Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:27, доклад
Агрессивность в обществе - явление отнюдь не редкое и может возникнуть практически по любому поводу. Как социальное явление, конфликты требуют регулирования. В своей жизни человек очень часто сталкивается с конфликтными ситуациями, и от умения их решать порой зависит исход начатого дела, зачастую судьба человека, да и просто его самочувствие. Каждому человеку, а уж тем более руководителю на любом уровне, и прежде всего государственном, сегодня необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного решения конфликтов различных масштабов, так как конфликтные ситуации влияют на каждого человека в отдельности и коллектив или общество в целом.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Иркутский государственный университет
Исторический факультет Кафедра педагогики и гуманитарных технологий
Методическая разработка лекции
«Природа конфликтов и пути их разрешения»
студентки 1 курса группы 07131-ДБ МО
направления подготовки бакалавров
Грибковой Д.Е.
Проверила: к.и.н., доцент кафедры педагогики
и гуманитарных технологий Семенова Л.А.
Иркутск-2011
Методическая разработка лекции
Тема лекции: «Природа конфликтов и пути их разрешения».
Обоснование выбора
темы: Агрессивность в обществе -
явление отнюдь не редкое и может
возникнуть практически по любому поводу.
Как социальное явление, конфликты
требуют регулирования. В своей
жизни человек очень часто
сталкивается с конфликтными ситуациями,
и от умения их решать порой зависит
исход начатого дела, зачастую судьба
человека, да и просто его самочувствие.
Каждому человеку, а уж тем более
руководителю на любом уровне, и
прежде всего государственном, сегодня
необходимы знания о способах предупреждения
и конструктивного решения
Место и значение темы в системе целого курса: Конфликт-весьма сложное социальное и психологическое явление. Без знаний особенностей человеческого поведения в социуме, без знаний психологии личности, предполагаемого образа мыслей человека того или иного социального статуса и социальной роли, влиять, и тем более управлять конфликтными ситуациями невозможно. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Существенна зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Поэтому изучение конфликтологии в общем курсе социальной психологии очень важно и просто необходимо. В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом.
Краткая характеристика литературы: Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е издание, А. Анцупов, А. Шипилов, 496 стр.
Это
первый отечественный учебник,
в котором сделана попытка
обобщения и систематизации
С позиции
междисциплинарного подхода
Для
студентов, изучающих курс
Гришина Н.В. Психология конфликта. Москва, 2003 г.
Во втором издании книги (предыдущее выпущено в 2000 г.) полно и систематично изложены психологические проблемы конфликтов. Виды конфликтов, психологические подходы к их пониманию, анализ взаимодействия людей в конфликтных ситуациях, особенности переживания человеком конфликтов, закономерности реакций людей на трудные ситуации в общении, переговорные модели разрешения конфликтов, психологическая помощь людям при возникновении конфликтов — это и многое другое представлено на страницах этой не имеющей аналогов книги. Она может оказать необходимую помощь в практической работе психологам, педагогам, социальным работникам, менеджерам, социологам.
Wikipedia.
Аудитория: студенты первого курса исторического факультета по специальности международные отношения и зарубежное регионоведение.
Цель лекции: рассказать, что такое конфликт, какова его природа, какие разновидности конфликтов существуют, как правильно выходить из конфликтных ситуаций и принимать решения, приводящие к конструктивным последствиям.
Организационная форма лекции: монолог с опорой на визуальные средства.
агрессию наиболее серьезной опасностью, какая
грозит человечеству в современных условиях».
По словам Ю.М.Нагибина, «люди поразительно недоверчивы друг к другу, все время ожидают нападения, отсюда их чудовищная агрессивность». Агрессивность в обществе- явление отнюдь не редкое и может возникнуть практически по любому поводу. Как социальное явление, конфликты, порождаемые самой природой общественной жизни, требуют регулирования. Они непосредственным образом выражают те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем. В своей жизни человек очень часто сталкивается с конфликтными ситуациями, и от умения их решать порой зависит исход начатого дела, зачастую судьба человека, да и просто его самочувствие. Каждому человеку, а уж тем более руководителю на любом уровне, и прежде всего государственном, сегодня необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного решения конфликтов различных масштабов, так как конфликтные ситуации влияют на каждого человека в отдельности и коллектив или общество в целом. Желанием понять природу конфликтов, научиться грамотно выходить из них и донести эти знания до аудитории, обусловлен выбор мной этой темы.
Конфли́кт (от лат. conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта. Это явление вездесущее, широко распространённое, осознанное, это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения личностей или общественных сил, интересов, взглядов по меньшей мере двух сторон. Активное противоборство и противодействие отличают конфликт от других форм конфронтации (отсутствие согласованности по тому или иному вопросу, противоречие интересов индивидов или общностей, соревновательное соперничество или жесткая конкуренция). Конфликтные ситуации возникают во всех сферах человеческой жизни - будь то экономика, политика, быт, культура или идеология.
Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Однако в настоящее время все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей.
Конфликт-весьма сложное социальное и психологическое явление. Без знаний особенностей человеческого поведения в социуме, без знаний психологии личности, предполагаемого образа мыслей человека того или иного социального статуса и социальной роли, влиять, и тем более управлять конфликтными ситуациями невозможно. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Существенна зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Поэтому изучение конфликтологии в общем курсе социальной психологии очень важно и просто необходимо. В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом.
Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликтологии появились на рубеже 19-20 в.в., однако и в предыдущие столетия лучшие умы человечества предлагали свое виденье природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Возможно, 21 век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конструктивного разрешения конфликтов, либо будет последним веком в истории цивилизации. Умение правильно решать конфликты как никогда актуально в наше время, это обусловлено рядом факторов, среди них глобальные события прошлого и настоящего: две мировые войны, более двух сот крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, терроризм, вооруженная борьба за власть, свержение одних политических режимов и установление новых, проходящие не бескровно, убийства и самоубийства, неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения… Конфликты на уровне организаций нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Конфликты между сотрудниками могут годами лихорадить трудовые коллективы и приводить их к распаду. Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека. Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.
По итогам 20 века Россия является бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтных ситуациях, но и по их моральным и материальным последствиям.
Новое столетие ставит Россию перед выбором: либо власть и народ смогут если не управлять то хотя бы удерживать социальные конфликты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью.
По характеру участников:
1.внутриличностный конфликт, т.е. индивидуальный конфликт; характеризуется столкновением несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов, мотивов, а также выполняемых человеком ролей. Возникает, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности. Например, ролей заботливой жены и матери с одной стороны и эффективного менеджера с другой.
2.межличностные, т.е. между отдельными людьми. Самый распространенный тип конфликта. Причины кроются не только в различиях характеров, взглядах, манерах поведения, но и в ограниченности материальных ресурсов. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой.