Проблема психологических состояний в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы. Изучение психических состояний в современной психологии является особо актуальным, так как благодаря интегрирующей функции состояний обеспечивается единство психического, вследствие чего образуется целостная психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, процессы и их взаимосвязи. Для психологической практики значимость исследований психических состояний связана с их влиянием на эффективность всех видов жизнедеятельности человека.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 55.92 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, Е.П. Ильин выделяет особый вид состояний — психофизиологические состояния, которые связаны с психическими и физиологическими структурами человека. При этом любое психическое состояние человека оказывается связанным с физиологическими структурами человека (либо оно будет вызвано физиологическими процессами, либо будет способствовать возникновению определенных физиологических процессов). Учитывая это, подход Е.П. Ильина приобретает особую привлекательность при рассмотрении психических состояний в рамках общей проблемы адаптации человека.

     Данное  Е.П. Ильиным определение психофизиологического состояния предполагает, что оно — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Поэтому всякое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Причем оно выражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека. Таким образом, но мнению Е.П. Ильина, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования:

психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы  вегетативной нервной системы) и  поведенческого (мотивированное поведение).

     По  мнению автора данной концепции, в любом  психофизиологическом состоянии должны быть обязательно представлены все вышеперечисленные уровни, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение об имеющемся у человека состоянии. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях.

     Отличительной чертой данной позиции является и  то, что если         Н.Д. Левитов говорил о недопущении сведения состояний к переживаниям, то Е.П. Ильин считает, что исключать их из характеристики состояний тоже нельзя. Переживания, по его мнению, занимают ведущее место в диагностике состояния. Именно переживание чего-то (апатии, страха, отвращения, неуверенности и т. п.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизиологическом состоянии. Следовательно, психологические особенности личности играют, вероятно, ведущую роль в образовании психофизиологических состояний. Если это так, то механизмы регуляции психических состояний надо искать внутри самой личности.

     Таким образом, в концепции Ильина целесообразно  выделить несколько основных положений. Во-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня. Во-вторых, субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний [8, c.445].

     По  мнению М.И. Еникеева, психическое состояние - это временное своеобразие психической  деятельности индивида, обусловленное  содержанием и условиями его  деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

     Психические состояния являются, как правило, реактивными состояниями - системой реакций на определенную поведенческую  ситуацию. Однако все психические  состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью - являются текущей модификацией психики данной личности.

     Психические состояния подразделяются на ситуативные  и личностные. Ситуативные состояния  характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуативных  обстоятельств. Они подразделяются на: 1) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; 2) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; 3) конфликтные психические  состояния.

     К устойчивым психическим состояниям личности относятся: 1) оптимальные  и кризисные состояния; 2) пограничные  состояния (психопатия, неврозы и  т. д.); 3) психические состояния нарушенного  сознания.

     Все психические состояния связаны  с нейродинамическими особенностями  высшей нервной деятельности, взаимодействием  левого и правого полушария мозга, функциональными связями коры и  подкорковых сьруктур, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном итоге - с особенностями психической саморегуляции каждого индивида      [4, c.276-277]. 
 

II. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 

     2.1 Структура психического состояния 

      Психофизиологические  состояния и соответствующие  им структуры, для сравнения которых  возможна единая шкала – интенсивные состояния, а те состояния и структуры, для которых такое сопоставление невозможно - экстенсивными. Не допуская возможности делить состояния на интенсивные и экстенсивные, мы используем понятия интенсивности и экстенсивности для разделения характеристик психических состояний [1, c.69].

     Для интенсивных характеристик психических состояний типичной является классификация состояний коры И.П. Павлова. На одном конце стоит возбужденное состояние, чрезвычайное повышение тонуса раздражения, когда делается невозможным или очень затрудненным тормозной процесс. За ним идет нормальное, бодрое состояние, состояние равновесия между раздражительным и тормозным процессами. Затем следует длинный, но тоже последовательный ряд переходных состояний к тормозному состоянию. Из них особенно характерны: уравнительное состояние, когда все раздражители, независимо от их интенсивности, в противоположность бодрому состоянию, действуют совершенно одинаково; парадоксальное, когда действуют только одни слабые раздражители или сильные, но только едва, и, наконец, ультрапарадоксальное, когда действуют положительно только ранее выработанные тормозные агенты - состояние, за которым следует полное тормозное состояние. Эта шкала несет тонический "энергетический" характер. В психологии "энергетические" шкалы связаны в основном с проблемой функциональных состояний, имеется огромное количество методов, позволяющих оценить тонус человека [6, c.73].

     Второй  вид интенсивных характеристик  касается эмоциональных состояний. Во-первых - по степени активности аппарата эмоций. Во-вторых - по уровню удовлетворенности. Хотя в этом случае немаловажную роль играют экстенсивные характеристики [6, c.74]. В последнее время внимание биологов очень занимает проблема эндорфинов и энкефалинов - "эссенций счастья". К примеру, есть данные о выраженном влиянии эндорфинов на депрессию и шизофрению.

     В структуре подкорки выделены системы arousal-1 и arousal-2, отвечающие соответственно за возбуждение-торможение и за положительные  эмоции - отрицательные эмоции. Ниже приводится таблица, отражающая соотношение этих систем на примере четырех состояний (Таблица 1) [9, c.108]. 

Состояние Система  
  arousal-1 Arousal-2
Тревога + -
Депрессия - -
Гипоманиакальное  состояние + +
Эйфория - +
 

Таблица 1. Взаимоотношение систем неспецифической  активности мозга при разных эмоциональных  состояниях человека (по Г.Ю. Волынкиной, Н.Ф. Суворову). 

          Примером экстенсивной характеристики  психических состояний может  служить разделение состояний  двух систем: низшей (ведающей анализом  и синтезом конкретной информации) и высшей (ведающей анализом и  синтезом абстрактной информации). При общем ослаблении нервной  системы у лиц с доминированием  низшей системы будет наблюдаться  картина истерии; с доминированием  высшей - психастении. 

     Согласно  концепции Е.П. Ильина  качественный характер состоянию придают особенности  личности (в первую очередь волевые  качества).  Особое значение придается вниманию, как наиболее глобальной характеристикой деятельного состояния человека [10, c.152]. 

     Интересную  концепцию предлагает Чирков В.И. С  диагностическими целями он выделяет в психических состояний пять факторов: настроение, оценка вероятности  успеха, мотивация (уровень), уровень  бодрствования (тонический компонент) и отношение к работе (деятельности). Эти пять факторов он объединяет в  три группы: мотивационно-побудительная (настроение и мотивация), эмоционально-оценочная (оценка вероятности успеха и отношение  к работе) и активационно-энергетическая (уровень бодрствования) [6, c.158].

     Особняком стоят классификации состояний  на основе системного подхода, разделяющие  психические состояния по тому или иному признаку.

     Некоторые психологи разделяют психические состояния на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на практические и мотивационные; на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные; на состояния сознания (сон-активация) [6, c.160].

     Существует  также другая классификация психических  состояний, предложенная В.А. Ганзеном: параметры физического пространства вызывают положительные или отрицательные мотивационные состояния: энергетические параметры пространства - практические состояния, временные параметры пространства - эмоциональные состояния, информационные параметры пространства - гуманитарные состояния.

     1. Эмоциональные состояния - реакция  на меру удовлетворения потребностей  организма в жизненных ресурсах ( вызываемые влиянием материальных  факторов внешней среды и организменных  факторах внутренней среды - жажды,  голода, гипоксии, сексуального напряжения, страха, ужаса, паники и др.) [11, c.83]. Эмоциональные состояния включают в себя:

     - любопытство - скуку  (состояние, вызываемое привлекательностью материальных, человеческих или иных ресурсов);

  - готовность - растерянность (состояние, вызываемое ощущением меры собственных сил и средств, необходимых для получения ресурсов);

     - дружелюбие - враждебность (состояние, вызываемое формой своего включения в распределение материальных, информационных, управленческих, эстетических ресурсов);

     - сытость - голод (состояние, вызываемое мерой удовлетворения ресурсами различных органических потребностей человека).

     2. Практические - как реакция на объем расходования рабочей силы для достижения своих целей ( возникающие в процессе трудовой деятельности - утомление, напряжение, монотония, тревожность, стресс и т.д.). Практические состояния вызываются наличием целевого и материально-информационного обеспечения расходования рабочей силы в процессе трудовой деятельности:

     - энергичность - утомленность (состояние,  появляющееся при исполнении  работы с ясно определенными  целью и наличием средств деятельности, но результат которой требует  продолжительных усилий);

     - расслабленность - напряженность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известной целью и очевидным результатом, но с неопределенными средствами ее достижения);

     - спокойствие - тревожность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известным результатом, но с неясно определенной целью и средствами ее достижения);

     - хладнокровие - стресс (состояние, возникающее в деятельности, где точно определена ее цель, но ничего не известно о средствах ее выполнения и результате, который может быть опасным для работника) [11, c.84].

     3. Мотивационные - как реакция на  характер межличностных отношений  в обществе между участниками  политического процесса                (связанные с осознанием своей причастности, необходимости, полезности всему обществу и конкретному человеку).

     Психические состояния этого вида появляются в процессе межличностного взаимодействия и вызываются мерой гармонии, обнаруживаемой в его процессе. В группу мотивационных состояний входят:

     - симпатия - антипатия (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа уравновешенности: соотнесения статики и динамики проявления его природных и культурных характеристик с проявлением своих собственных характеристик );

Информация о работе Проблема психологических состояний в психологии