Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 18:00, курсовая работа
Актуальность проблемы. Изучение психических состояний в современной психологии является особо актуальным, так как благодаря интегрирующей функции состояний обеспечивается единство психического, вследствие чего образуется целостная психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, процессы и их взаимосвязи. Для психологической практики значимость исследований психических состояний связана с их влиянием на эффективность всех видов жизнедеятельности человека.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
проблемы. Изучение психических состояний
в современной психологии является
особо актуальным, так как благодаря
интегрирующей функции
Сама
«психология состояний» парадоксальным
образом молодая ветвь
Цель работы – показать сумму существующих представлений о проблеме состояний в психологии .
Предмет работы – изучение психических состояний в психологии.
Задачи работы:
1. Изучить исторический аспект изучения проблемы психических состояний
2.
Исследовать особенности
3.
Дать характеристику основным
психическим состояниям
Методы
исследования – для решения поставленных
задач в работе бал использован
метод анализа современной
Объект работы – психические состояния.
Структура
работы. Данная работа изложена на 29 листах,
содержит введение, 2 главы, заключение
и список литературы, одну таблицу.
I. ПОНЯТИЕ
ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Категория состояния вошла в широкий психологический оборот сравнительно недавно, из других областей науки, в которых разработана гораздо тщательнее – из физики, биологии (особенно психофизиологии). Даже в философии категория состояния проходит через всю её историю словно вскользь, без специального отдельного изучения. Так уже со II тысячелетия до н.э. мы находим упоминания о специфических состояниях «души», например, состояниях «нирваны», «самадхи», «сатори» в древневосточной литературе, «десяти состояниях любви» описанных Ватсьяяной Малланагой (III-IV в.н.э.) в Камасутре [5, с.59].
В
Древней Греции, Гераклит (IV в.д.н.э.)
отмечал «состояние» как
Позже его идеи развивали Галин, Плотин, Августин. Продолжая психофизиологический подход Аристотеля, Авиценна подчеркивал связь эмоций и телесных изменений в состоянии человека – в его здоровье и болезни. Далее в истории развития понятия состояния можно отметить Р. Декарта, В. Вундта, Ч. Дарвина, У. Джеймса. Затем, как указывает Т.А. Немчин, с выдвижением И.М. Сеченовым в середине XIX в. принципа обратной связи в формировании и течении психических состояний, открывается новый этап в эволюции учения о психических состояниях, уже не изолированных от внешнего мира и поведения. Благодаря его работам и трудам К. Бернара, У. Кеннона, Ф. Гальтона, Г. Гельмгольца, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Г. Селье и др., с развитием концепции гомеостаза и рефлексологии, исследования психических состояний становятся на научную основу [3, с.40].
Но, при всей длительности истории
развития категории состояния,
специальным предметом
Такому
изменению в определении
Поэтому нетрудно согласиться с мнением В.Н. Мясищева, подчеркивавшего, что «в современной психологии законно много внимания уделяется эксперименту и методике, но недостаточно внимания уделено основным понятиям психологии». С публикацией в нашей стране хрестоматии «Психические состояния» можно начать отсчёт полномасштабных не только практических, но и теоретических исследований в области психологии состояния. Или, можно сказать, что с этим шагом к теоретическим проблемам вернулось то значение, которое придавалось им в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева и др. [7, с.131].
По справедливому утверждению И. Канта, «всё, что происходит, предполагает предшествующее состояние, за которым оно неизбежно следует. Происшедшее опять-таки предполагает предшествующее ему состояние, а это состояние предполагает ещё более раннюю причину и т.д.» [14, с.163]. Однако, причинность в отношении самих состояний не может быть только линейной. Она строится и по критерию обратной связи, и по критерию силы причины или причинного поля. Так Л.В. Куликов, указывает, что «в состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. При этом здесь некорректно говорить о каком-либо статистическом балансе. Определённые события или условия текущей ситуации могут надолго «потеснить» трансситуативную составляющую и в значительной степени определить многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие. Например, заключение в тюрьме, концлагере, тяжёлая болезнь и т.д. являют собой ситуативное обусловливание, которое может охватить длительный период времени».
В общем же, детерминантами состояния, которые определяют характеристики состояния, выделяются следующие факторы и их соотношение: а) потребности, желания и стремления человека; б) его возможности; в) условия среды и их субъективное восприятие.
1.2
Основные подходы российских
психологов к проблеме
По
мнению Н.Д. Левитова, психические состояния
- это целостная характеристика психической
деятельности за определенный период
времени, показывающая своеобразие
протекающих психических
Раскрывая суть этого определения, Н.Д. Левитов говорит о том, что всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Например, состояние, называемое борьбой мотивов, обычно рассматривается в рамках волевых процессов, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элементы, причем все они не суммируются, а образуют целостную структуру. Весьма существенным для психического состояния является и то, что оно на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типичные черты. Например, состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности [8, c.443-444].
Опираясь на данное определение, Н.Д. Левитов предпринял попытку классификации психических состояний, хотя при этом он отмечает, что эта классификация во многом условна. По его мнению, основными классами состояний являются следующие:
1)
состояния личностные и
2)
состояния более глубокие и
более поверхностные, в
3)
состояния, положительно или
4)
состояния продолжительные и
кратковременные. Так,
5)
состояния более или менее
осознанные. Например, рассеянность
чаще бывает несознательным
В.А. Ганзен предпринял попытку систематизации состояний. С этой целью были отобраны и подвергнуты анализу 187 терминов, определяющих психические состояния человека. При проведении анализа этих слов учитывалось, что, во-первых, целесообразно различать состояния, установившиеся и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию, и, во-вторых, что психические процессы, состояния и свойства личности разграничиваются по признаку динамичности (первые наиболее подвижны, вторые занимают среднее положение, третьи же наиболее стабильны).
В результате проведенного анализа были выделены 63 понятия, обозначающие состояния человека. Эти понятия распределились на две группы: 1) состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека; 2) состояния сознания и внимания. Каждая группа имеет общие характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в нее состояний: «напряжение—разрешение» для группы волевых состояний; «удовольствие—неудовольствие» для группы аффективных состояний; «сон—активация» для группы состояний сознания и внимания [8, c.444].
Несколько иначе подходит к рассмотрению проблемы состояний Е.П. Ильин. Он рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он называет психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на определенных уровнях регулирования. По определению Е.П. Ильина, психофизиологическое состояние — это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.
Информация о работе Проблема психологических состояний в психологии