Проблема психологических состояний в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы. Изучение психических состояний в современной психологии является особо актуальным, так как благодаря интегрирующей функции состояний обеспечивается единство психического, вследствие чего образуется целостная психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, процессы и их взаимосвязи. Для психологической практики значимость исследований психических состояний связана с их влиянием на эффективность всех видов жизнедеятельности человека.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 55.92 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  проблемы. Изучение психических состояний  в современной психологии является особо актуальным, так как благодаря  интегрирующей функции состояний  обеспечивается единство психического, вследствие чего образуется целостная  психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, процессы и их взаимосвязи. Для психологической  практики значимость исследований психических  состояний связана с их влиянием на эффективность всех видов жизнедеятельности  человека.

     Сама  «психология состояний» парадоксальным образом молодая ветвь психологии. Так, В.Н. Дружинин в предисловии к первой в России хрестоматии «Психические состояния» заключает: «несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков значение, которое имеет психология состояний, она до сих пор остаётся «золушкой» в семье психологических отраслей». До сих пор трудно найти учебник по психологии, включающий в себя хотя бы небольшую главу о психических состояниях». Однако, кроме освещённой в литературе проблемы исследования отдельных психических состояний, по нашему мнению, следует поставить и проблему рассмотрения состояния человека как целого, его психического состояния вообще. Очевидно, что без выработки таких общих представлений невозможна качественная и успешная разработка частных проблем. Несмотря на это, вопросы общего состояния человека, его отношений с личностью остаются совершенно неисследованными.

     Цель  работы – показать сумму существующих представлений о проблеме состояний  в психологии .

     Предмет работы – изучение психических состояний в психологии.

     Задачи  работы:

     1. Изучить исторический аспект  изучения проблемы психических  состояний

     2. Исследовать особенности психических  состояний личности.

     3. Дать характеристику основным  психическим состояниям личности.

     Методы  исследования – для решения поставленных задач в работе бал использован  метод анализа современной психологической  литературы.

     Объект  работы – психические состояния.

     Структура работы. Данная работа изложена на 29 листах, содержит введение, 2 главы, заключение и список литературы, одну таблицу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. ПОНЯТИЕ  ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 

    1. Исторический  аспект изучения проблемы психических  состояний

     Категория состояния вошла в широкий  психологический оборот сравнительно недавно, из других областей науки, в  которых разработана гораздо  тщательнее – из физики, биологии (особенно психофизиологии). Даже в философии  категория состояния проходит через  всю её историю словно вскользь, без специального отдельного изучения. Так уже со II тысячелетия до н.э. мы находим упоминания о специфических  состояниях «души», например, состояниях «нирваны», «самадхи», «сатори» в древневосточной  литературе, «десяти состояниях любви» описанных Ватсьяяной Малланагой (III-IV в.н.э.) в Камасутре [5, с.59].

     В Древней Греции, Гераклит (IV в.д.н.э.) отмечал «состояние» как устойчивый психический феномен, и полагал, что «состояния души» могут переходить из одного в другое, в одно время  являются и тем и другим. Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит и др. полагали, что  состояния души обусловлены воздействием внешних и внутренних факторов, а  Сократ, Платон и др. - что состояния  души индетерминированы. Стоики, эпикурейцы и перипатетики выделяли отдельные  виды состояний души (страдания, страсти, напряжённости и т.д.) указывая на их детерминирующие свойства. В качестве одной из основных философских категорий  категория состояния впервые  возникает у Аристотеля, и в  своих психологических изысканиях он выделял психические состояния  как особые состояния души, подчёркивая  связь между ними и характеристиками телесного субстрата, разделял понятия  психического состояния и психической  деятельности [2, с.62].

     Позже его идеи развивали Галин, Плотин, Августин. Продолжая психофизиологический подход Аристотеля, Авиценна подчеркивал  связь эмоций и телесных изменений  в состоянии человека – в его  здоровье и болезни. Далее в истории развития понятия состояния можно отметить         Р. Декарта, В. Вундта, Ч. Дарвина, У. Джеймса. Затем, как указывает Т.А. Немчин, с выдвижением И.М. Сеченовым в середине XIX в. принципа обратной связи в формировании и течении психических состояний, открывается новый этап в эволюции учения о психических состояниях, уже не изолированных от внешнего мира и поведения. Благодаря его работам и трудам К. Бернара, У. Кеннона, Ф. Гальтона, Г. Гельмгольца, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Г. Селье и др., с развитием концепции гомеостаза и рефлексологии, исследования психических состояний становятся на научную основу [3, с.40].

       Но, при всей длительности истории  развития категории состояния,  специальным предметом изучения  на философском уровне она  становится только в двадцатом  веке, в частности, в работах  В.И. Кемкина, Е.В. Сироты, Е.В.  Ситниковой, Б.Ф. Сорокина. Возможно, что именно самой истории применения  категории состояния в философии  психология обязана тем, как  поздно эта категория обрела  психологический статус и значение. По словам В.А. Ганзена, только  «после выхода в 1964 г. книги  Н.Д. Левитова «О психических  состояниях человека» термин  «психическое состояние» получил  широкое распространение. Если  раньше психологию определяли  как науку о психических процессах  и свойствах личности, то сейчас  в большинстве учебников психологии  встречается такая формулировка: психология – это наука о  психических процессах, состояниях  и свойствах личности», иногда  в определение психологии добавляют  «психические образования», т.е.  знания, умения, навыки, привычки [15, с.83].

     Такому  изменению в определении психологии способствовали исследования, в основном, последней половины двадцатого века, это работы Н.Д. Левитова, К.К. Платонова, А.О. Прохорова, В.А. Ганзена,                          В.М. Мясищева, Т.А. Немчина, Е.П. Ильина, Ю.Е. Сосновиковой, П.К. Анохина, В.В. Суворовой, Г.И. Акинщиковой и др., развивавших идею о делении психических явлений на процессы, состояния и свойства, по критерию динамичности, лабильности, скорости изменения самих явлений, где состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности.

     Поэтому нетрудно согласиться с мнением  В.Н. Мясищева, подчеркивавшего, что  «в современной психологии законно  много внимания уделяется эксперименту и методике, но недостаточно внимания уделено основным понятиям психологии». С публикацией в нашей стране хрестоматии «Психические состояния» можно начать отсчёт полномасштабных  не только практических, но и теоретических  исследований в области психологии состояния. Или, можно сказать, что  с этим шагом к теоретическим  проблемам вернулось то значение, которое придавалось им в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева и др. [7, с.131].

     По  справедливому утверждению И. Канта, «всё, что происходит, предполагает предшествующее состояние, за которым  оно неизбежно следует. Происшедшее  опять-таки предполагает предшествующее ему состояние, а это состояние  предполагает ещё более раннюю причину  и т.д.» [14, с.163]. Однако, причинность в отношении самих состояний не может быть только линейной. Она строится и по критерию обратной связи, и по критерию силы причины или причинного поля. Так Л.В. Куликов, указывает, что «в состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. При этом здесь некорректно говорить о каком-либо статистическом балансе. Определённые события или условия текущей ситуации могут надолго «потеснить» трансситуативную составляющую и в значительной степени определить многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие. Например, заключение в тюрьме, концлагере, тяжёлая болезнь и т.д. являют собой ситуативное обусловливание, которое может охватить длительный период времени».

     В общем же, детерминантами состояния, которые определяют характеристики состояния, выделяются следующие факторы  и их соотношение: а) потребности, желания  и стремления человека; б) его возможности; в) условия среды и их субъективное восприятие.

     1.2 Основные подходы российских  психологов к проблеме психических  состояний 
 

      По  мнению Н.Д. Левитова, психические состояния - это целостная характеристика психической  деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие  протекающих психических процессов  в зависимости от отражаемых предметов  и явлений действительности, предшествующего  состояния и психических свойств  личности.

     Раскрывая суть этого определения, Н.Д. Левитов  говорит о том, что всякое психическое  состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Например, состояние, называемое борьбой мотивов, обычно рассматривается в рамках волевых процессов, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элементы, причем все они не суммируются, а образуют целостную структуру. Весьма существенным для психического состояния является и то, что оно на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типичные черты. Например, состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности [8, c.443-444].

     Опираясь  на данное определение, Н.Д. Левитов  предпринял попытку классификации  психических состояний, хотя при  этом он отмечает, что эта классификация  во многом условна. По его мнению, основными  классами состояний являются следующие:

     1) состояния личностные и ситуативные.  Во-первых, прежде всего, выражаются индивидуальные свойства человека, во-вторых - особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. То обстоятельство, что психические состояния часто бывают личностными, т. е. выражают ту или иную черту человека, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, аффект же является временным целостным психическим состоянием, которое в определенной время начинается и кончается.

     2) состояния более глубокие и  более поверхностные, в зависимости  от силы их влияния на переживания  и поведение человека. Страсть  как психическое состояние гораздо  глубже настроения.

     3) состояния, положительно или отрицательно  действующие на человека. Такое  подразделение особенно важно  с практической и, в первую  очередь, с педагогической точки  зрения. Апатия может служить  примером отрицательного состояния,  а вдохновение - примером состояния,  положительно влияющего на деятельность  человека.

     4) состояния продолжительные и  кратковременные. Так, настроения  могут иметь разную продолжительность:  от нескольких минут до суток  и ряда дней.

     5) состояния более или менее  осознанные. Например, рассеянность  чаще бывает несознательным психическим  состоянием, решительность всегда  сознательна, утомление может  иметь разный уровень осознанности  [7, c.18].

     В.А. Ганзен предпринял попытку систематизации состояний. С этой целью были отобраны и подвергнуты анализу 187 терминов, определяющих психические состояния человека. При проведении анализа этих слов учитывалось, что, во-первых, целесообразно различать состояния, установившиеся и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию, и, во-вторых, что психические процессы, состояния и свойства личности разграничиваются по признаку динамичности (первые наиболее подвижны, вторые занимают среднее положение, третьи же наиболее стабильны).

     В результате проведенного анализа были выделены 63 понятия, обозначающие состояния  человека. Эти понятия распределились на две группы: 1) состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека; 2) состояния сознания и внимания. Каждая группа имеет общие характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в нее состояний: «напряжение—разрешение» для группы волевых состояний; «удовольствие—неудовольствие» для группы аффективных состояний; «сон—активация» для группы состояний сознания и внимания [8, c.444].

     Несколько иначе подходит к рассмотрению проблемы состояний     Е.П. Ильин. Он рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он называет психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на определенных уровнях регулирования. По определению Е.П. Ильина, психофизиологическое состояние — это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Информация о работе Проблема психологических состояний в психологии