Проблема психологических состояний в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы. Изучение психических состояний в современной психологии является особо актуальным, так как благодаря интегрирующей функции состояний обеспечивается единство психического, вследствие чего образуется целостная психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, процессы и их взаимосвязи. Для психологической практики значимость исследований психических состояний связана с их влиянием на эффективность всех видов жизнедеятельности человека.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 55.92 Кб (Скачать документ)

     Для него характерны очень высокая активность симпатической нервной системы  и высокочастотные ритмы головного мозга .                                       

     Проблема  психических состояний имеет  в психологии огромное значение, поскольку психические состояния существенно определяют характер деятельности человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Психические состояния - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие  протекающих психических процессов  в зависимости от отражаемых предметов  и явлений действительности, предшествующего  состояния и психических свойств  личности.

     Проблемой психических состояний занимались Р. Декарт, В. Вундт,         Ч. Дарвина, У. Джеймс, Т.А. Немчин, И.М. Сеченов, К. Бернар, У. Кеннон, Ф. Гальтон, Г. Гельмгольц, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Г. Селье,              Н.Д. Левитов, В.А. Ганзен, В.М. Мясищев.

     Для характеристик психических состояний  типичной является классификация состояний  коры И.П. Павлова. На одном конце  стоит возбужденное состояние, чрезвычайное повышение тонуса раздражения, когда  делается невозможным или очень  затрудненным тормозной процесс. За ним идет нормальное, бодрое состояние, состояние равновесия между раздражительным  и тормозным процессами. Затем  следует длинный, но тоже последовательный ряд переходных состояний к тормозному состоянию. Из них особенно характерны: уравнительное состояние, когда  все раздражители, независимо от их интенсивности, в противоположность  бодрому состоянию, действуют совершенно одинаково; парадоксальное, когда действуют  только одни слабые раздражители или  сильные, но только едва, и, наконец, ультрапарадоксальное, когда действуют положительно только ранее выработанные тормозные агенты - состояние, за которым следует полное тормозное состояние.

     Некоторые психологи разделяют психические  состояния на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся  на практические и мотивационные; на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные; на состояния сознания (сон-активация)

     Существует  также другая классификация психических  состояний, предложенная В.А. Ганзеном: параметры физического пространства вызывают положительные или отрицательные  мотивационные состояния: энергетические параметры пространства - практические состояния, временные параметры  пространства - эмоциональные состояния, информационные параметры пространства - гуманитарные состояния.

     1. Эмоциональные состояния - реакция  на меру удовлетворения потребностей  организма в жизненных ресурсах ( вызываемые влиянием материальных  факторов внешней среды и организменных  факторах внутренней среды - жажды,  голода, гипоксии, сексуального напряжения, страха, ужаса, паники и др.) [11, c.83]. Эмоциональные состояния включают  в себя:

     - любопытство - скуку  ;

       - готовность - растерянность;

     - дружелюбие - враждебность;

     - сытость - голод.

     2. Практические - как реакция на  объем расходования рабочей силы  для достижения своих целей  ( возникающие в процессе трудовой  деятельности - утомление, напряжение, монотония, тревожность, стресс  и т.д.). Практические состояния  вызываются наличием целевого  и материально-информационного обеспечения  расходования рабочей силы в  процессе трудовой деятельности:

     - энергичность - утомленность;

     - расслабленность - напряженность;

     - спокойствие - тревожность;

     -  хладнокровие - стресс [11, c.84].

     3. Мотивационные - как реакция на  характер межличностных отношений  в обществе между участниками  политического процесса                (связанные с осознанием своей  причастности, необходимости, полезности  всему обществу и конкретному  человеку).

     Психические состояния этого вида появляются в процессе межличностного взаимодействия и вызываются мерой гармонии, обнаруживаемой в его процессе. В группу мотивационных  состояний входят:

     - симпатия - антипатия;

     - синтония - асинтония;

     - восхищения - возмущения;

     - любовь - ненависть. 

         4. Гуманитарные, как реакция на качества политической информации, сопровождающие процесс познания политической картины мира [11, c.85].

     Среди интенсивных характеристик большинство  авторов выделяют следующие параметры  психических состояний: уровень  бодрствования, уровень удовлетворенности,  уровень эмоциональности, уровень  мотивированности, уровень разрешения-напряжения.

     Экстенсивные  особенности характеризуются:

     - в структуре психических состояний  выделяются внешнее состояние  и внутреннее состояние,

     - важной экстенсивной особенностью  психических состояний является  соотношение активности коры  и подкорки,

     - внимание является важнейшей  экстенсивной особенностью.

     Наиболее  часто в практике психолога встречаются  следующие психические состояния - релаксация, сон, бодрствование, стресс, гипноз, депрессия, экстаз, апатия, утомление, оптимальное рабочее состояние, состояние напряженной деятельности.

     Психические состояния  человека характеризуются  целостностью, подвижностью и относительной  устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Целостность психических состояний  проявляется в том, что они  характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

 

     

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 2003, - 200 с.

2. Варфоломеева О. В. Основы психологии учебной деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 2000, - 359 с.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1999, - 560 с.

4. Еникеев  М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Издательская  группа НОРМА-ИНФРА × М, 2000. - 624 с.

5. А.А. Крылов. Психические состояния / Под ред.: - Л., 2001.

6 Л.В. Куликова. Психические состояния // (Хрестоматия) Сост. и общ. ред.: - СПб., Издательство «Питер», 2000, - 512с.

7. Левитов  Н.Д. О психических состояний  человека. - М.: Просвещение, 1964.

8. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,          2009, - 583 с.

9. Куликов Л.В. Психология настроения.: - СПб., 2002, - 512 с.

10. Мясищев В.Н. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева, СПб., 2001.

11. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения // Л., 1998.

12. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Психология. Словарь. Под. Ред.: –М., 2002, -137 с.

13. Прохоров А.О. Словарь-тезаурус психический состояний человека.  СПб., 1992, - 78 с.

14. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1999, - 168 с.

15. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 2008,             - 218 с.

Информация о работе Проблема психологических состояний в психологии