Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:43, курсовая работа
Целью данного исследования исследовать данную проблему в рамках гуманитарной психологии и рассмотреть наиболее перспективные направления формирования эстетического вкуса. Исходя из цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Глубокое и всестороннее изучение вопроса в рамках гуманитарной психологии - нового направления, разрабатываемого Б.С.Братусем, Л.И. Воробьевой, М.Н. Мироновой и др.
2. Обоснование партикулярности понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус».
3. Определение факторов, влияющих на уровень развития художественно-эстетического вкуса будущих учителей-филологов.
4. Анализ проблем медиаобразования как фактора формирования эстетического вкуса нового поколения.
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ ________ 6
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ_____________________________ 8
Механизм образования состояния эстетического вкуса _________ 10
Состояние художественного вкуса - новое начало
личностного пространства __________________________________ 13
Детерминация состояния художественно-эстетического вкуса
и его роль в профессиональном становлении личности____________ 15
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ _____ 18
ГЛАВА 4. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА _ 19
ВЫВОДЫ _______________________________________________ 38
ЛИТЕРАТУРА __________________________________________ 39
ДОКЛАД
ПРОБЛЕМА ЕСТЕТИЧНОГО СМАКУ В РАМКАХ ГУМАНІТАРНОЇ ПСИХОЛОГІЇ ТА СУЧАСНІ МЕТОДИ ЙОГО ФОРМУВАННЯ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ______________________________
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
В СОВРЕМЕННОЙ
НАУКЕ ______________________________
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВКУСА В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ____________________
Механизм
образования состояния
личностного пространства ______________________________
Детерминация
состояния художественно-
и его роль в профессиональном становлении личности____________ 15
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ _____ 18
ГЛАВА 4. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК
ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА _ 19
ВЫВОДЫ ______________________________
ЛИТЕРАТУРА
______________________________
ВВЕДЕНИЕ
Современная эпоха выдвигает ряд неотложных задач в области духовно-нравственного развития общества, которые требуют безотлагательного решения.
Актуальность исследования обусловлена рядом причин. На протяжении всей истории сфера духовной жизни и духовной культуры человека рассматривается как непреходящая ценность, которая служит развитию человеческого в человеке, сохраняет многовековой опыт, через освоение и умножение которого выявляется главный смысл человеческого бытия.
В настоящее время произошедшие в нашем обществе кардинальные изменения в области политики, экономики, идеологии, морали не только не снизили роль духовной культуры, но, наоборот, дали новый толчок для ее развития.
Продуктом духовной жизни общества, несущую основную эмоциональную нагрузку, выступает искусство - специфическая форма общественного сознания, главная цель которого - формирование и развитие способности личности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
Проблемами эстетического сознания занимаются отечественные и зарубежные научные философские, искусствоведческие, педагогические школы.
Безусловно важным является проведение психологических исследований, особенно экспликация психологических предпосылок и психологического механизма формирования эстетического вкуса личности, что поможет в изучении данной проблемы философам, эстетикам, педагогам. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования.
Однако, несмотря на глубокое изучение проблемы, в ее контексте можно обозначить такие наиболее актуальные аспекты, которые требуют дальнейшего теоретического анализа и экспериментальной апробации, а именно - точная дефиниция категории « эстетический вкус», четкое разделение понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус», обоснование их партикулярности, определение сущности понятия «художественно-эстетический вкус» как профессионального качества личности.
Как гипотеза исследования нами принято следующее положение: эстетический вкус может быть рассмотрен как синтез внутреннего роста и внешнего источника, образующего своеобразную плоскость человеческого развития. Выбор данной позиции объясняется попыткой через целостное понимание личности изучить отдельное его качество.
Целью данного исследования исследовать данную проблему в рамках гуманитарной психологии и рассмотреть наиболее перспективные направления формирования эстетического вкуса.
Объектом исследования являються категории « эстетический вкус», художественный вкус и их дефиниция.
Предметом исследования определение сущности понятия «художественно-эстетический вкус» как профессионального качества личности
Исходя из цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Глубокое и всестороннее изучение вопроса в рамках гуманитарной психологии - нового направления, разрабатываемого Б.С.Братусем, Л.И. Воробьевой, М.Н. Мироновой и др.
2. Обоснование партикулярности понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус».
3. Определение факторов, влияющих на уровень развития художественно-эстетического вкуса будущих учителей-филологов.
4. Анализ проблем медиаобразования как фактора формирования эстетического вкуса нового поколения.
Методологической и теоретической основой исследования являются принципы психологической науки – детерминизма, единства психики и деятельности, развития, отображения, системно-структурный, общепсихологическая концепция деятельности (А.Н.Леонтьев), культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского, концепция культурно-исторической сихологии И.Г.Белявского, эстетические положення М.М.Бахтина.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была разработана программа исследования, реализация которой предполагала использование комплекса следующих методов:
а) теоретические методы: анализ литературы;
б) эмпирический методы:
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
Отношение человека к искусству и к эстетическому в действительности определяется его эстетическим сознанием, которое выражается в эстетических восприятиях, переживаниях, чувствах, вкусах, оценках, суждениях, наслаждениях и т.д. В этих деятельных активных формах эстетической субъективности находит специфическое отражение объективно прекрасное, безобразное, комическое, трагическое, возвышенное и другие эстетические проявления действительности.
Безусловно, заслуживает особого внимания изучение отечественными и зарубежными научными философскими, искусствоведческими, педагогическими школами проблемы эстетического сознания. ( Бучило М.Ф., Выготский Л.С., Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П., Хогарт В. и др.), а также некоторых его категорий ( Эстетической оценки - Бутенко В.Г., эстетических потребностей - Джидарьян Д.М., Филатова Л.М., эстетического идеала - Локарева Г.В., Падалка Г.М., Хмара В.М. и др. )
Центральной категорией эстетического сознания личности, занимающей принципиальное место в научно-теоретических исследованиях, начиная с 60-х годов, является эстетический (художественный) вкус. В трудах Л.Н.Когана, О.В. Лармина, В.К. Скатерщикова, Е.Г. Яковлева и др. Определено его место в системе эстетического воспитания молодежи, выявлены его компоненты (Молчанова А.С.) , исследованы критерии сформированности эстетического вкуса будущих учителей ( Падалка Г.Н.).
Однако, несмотря на глубокое изучение проблемы, некоторые вопросы требуют дальнейшего теоретического анализа и экспериментальной апробации, а именно - точная дефиниция категории « эстетический вкус», четкое разделение понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус», обоснование их партикулярности, определение сущности понятия «художественно-эстетический вкус» как профессионального качества личности. Безусловно важным является проведение психологических исследований, особенно экспликация психологических предпосылок и психологического механизма формирования эстетического вкуса личности, что поможет в изучении данной проблемы философам, эстетикам, педагогам. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования.
Глубокое и всестороннее изучение вопроса, несущего в себе часто противоположные точки зрения(о соотношении художественного и эстетического, чувственного и рационального и т.д.) наталкивает нас на мысль исследовать данную проблему в рамках гуманитарной психологии - нового направления, разрабатываемого Б.С. Братусем, Л.И. Воробьевой, М.Н. Мироновой и др.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Как рабочая гипотеза нами принято следующее положение: эстетический вкус может быть рассмотрен как синтез внутреннего роста и внешнего источника, образующего своеобразную плоскость человеческого развития. Выбор данной позиции объясняется попыткой через целостное понимание личности изучить отдельное его качество.
Исследователи гуманитарной психологии достаточно убедительно показывают взаимоотношения деятельности и сознания, что являлось долгое время основным противоречием между «материальной» и «идеальной» школами. Согласно теории Б.С.Братуся, человечество развивается в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Рассматривая горизонтальную как движение деятельности и времени, а вертикальную - как смысловую ось отношений к миру, пронизывающую время и действие, четко определяется их взаимоотношение - скрещение, перекрест.
Новое начало возможно только при смещении как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонтальная связь - деятельность как инструмент, механизм, вертикальная - личность, внутренний мир. Деятельность может обслуживать и память, и внимание, и мышление, и восприятие, и др. процессы, не имеющие в данный момент прямого отношения к личности. Только «будучи пронизанным общим смысловым отношением» [3,12], деятельность становится способной отражать через себя личность. Личностное же, в свою очередь, осуществляется, обнаруживается только через горизонтальные связи.
Воспользуемся данной концепцией для определения сущности понятия «эстетический вкус». Современная эстетика и педагогика используют дефиниции «эстетический вкус» и « художественный вкус», часто отождествляя их (Коган Л.Н., Лисинская Т.Ю., Падалка Г.Н., Скатерщиков) либо рассматривая вторую как высшую форму первой ( Ахметов А.И., Коробко Е.Н.). Однако центральной категорией эстетического сознания является эстетический вкус и его определение принято считать базовым.
Анализ существующих исследований дает основание полагать, что данная категория рассматривается как комплексная способность личности воспринимать, переживать и оценивать эстетическое в действительности и в искусстве ( по О.А. Маленицкой), что это такая способность, в которой неразрывно связано непосредственное и опосредованное, общее и индивидуальное, эмоциональное и рациональное ( по Ж.А.Вартановой ).
Однако, приоритетным
в понимании вкуса как
Значит, согласно концепции гуманитарной психологии, эстетические чувства личности - вертикаль - скрещиваются с эстетической деятельностью (воображением , мышлением, памятью, опытом) - горизонталью. Перекрест -это эстетический вкус, это новое состояние личности под воздействием ее внутренней работы и внешнего источника (внешнего по отношению к состоянию).
Однако, будучи состоянием личности, эстетический вкус носит относительно мобильный характер, его оценка ограничивается основной деятельностью - удовлетворенностью или неудовлетворенностью (нравится или не нравится). Это состояние главным образом зависит от эстетического чувства. По справедливому замечанию Л.С.Выготского, поддерживающего точку зрения Р.Фишера, причина возникновения эстетического чувства - в сложной деятельности организма, который «всецело вкладывается в явления внешней природы или в формы, созданные человеком, приписывает этим явлениям, у которых нет ничего общего с каким-либо выражением, известные настроения, с помощью непроизвольного и бессознательного акта переходят со своим настроением в предмет. Это ссуда, это вкладывание, это вчувствование души в неодушевленный формы... [7; 63]. Т.о. происшедшее скрещивание подразумевает либо распад ("уже не нравится"), либо обогащение обеих плоскостей: на вертикали - эстетическим наслаждением, на горизонтали - эстетическим интересом. Изменение горизонтали (а, следовательно, и вертикали) приводит к новому началу, что подразумевает свое восполнение в смежной области. Так, понравившийся фильм "Титаник" доставляет наслаждение от постановки фильма (эстетическое состояние), заставляет задумываться о бессилии человека над природой (духовное состояние) о бесценности человеческих отношений (нравственное состояние), побуждает к поиску дополнительной информации (познавательное состояние) и т. д.
Следовательно, рассматривая личность как целостную систему, становится понятным, что изменение состояния на одной плоскости приводит к изменению состояния на соседних плоскостях.
Стоит заметить, что данные изменения, происходящие в личностном пространстве человека, не выходят за рамки гуманистической парадигмы, рассматривающая человека как существа самоценного и самооправданного. Согласно гуманитарной концепции "человек будет произрастать в лучшем для него направлении при наличии внимания, понятия, эмпатий..."[3; 12], но не воспитания, формирования подготовки и т. д. Человек творит себя сам, а общество ему помогает, не заставляя. Личность сама формирует свой эстетический вкус благодаря своей эстетической способности, а окружение -
предлагает, не навязывая. Повторяя логику мысли Н.Ф.Бучило, вкус - "это своеобразная норма эстетического совершенства, определяющая избирательность личности в отношении явлений действительности и искусства и характеризующая способность чувствовать прекрасное и испытывать волнение при встрече с ним. Особенностью вкуса является то, что он покоится на чувстве и не требует логического обоснования".[4; 20]