Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:27, доклад
Агрессивность в обществе - явление отнюдь не редкое и может возникнуть практически по любому поводу. Как социальное явление, конфликты требуют регулирования. В своей жизни человек очень часто сталкивается с конфликтными ситуациями, и от умения их решать порой зависит исход начатого дела, зачастую судьба человека, да и просто его самочувствие. Каждому человеку, а уж тем более руководителю на любом уровне, и прежде всего государственном, сегодня необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного решения конфликтов различных масштабов, так как конфликтные ситуации влияют на каждого человека в отдельности и коллектив или общество в целом.
3.конфликты между личностью и группой. Возникает, когда кто-то из организации или определенной группы нарушает нормы поведения или общения.
4.межгрупповые, т.е. конфликты, сторонами, которых являются группы различных уровней: от небольших неформальных до крупных организаций и даже государств или наций.
По действию на функционирование группы/организации:
1. конструктивные конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию взаимоотношений. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
2.деструктивные конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Складывается представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной. Возникает убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
По содержанию:
1.реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ; 2. нереалистические имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Причины конфликтов
1.Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
2. Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Например, руководитель подразделения объясняет низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.
3. Различия в целях. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.
4. Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
5. Различия в способах достижения целей.
6. Различие в психологических особенностях являются еще одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.
Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но совсем не обязательно приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Однако вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята её точка зрения и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия конструктивными и уменьшить количество деструктивных последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
Формы разрешения конфликтов
Среди управляющих воздействий по отношению к конфликтам центральное место занимает их разрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь конструктивно из них выходить.
Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение предполагает активность обеих сторон по устранению причин конфликта.
Урегулирование отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Её участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него.
Затухание- это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.
Устранение конфликта- воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта.
Самостоятельно
оппонентами:
1).затухание(потеря мотива к борьбе, переориен- 1).урегулирование;
тация
мотива, истощение ресурсов и сил);
2).разрешение;
Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
Условия и факторы разрешения конфликтов
Большинство условий и факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности поведения и взаимоотношения оппонентов.
1.Прекращение конфликтного взаимодействия - первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор пока будут предприниматься какие-то меры с одной или с обеих сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о решении конфликта идти не может.
2.Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны.
3. Снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту.
4. Перестать видеть в оппоненте врага.
5. Выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта, соответствующей данным обстоятельствам.
Успешность завершения конфликта зависит от того, как стороны учитывают факторы, влияющие на этот процесс.
Стратегии управления конфликтами
Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
1.Настойчивость (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
2. Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
3. Приспособление (уступчивость сдача своих позиций), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.
4. Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
5. Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
Особое место в урегулировании конфликтов занимает практика привлечения третьей стороны. Особой популярностью пользуется медиаторство. Как правило, это один человек, реже- группа из двух-трех профессионалов. В роли медиаторов могут быть и государства (например, Россия в ситуации улаживания отношений между Ираном и США в 2006 г.)
Медиаторство – один из наиболее древних способов разрешения конфликтов. Оно существовало издавна в Китае, странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов.
В качестве профессиональных медиаторов могут быть
Неофициальные медиаторы:
Позитивные функции конфликтов
Позитивные функции конфликтов описаны американским психологом и социологом Льюисом Козером, который в 1950-х г.г. систематизировал взгляды Зиммера. Среди них:
( этот механизм часто использовался в истории политики);