Проблема развития мышления. Основные психологические теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:28, контрольная работа

Описание

В этой работе описана последовательность развития мышления, начиная с раннего возраста, этапы формирования наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышление, даны их характеристики. В работе рассмотрены стадии становления мышления (допонятийная и понятийная) в процессе взросления, воспитания и обучения человека. Указаны виды мыслительной деятельности в зависимости от типа решаемых задач, направленности. Рассмотрены взаимосвязи видов мышления и переход одного вида мыслительной деятельности в другой. В данной работе описаны различные теории мышления, материалистический и идеалистический подходы. Тема изучения мышления остается актуальной и сейчас.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 41.42 Кб (Скачать документ)

Реферат: "Проблема развития мышления. Основные психологические  теории"

Раздел: психология, педагогика

Проблема  развития мышления. Основные психологические  теории

Контрольная работа по дисциплине «Общая психология»

Минск 2008

Введение.

Проблема развития мышления, рассматриваемая в данной работе, волнует умы ученых и общественность с древних времен. Долгое время  процесс мышления рассматривался в  качестве предмета изучения таких дисциплин  как философия, религия, логика. Лишь позднее проблема мышления стала  рассматриваться в психологии и  стала предметом точного экспериментального исследования. В этой работе описана  последовательность развития мышления, начиная с раннего возраста, этапы  формирования наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического  мышление, даны их характеристики. В  работе рассмотрены стадии становления  мышления (допонятийная и понятийная) в процессе взросления, воспитания и обучения человека. Указаны виды мыслительной деятельности в зависимости от типа решаемых задач, направленности. Рассмотрены взаимосвязи видов мышления и переход одного вида мыслительной деятельности в другой. В данной работе описаны различные теории мышления, материалистический и идеалистический подходы. Тема изучения мышления остается актуальной и сейчас. Мышление изучают и психология, и физиология, и патология, и психиатрия. Путем наблюдения, эксперимента, тестирования, клинических исследований выявляют дефекты развития мышления, находят способы их коррекции. Все это было бы невозможно, без знания основ процесса развития мышления, без исследовательской деятельности древних и современных ученых.

1. Проблема развития  мышления.

1.1. Понятие о  мышлении.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет  ему представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени. Все это возможно благодаря  процессу мышления[5, с. 262]. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит  к мышлению. Функция мышления –  расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью  умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления – раскрытие отношений  между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и  принимает на себя функции обобщения  и планирования[8, с. 178]. Под мышлением  понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

В формировании развитии мышления условно можно  выделить несколько этапов. Границы  и содержание этих этапов у разных авторов могут варьировать. Это  связано с позицией автора по данной проблеме. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций  этапов развития мышления человека. Однако среди общепризнанных концепций  и учений можно найти и общее[4, с. 142].

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большей степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале  не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который  оно направлено, и приобретает  осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в  ходе его предметной деятельности и  общения, в ходе освоения общественного  опыта.

1.2. Наглядно-действенное  мышление.

В зависимости  от содержания решаемой задачи выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (последовательные ступени интеллектуального развития). Генетически наиболее ранняя форма  мышления – наглядно-действенное  мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать  в конце первого – начале второго  года жизни, еще до овладения им активной речью[8, с. 179]. Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что  задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит  свое выражение в одних и тех  же действиях, которые он выполняет  со сходными между собой предметами. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному  обобщению. В результате создаются  первые, неустойчивые группировки предметов  в классы и причудливые классификации. Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. Мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и  сравнении. При этом усваиваются  различия между такими понятиями, как  вещь и свойства вещи. Ребенок учится делать умозаключения[8, с. 180]. Наглядно-действенный  вид мышления есть и у взрослых, встречается в быту (применяют  при перестановке мебели) и, когда  заранее невозможно полностью предусмотреть  результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

1.3. Наглядно-образное  мышление.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием  образами. Этот вид мышления ярко проявляется  у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими  действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не обязательно  и далеко не всегда должен потрогать  руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется практического  манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо  воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники  мыслят лишь наглядными образами и  еще не владеют понятиями (в строгом  смысле), хотя широко используют слова (но слова играют еще роль обозначения  предметов, а не как отражение  существенных свойств предметов). Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию[6, с. 453]. Взрослые также используют наглядно-образное мышление, оно позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе не видны (изображение атомного ядра, внутреннее строение земного шара).

1.4. Словесно-логическое  мышление.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств  и представляет собой наиболее поздний  этап исторического и онтогенетического  развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование  понятий, логических конструкций, которые  иногда не имеют прямого образного  выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому  мышлению человек может устанавливать  наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе  и обществе, обобщать различный наглядный  материал. В то же самое время  даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. Любое  абстрактное понятие имеет у  каждого человека свою конкретную чувственную  опору, которая не может отразить всей глубины понятия, но позволяет  не отрываться от реального мира[5, с. 287].

1.5. Допонятийное и понятийное мышление.

В своем становлении  мышление проходит две стадии допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как нечувствительность к противоречиям, синкретизм (тенденция связывать все со всем), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), отсутствие представления о сохранении количества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции[8, с. 182].

Понятийное мышление приходит не сразу, а через ряд  промежуточных этапов. Мышление развивается  от конкретных образов к совершенным  понятиям, обозначенным словом. Понятие  первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах. Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте. Эти сдвиги выражаются в  познании все более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых для этого мыслительных операций. Эти мыслительные операции еще недостаточно обобщены, мышление детей младшего школьного возраста является понятийно-конкретным. Однако они овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости, у них развивается словесно-логическое мышление. В среднем и старшем школьных возрастах ученикам становятся доступны более сложные познавательные задачи, мыслительные операции обобщаются, формализуются, расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению. Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, где каждая предыдущая стадия подготавливает последующие.

1.6. Виды мышления.

Различают теоретическое  и практическое, интуитивное и  аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – постановка цели, создание плана, проекта, схемы, основная особенность его – развертывание в условиях жесткого дефицита времени. Проводится различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое – связано с реализацией желаний человека. Важным является различение продуктивного и непродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта. Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач[8, с. 185].

Все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Отдельные виды мышления постоянно  взаимопереходят друг в друга. Пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

2. Основные психологические  теории мышления.

2.1. Материалистический  и идеалистический подходы.

Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и  физиологии высшей нервной деятельности, также кибернетики в связи  с задачами технического моделирования  логических операций. Мышление есть функция  человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством  знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности. Таким образом, мышление человека имеет общественную природу[2, с. 61]. Проблема мышления долгое время не являлась предметом точного  экспериментального психологического исследования и была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась  борьба между материализмом и  идеализмом, которая проходила красной  нитью по всей истории философии.

Материалистический  подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувственном  познании». Однако эта формула приводила  чаще всего к механическому толкованию, согласно которому мышление понималось как сочетание образов памяти или как продукт ассоциации (по смежности, сходству и контрасту). Концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым, специфическим процессом, и его можно без остатка свести к игре образов и ассоциаций. Поэтому в течении долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования[3, с. 302].

2.2. Ассоциативная  теория.

Основы ассоциативной  теории, заложенные Гоббсом и особенно развитые в трудах Гартли и Пристли, были внесены в субъективно-эмпирическую психологию XIX века в Англии главным образом Спенсером и Беном, в Германии – Гербартом, Эббингаузом и Вундтом, во Франции – Тэном и другими[2, с. 62].

Информация о работе Проблема развития мышления. Основные психологические теории