НОЖНИЦЫ. ЛАМПА. ЯБЛОКО. КАРАНДАШ. ГРОЗА. ОБРУЧ. МЕЛЬНИЦА. ПОПУГАЙ. ЛИСТОК.

     Цифры для запоминания на слух: 34; 15; 8; 52; 78; 41; 18; 63; 85; 39.

     Подсчитывается  количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более  правильных ответов. 

     Тест на оперативную память 

     Методика  применяется для изучения оперативной  памяти в тех случаях, когда она  несет основную функциональную нагрузку.

     Порядок проведения

     Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор  дает следующую инструкцию.

     Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».

     Если  у испытуемого есть вопросы, экспериментатор  должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между  зачтением рядов — 15 сек.

     Стимульный  материал 

     1.  5, 2, 7, 1, 4

     2.  3, 5, 4, 2, 5

     3.  7, 1, 4, 3, 2

     4.  2, 6, 2, 5, 3

     5.  4, 4, 6, 1, 7

     6.  4, 2, 3, 1, 5

     7.  3, 1, 5, 2, 6

     8.  2, 3, 6, 1, 4

     9.  5, 2, 6, 3, 2

     10.  3, 1, 5, 2, 7 
 

     Ключ   

     1.  7985

     2.  8967

     3.  8575

     4.  8878

     5.  7978

     6.  6546

     7.  4678

     8.  5975

     9.  7895

     10.  1679  
 

Интерпретация результатов

     Подсчитывается  число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма  взрослого человека — от 30 и выше.  
 

     2.2. Результаты исследований 

     Результаты  тестирования студентов (Приложение 6).

     Результаты  Корреляции даны в таблице: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Корреляционный анализ результатов 

     В корреляции выявлены следующие взаимосвязи (с критическим значением корреляции 0,404):

     1.  Взаимозависимость индекса безошибочности  с типом темперамента. С преобладающими  признаками сангвиника снижается уровень внимания и увеличивается количество ошибок.

     2.  Взаимосвязь типа нервной системы  с типом темперамента. Сильный  тип нервной системы преобладает у сангвиника и плохо выражена у меланхолика.

     3. Связь показателя интеллектуальной пластичности с типом темперамента. Более высокая интеллектуальная пластичность у сангвиника и низкая у меланхолика.

     4. Показатели теста Пьерона-Рузера на внимание прямо пропорциональны с показателями образной памяти и работоспособностью студентов. Чем выше концентрация внимания – тем выше показатели памяти и работоспособности.

     5. Показатели психомоторной эргичности  обратно пропорциональны типу  темпераменту меланхолика, слуховой  – логической памяти и типу  нервной системы. Чем выше показатели психомоторной эргичности, тем тип слабее нервной системы.

     6. Взаимосвязь показателя коммуникативной эргичности и индекса безошибочности. Чем выше показатель коммуникативной эргичности, тем ниже показатели концентрации внимания.

     7. Интеллектуальная пластичность зависит от показателей индекса безошибочности и интеллектуальной эргичности, т.е. чем выше показатель интеллектуальной пластичности, тем ниже количество ошибок, и выше интенсивность умственной деятельности, но отмечается снижение уровня коммуникативности. Пластичность интеллектуальная прямо пропорциональна типу темпераменту сангвиника, но обратно пропорциональна типу темпераменту меланхолика.

     8. Пластичность коммуникативная взаимосвязана с показателями оперативной памяти ( обратная зависимость) и с психомоторной эргичностья(прямая зависимость).

     9. Отмечается обратная зависимость скорости психомоторной с таким типом темперамента как меланхолик, что является одной из особенностей этого типа. Также скорость психомоторная обратно пропорциональна типу нервной системы. Чем выше эта скорость у человека, тем слабее его нервная система. Выявляется еще одна взаимозависимость психомоторной скорости от эргичности психомоторной. Они прямо пропорциональны.

     10. Тип темперамента определяет скорость интеллектуальную, как правило, у сангвиника она выше, чем у меланхолика. Также скорость интеллектуальная прямо пропорциональна эргичности психомоторной, интеллектуальной пластичности и скорости психомоторной.

     11. Результаты теста В. Н. Русалова показали, что: скорость коммуникативная напрямую зависит от коммуникативной пластичности и от психомоторной эргичности.

     12. Психомоторная эмоциональность взаимозависима с типом темперамента, в большей степени она характерна для меланхоликов. Также выявилась обратная зависимость ее от интеллектуальной скорости и пластичности.

     13. Интеллектуальная эмоциональность  характерна для такого типа темперамента, как меланхолик, и также она прямо пропорциональна высокому уровню концентрации внимания.

     14. Коммуникативная эмоциональность присуща меланхоличному типу темперамента. Выявлена прямая зависимость коммуникативной эмоциональности с уровнем внимания и психомоторной эмоциональности. Но чем выше коммуникативная эмоциональность, тем ниже показатель психомоторной скорости.

     15. Индекс психомоторной активности зависит от показателей психомоторной эргичности и психомоторной пластичности, но обратно пропорционален показателю интеллектуальной пластичности.

     16. Индекс общей эмоциональности  прямо пропорционален процентному соотношению меланхоличного типа темперамента, а также коммуникативной, психомоторной и интеллектуальной эмоциональности, но при этом наблюдается снижение скорости интеллектуальной.

     17. Выявлена прямая зависимость  индекса коммуникативной активности  с показателями коммуникативной  пластичности, психомоторной коммуникативной и интеллектуальной эмоциональности, индексом психомоторной активности и индексом общей эмоциональности.

     18. Индекса общей активности коррелирует с показателями психомоторной пластичности, эмоциональности, коммуникативной эмоциональности, индексом психомоторной активности, индексом общей эмоциональности, индексом коммуникативной активности.

     19. Наблюдается зависимость среднего балла студентов группы УПд-31 от типа темперамента. Наиболее высокий балл у представителей типа сангвиник, а наименьший - у меланхоликов. Высокий балл характерен для студентов с высокими показателями интеллектуальной эргичности, интеллектуальной пластичности и интеллектуальной скорости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В ходе выполнения настоящей курсовой работы была поставлена цель – выявить зависимость познавательных процессов человека от типа темперамента.

     Для этого в рамках группы студентов  было проведено исследование, направленное на определение типа темперамента по методике Белова, Теппинг – тест на силу и слабость нервной системы и тесты по определению уровня развития познавательных процессов.

Информация о работе Познавательнее процессы: внимание